Отец Олег Моленко
ОТЦЫ ЦЕРКВИ, ДУХ ВРЕМЕНИ, ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ И ПЕРСПЕКТИВА
При чтении и цитировании изречений святых отцов Церкви Христовой мы должны быть предельно внимательными и осторожными. Отцы жили в свое время и говорили истинные вещи через дух и нужды своего времени. Они же нас научают познавать дух времени и устраивать свое спасительное жительство с учетом его. Мы не видим разницы в духе времени какого-то отца и нашего времени. Выставляем цитату отца, основываясь только на его духовном авторитете в Церкви, а она выглядит устаревшей, а то и аляповатой. По этой причине она не оказывает должного действия на читателя, но вызывает внутреннее отторжение, что ведет к падению интереса к наследию святых отцов. Писание и творения святых отцов надо преподносить истинно, но интересно и современно, с расчетом на современного читателя, такого, какой он есть. Надо не принижать духовные истины, но выставлять эти драгоценности в выгодном свете, чтобы они заиграли скрытой в них божественной силой и красотой и тем привлекли бы к себе и к отцам читающих их людей.
Например, были отцы первых трехсот лет земного бытия Церкви Христовой, когда она была гонимой языческим миром и отступническим иудейским синедрионом. После становления христианской веры государственной усилиями императора Константина Великого произошло очень большое изменение в положении Церкви и ее членов, что при сохранении всех истин существенно повлияло на духовную и прочую жизнь членов Церкви. Кроме положительного, огосударствление Церкви принесло много отрицательного, что в свою очередь привело к появлению феномена монашества, Института монашества и самих монахов. Появились святые отцы из монашества, которые писали свои труды в основном для монахов. Монашество, а особенно его старчество, компенсировало духовные потери, принесенные огосударствлением Церкви и от попадания Ее в зависимость от государства и государей. С выхолащиванием силы и сути монашества, что привело к исчезновению в их среде духоносных старцев и аскетически опытных делателей, и писателей, оно превратилось в мертвый, театральный институт, живущий на спекуляции прошлыми заслугами монашества. Зависимость церкви от государства приобрела форму фарса и лицедейства. Звание монаха стало лишь звеном в карьере и погоне за привилегиями земной жизни. Церковь превратилась в исторический рудимент и в господствующую идеологическую секту, которая руками государства подавляет всякое инакомыслие ради своего господства. Однако отсутствие Церкви и Ее замена на антипод, в лице мошеннической подделки, не избавила людей от нужды в стремлении к Богу, в вере в Него и в спасении, но значительно осложнила их поиск и осуществление. Теперь стоит задача разгосударствлении Церкви, но не в расцерковлении государства, поскольку оно никогда не было воцерковлено. Для этого сперва нужно упразднить подделку (т.е. распустить все существующие отступнические структуры, имитирующие собой церковь Христову) и найти истинную Церковь. Задача эта простым людям непосильна. Вот почему неизбежна предсказанная в Писании вторая всемирная проповедь покаяния и благовествования, с учетом духа времени и особенностей нашего текущего бытия.