Ответы отца Олега Моленко на 10 вопросов духовной дочери NN
5. Почему членам Церкви, имеющим мирской брак, можно находиться в нем, а одиноким членам Церкви нельзя обручиться с не членами Церкви?
(Если в первом случае невоцерковленные муж (жена) освящаются воцерковленным супругом (супругой), то почему это недопустимо во втором случае?)
Мы не поставлены судьями над Церковью, но должны быть добросовестными исполнителями ее велений, указаний и предписаний. Все в Церкви установлено по воле Бога и внушению Духа Святого. Бог же не подотчетен нам в Своих действиях и решениях. Нас спасает смиренное и качественное исполнение заповедей, с врачующим все наши уклонения покаянием, а не разбор заповедей и выяснение причин того или иного установления или закона.
Так и в отношении твоего вопроса я мог тебе просто указать на закон: «Так установлено Богом и не тебе менять что-либо! Смирись и выполняй во спасение свое»! Но я снизойду твоей немощи и объясню то, что не обязан объяснять.
Ты сравниваешь положение двух пар реальной (муж верующий, жена нет или жена верующая, а муж нет) и предполагаемой тобой (невеста верующая, жених нет или жених верующий, а невеста нет) по конечному их положению, т.е. что они приняты Церковью в качестве мужа и жены. При таком подходе тебе кажется, что эти пары идентичны, а значит, равны во всех правах. На самом деле это не так. Твоя ошибка состоит в том, что ты своим воображением вырываешь эти пары из промысла Божьего о них и из их сложившейся именно так жизни и искусственно ставишь их наравне лишь по конечному результату, который тебе желателен. На самом деле в очах Божьих эти пары вовсе неравны. Первая из них уже состоялась как брачная пара, хотя и вне Церкви. Супруги, вступая в брак до уверования и воцерковления одного из них, не лукавили, не притворялись, но действовали в рамках существующего для них человеческого закона и условий окружающего их общества. Они прожили несколько лет или десятков лет, родили детей, нажили совместное имущество, положение в обществе и все прочее как семья и брачная пара. Вот почему при обращении одного из супругов ко Христу и вхождении его в Церковь Христову Господь Бог и Церковь учитывают происхождение их брака, их историю и реальное положение и ради веры и спасения уверовавшего супруга милостиво позволяют сохранить их сложившийся брак и семью при условии, что неуверовавший во Христа супруг не будет препятствовать исповедовать свою веру и спасаться уверовашему. Подобные браки принимались Церковью по той причине, что по преимуществу в состав ее входили люди из числа обращенных проповедью Евангелия язычников и многие из них уже были связаны узами брака. Такая снисходительная практика была установлена в Церкви на основании слов святого Апостола Павла:
1 Кор.7:
«10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены»?
В стихах 10-11 указан непреложный Божий закон в отношении брака. Апостол подчеркивает это для сознания верных словами:
«не я повелеваю, а Господь». Остальное повеление происходит уже от Апостола, и он это подчеркивает в словах: «Прочим же я говорю, а не Господь». Это не означает, что Павел предложил Церкви нечто не богоугодное. Просто он мудро разделяет церковные постановления по их силе и значению. Его повеления обязательны к исполнению, но имеют меньшую силу и значение, чем прямые повеления Господа Бога. Соответственно при их нарушении степень покаяния и наказания будет меньше, чем за нарушение Божьих, т.е. это вопрос субординации различных церковных правил и постановлений.
Исполнение верными повелений, изложенных в стихах 10-11, принципиально согласуется с фундаментальным законом Божьим в отношении брачного союза вообще. Этот закон был установлен до Церкви Христовой и распространяется на все моногамные браки вообще, а не только на заключенные в Церкви.
Повеления в стихах 12 и 13 имеют условный характер и до выполнения предложенных условий они не имеют силы и не являются законом для верных.
Содержание стиха 14 имеет силу и значение лишь при выполнении поставленных условий «она (неверующая) согласна жить с ним» или «он (неверующий) согласен жить с нею». В таком случае оно становится законом и утверждает для данной брачной пары закон Божий по отношению к браку (ст. 11-12).
Однако нельзя этот условный закон своевольно прилагать и распространять на тех, кому он не писан и для кого не подходит, превращая его таким образом в универсальный, т.е. нельзя его распространять на всех неверующих жен и мужей вообще. Тем более нелепо его прилагать к невестам и женихам.
Условия брачного союза, созданного до Церкви и вне Церкви, включают в себя и вариант, изложенный в стихе 15. Это попущение показывает нам разницу между браком, заключенным вне Церкви, и браком, заключенным в Церкви. Брак, заключенный вне Церкви, во всех случаях ущербнее церковного брака. Он допускается по Божьему снисхождению при соблюдении предписанных условий. Исполнением этих условий брак благословляется Церковью и принимается как брак своего верного (верной). Этим он подтягивается к Церковному браку, но не уравнивается с ним. Неравенство это заложено в исходных обстоятельствах т.е. в том, что один из супругов остается неверующим, но обязующимся не препятствовать вере супруга. Это обстоятельство не может не сказываться на верном (верной). Ему (ей) приходится скорбеть о необращении и возможной погибели своего супруга. Для сего-то Апостол утешает верных надеждой словами стиха 16. Но надежда эта имеет два исхода, и мы действительно не знаем, уверует второй супруг или нет. Такая надежда отчасти утешает, а отчасти печалит сердце верного. Жить с этой печалью приходится всю оставшуюся совместную жизнь, до обращения неверующего супруга или до смерти одного из них. В этом отношении у пары, имеющей церковный брак, огромное преимущество перед браком нецерковным.
Второй печалью верного, живущего в благословленном Церковью союзе с неверующим, является благовоспитание имеющихся в браке детей. На этом воспитании не может не сказываться наличие в семье у двух любящих друг друга и любимых детьми родителей разницы в их мировоззрении, мироощущении и соответственном отношении к жизни. Если неверующий супруг терпит веру верного, то, со своей стороны, он требует терпения к своему заблуждению (в вере или неверии). Раз это заблуждение в глазах детей терпимо и отец (мать) при нем остается любимым (любимой) в семье, то невольно эта терпимость переходит в умах детей и на заблуждение отца (матери). Таким образом дети стяжевают недолжное (толерантное, в духе современного экуменизма) отношение к конкретному заблуждению по отношению к вере. Это не может не сказываться на деле спасения их. Бесы не упустят открывшиеся для них возможности.
Итак, подобное положение верного терпится Церковью как вынужденное и сложившееся до входа в нее, ведь до этого входа Церковь ничего не могла сделать.
Совсем другое дело, когда человек уже вошел в Церковь и принял все ее законы и постановления. Он не может быть поставлен на один уровень с тем, кто действовал какое-то время в своей жизни вне Церкви. Церковь не может внутри себя создавать ущербные браки, подобные тем, которые образуются вне ее и без ее ведома и влияния! Церковь не может ставить своих чад в мучительное и опасное положение, а также допускать риск по отношению к детям своих чад! Церковь не может смешивать верного с неверным и веру одного супруга с заблуждением другого. Когда в Церковь приходят люди с уже имеющимся больным браком, то Церковь печется о возможном с ее стороны уврачевании его и спасении верного в сложившихся уже у него не совсем благоприятных личных условиях. Однако Церковь не может создавать подобные неблагоприятные условия, одобрять их, благословлять и поддерживать их для своих верных, которые еще не вступили в брак!