Ответы отца Олега Моленко на 10 вопросов духовной дочери NN
8. Как хранить молчание?
(После Таинства Причастия нужно хранить молчание, чтобы не «расплескать» благодать. А на подворье так не получается. И так редко видимся, чтобы не пообщаться. А если сама хочу хранить молчание, то другие с вопросами подходят. И на самой службе не получается предстоять как бы наедине с Богом. Опять же, рядом люди, много света. А хочется полумрака, который бы «помог» уединиться и абстрагироваться от рядом стоящих. То есть, выходит, что прихожу в Храм Божий, а наедине с Богом не могу остаться.)
Еще одной нашей бедой является то, что мы из благих побуждений, ссылаясь на мудрые советы святых отцов, пытаемся взвалить на себя либо невозможное для нас, или непосильное, или непомерное. Другими словами, мы сами обольщаем себя посредством благого, обманываясь видом этого благого. А благое-то оно есть благое, но все дело в приложении и возможностях. Кто, например, скажет, что плохо всю ночь вместо сна отдать молитве? Однако на практике для нас это недостижимо. То же должно разуметь и в отношении молчания. Молчание хорошо в разуме, когда оно мерно, своевременно, не обременяет наших близких, не выпячивает нас и т.д. Но такое молчание не есть неговорение вообще. Молчание направлено против суетной молвы, пустых и праздных бесед. Вот почему добродетель, рождаемая молчанием, называется безмолвием. Это безмолвие не только наружное, но прежде всего внутреннее. Напрасно силиться молчать устами, когда ум во всю предан молве с бесовскими помыслами. В полноте молчание и безмолвие возможно соблюдать лишь при жительстве в крайнем уединении (затвор, пустынножительство, отшельничество), которое благословляется Богом лишь преуспевшим лицам, ведущим монашеский образ жизни. Для нас довольно, если будем обуздывать язык свой, избегать пустых и праздных бесед, поучать, а тем более, осуждать других людей.
При встрече с братом или сестрой должно быть приветливым, благорасположенным, внимательным и дружелюбным. Однако надо помнить, что для тебя любая встреча с человеком есть искушение, в т.ч. на обуздание языка. Вот почему внимательно следи за тем, что говорит тебе брат или сестра и что отвечаешь ты. Не спеши отвечать, но помолись сперва Богу о вразумлении, что и как сказать. Если услышишь нечто полезное, то благодари Бога. Если увидишь, что брат (вольно или невольно) искушает тебя на праздную беседу, а тем более на осуждение других, то откланяйся и, не осуждая его, уйди (убеги) от многословия и осуждения. Если прямого вреда не увидишь, то позволь брату высказываться, а сама внимай своему сердцу, держа при нем Иисусовую молитву. При этом не внимай словам брата, но время от времени поддакивай ему, чтобы он не обиделся, а сама внимай молитве. Делать это очень нелегко и есть подвиг. Если увлечешься в беседу, укори себя, покайся и верни внимание во внутрь себя и к словам молитвы. Так поступая, обязательно получишь пользу для своей души и благодать от Бога.