Отец Олег Моленко
ОТЦЫ И ДЕТИ - В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Богословское осмысление наказания детей за грехи отцов.
В Священном Писании мы имеем два разных между собой указания в отношении наказания детей за грехи их отцов. По одному из них проклятие за грехи отцов ложится на следующие поколения до четвертого колена или рода. То есть, если, например, сегодня ты сознательно согрешишь тяжким противо-промыслительным грехом, то наказание в виде скорбных последствий будет поражать твоего сына, его сына (твоего внука), сына твоего внука (правнука) и сына твоего правнука. Благословение же за твою праведную жизнь снизойдет на тысячу твоих родов. Из этого следуют различные, трудно постигаемые комбинации, ибо, если, например, согрешишь не только ты, но и твой сын, то на твоего внука, правнука и его сына обрушится удвоенное проклятие. Если же в твоем роду были праведные люди, то их благословение и обретенное за грех проклятие будут взаимно компенсироваться в ту или иную сторону. Уменьшится сила проклятия, но, вместе с тем, уменьшится и сила благословения на твоих потомков. Однако, кроме этого существует и иная линия ответственности детей за грехи отцов. Об этом написано у пророка Иезекииля:
Иез.28:
1 И было ко мне слово Господне:
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
5 Если кто праведен и творит суд и правду,
6 на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается,
7 никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,
8 в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,
9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того,
11 чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет,
12 бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
13 в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:
15 на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет,
16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,
17 от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
18 А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
19 Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
23 Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
25 Но вы говорите: "неправ путь Господа!" Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
26 Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
29 А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!
Теперь вернемся к второй половине образовавшейся антиномии.
Втор.8:
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Итак, налицо антиномия, состоящая не из явно противоположных утверждений, но из разных следствий одной причины. То есть в каждой половине антиномии приводится разная мера ответственности и наказания детей за грехи их отцов. По Второзаконию за вину отцов Бог наказывает детей до третьего и четвертого рода, а по Иезекиилю, Бог судит и наказывает как отцов, так и детей только по их личному качеству: за праведность благословляет, а за грехи наказывает.
Сперва выясним вопрос, почему Господь говорит о наказании до третьего и четвертого рода, а не просто до третьего или четвертого?
Это означает, что в любом случае наказание за грехи отцов точно ложится до третьего рода, но в некоторых случаях (более тяжелых) и до четвертого. Каких же детей наказывает Господь Бог за вину отцов? Разве всех подряд и без всякой разницы? Нет! Только тех, которые ненавидят Господа. Также и благословение Бога нисходит на тысячу родов, но только на тех из этих родов, которые любят Господа и соблюдают Его заповеди. Говоря другими словами, ненависть детей до третьего и четвертого рода к Богу включает механизм воздаяния для этих потомков. А любовь к Богу представителей тысячи родов включает нисхождение на них благословения.
Что касается указания в пророчестве Иезекииля, то там речь идет сперва о пословице, имевшей популярность в Израиле. Эта пословица была составлена по мотивам указания Второзакония, где речь идет о родовой ответственности, а не о сыновней. Пришло время внести поправку в установившееся искажение - и Бог Сам вносит поправку, начиная с отмены данной пословицы. Затем Он устанавливает для каждого человека, в том числе и для пары отец-сын, персональную ответственность за свое поведение и соответствующее наказание смертью за нечестивую жизнь, или получение жизни за праведную жизнь. При этом Господь призывает Своих людей к покаянному изменению себя: "сотворите себе новое сердце и новый дух". Итак, в родовой ответственности существует возможность получить или благословение, которое распространяется на тысячу родов, но реально сходит лишь на тех, кто любит Господа Бога и исполняет Его заповеди, или подвергнуться проклятию, минимум до третьего рода и максимум - до четвертого, для тех, кто ненавидит Господа.
У Иезекииля речь идет о личной праведности или личном нечестии и ответственности за это. Эта ответственность для отца не зависит от поведения его сына, а для сына - от поведения его отца, ибо каждый из них отвечает только за себя. Но наказанием и поощрением здесь являются не проклятие и благословение, а жизнь и смерть. За непоколебимую до конца праведность - жизнь. За неисправимое нечестие - смерть. Жизнь и смерть должно разуметь в двух проявлениях - в физическом смысле и в духовном. Духовная смерть касается всех нераскаянных грешников, а физическая - только некоторых из них.
Надеюсь, что данное слово поможет вам лучше уяснить рассматриваемый вопрос.