Ответы отца Олега Моленко на 10 вопросов духовной дочери NN
6. Ваши молитвы о не членах Церкви так же действенны, как молитвы о Ваших духовных детях?
Действенность молитвы какого-то лица о других людях состоит из трех частей. К первой относится личность самого молящегося человека. Ко второй тот человек или те люди, о которых молятся. К третьей связь и отношения между молитвенником и людьми (или душами), о которых он молится.
Часть первая. Отражает отношение молитвенника к Богу.
Молитвенником о людях является не просто любой верующий человек, который поминает кого-то в своих молитвах, или который молится по чьей-то просьбе о каких-то людях, а тот, кто имеет дерзновение к Богу и силу своей молитвы, который может вымолить у Бога то, что потребно людям. Основанием такого дерзновения к Богу и исполняемости молитв служит правая вера, праведность молитвенника и его содружество с Господом Богом.
Часть вторая. Отражает отношение лиц, просящих молитв, или лиц, за которых просят молитв, к молитвеннику, а также их споспешествование его молитве.
Хорошо иметь доступ к дерзновенному пред Богом молитвеннику, но и те лица, о которых он молится, влияют на действенность его молитвы. Иак.5,16: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». В славянском тексте написано точнее: «много может молитва праведного споспешествуемая». Слово «усиленная» не говорит нам о том, кем молитва праведного усиливается. Слово «споспешествуемая» показывает нам, что молитве праведного за других людей помогают те люди. А помогают они своим покаянием, своими слабыми молитвами, которые хоть и не имеют дерзновения, но заявляют о произволении человека, своим благочестием. Большое значение для действенности молитвы имеет важность и насущность проблемы, о которой молятся, личное сопереживание о ней, а также вера молитвеннику. Важно также, чтобы просимое у Бога совпадало с промыслом Божьим и было по воле Божьей.
Третья часть. Отражает отношения между молитвенником и лицами, о которых он молится.
Чем лучше молитвенник знает людей, о которых молится, чем больше он их любит, чем сильнее переживает, тем действеннее его молитва о них. О членах единой Церкви молитва всегда теплее и настойчивее, чем о посторонних. Главное для просителей помолиться это расположить сердце молитвенника к тем людям, о которых его просят помолиться. Расположение сердца молитвенника зависит от Бога и от подхода просителей. Просители должны молить Бога расположить сердце молитвенника к ним, а также найти путь расположения его сердца к себе и своим прошениям. Смирение просителей и серьезность проблемы или беды преобладают в деле расположения сердца молитвенника.
Верные чада Церкви имеют большое преимущество перед посторонними для Церкви лицами. Однако бывает так, что верный просит помолиться о нем или своих близких холодно, формально, а посторонний человек усердно, с плачем и обнажением крайней нужды. В таком случае сердце молитвенника располагается к постороннему куда больше, чем к верному.
Я написал о трех частях, необходимых для действенности молитвы, которые находятся во власти человека, в т.ч. и то, чтобы воздействовать на Бога. Но, в конце концов, все зависит от сердцеведца Бога. Бог взирает на веру, сердце и нужду ищущего молитвенного предстательства человека и тем или иным образом удовлетворяет этой нужде, приводя его к Своему молитвеннику и располагая его сердце. Часто сам молящийся человек не может объяснить себе причины скорого услышания и исполнения молитв за одних, и долгого услышания или отвержения молитв о других.
Бывает так, что за верного молишься долго и усердно, но получаешь мало или вовсе не получаешь ничего, а за постороннего скажешь несколько слов прошений и они исполняются мгновенно. Вот почему сколько бы мы со своей стороны не были бы готовы к получению просимого, все зависит от дающего Бога, Которому слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.