Отец Олег Моленко
СЛОВО О ГУБИТЕЛЬНОМ ПАМЯТОЗЛОБИИ
Есть насущная нужда поговорить о губительной страсти, именуемой памятозлобием.
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТОЗЛОБИЕ?
В понятии памятозлобия переплетены две способности человека память и злоба. Когда человек какое-то время помнит о причиненной ему обиде или долго мыслит о каком-то зле, то это означает, что этот человек памятозлобствует или служит страсти памятозлобия.
Все рожденные и рождаемые на земле люди (кроме Иисуса Христа, Приснодевы Марии и Иоанна Богослова) так или иначе, часто или редко испытывают по отношению к другим окружающим их людям злобу или какое-то злое чувство неприязнь, ненависть, месть, зложелательство, злорадство, вражду, желание бед, желание смерти и даже вечных мучений. Для падшего человеческого естества подобный злой набор, увы, норма. Однако испытать злое чувство или допустить злые помыслы в отношении другого человека еще не значит памятозлобствовать. Такое злое чувство или помысел можно и должно победить в самом начале, изгнать его всемогущим именем Иисуса Христа и своим на него разгневанием, и не дать в себе место ростку памятозлобия.
Памятозлобие происходит от отсутствия любви и есть плод пагубного осуждения, когда оно утверждено в человеке вместо любви. Легкий вид осуждения проявляется в допущении злого помысла в отношении какого-то человека или злого чувства против него; средний вид в злоречии и зломыслии, когда об осуждаемом человеке принимаются потоки злых помыслов, которые сопровождаются злыми чувствами по отношении к осуждаемому лицу; крайним видом осуждения является памятозлобие как всегдашняя злая зацикленность на нашем обидчике или неприятном для нас человеке. Такие потоки злых помыслов и потоки злых чувств создают внутри осуждающего человека постоянное злое настроение по отношению к рассматриваемому образу «плохого» человека. Такое постоянное злое по отношению к кому-то настроение и есть губительное памятозлобие. Если с этим настроением пожить некоторое время, то оно становится устроением человека, его злой натурой и как бы второй природой, которую Бог не создавал. Из такого адского и ада достойного состояния помнящий зло человек при первой возможности воздает своему обидчику местью, которая может грубо «выстрелить» в лицо тому человеку, которого мы ненавидим, либо действует лукавством, поливая его злоречием, распуская о нем худую молву, а то и клевету. И уж совсем по-сатанински будет, если кто-то на самом деле отомстит обидчику, воздавая злом за зло, используя для этого удобный случай или зависимость этого человека от нас или от нашей над ним временной власти.
ВРЕДОНОСНОСТЬ ПАМЯТОЗЛОБИЯ
Памятозлобие является одной из самых вредных для дела нашего спасения и духовного преуспевания страстей. Если другие страсти отягчают наше спасительное шествие, то памятозлобие кладет ему предел. Наше преуспеяние в отношениях с Богом основано на смирении и любви. Но где памятозлобие, там нет ни смирения, ни любви, но гордость и ненависть.
Бог не принимает никакую жертву от памятозлобного человека. Памятозлобие убивает в человеке печаль по Богу и всякое покаяние. Оно не только пресекает нашу молитву, особенно молитву именем Иисуса Христа, но и делает ее для нас во грех! Вот почему отцы справедливо не допускали памятозлобных к упражнению Иисусовой молитвой. Имя Божье неудержимо для зараженного памятозлобием человека. Если же он по своей гордости и упорству своего злого сердца будет напрягаться держать ее, то потерпит вред и понесет урон. Он будет предан в лапы злых бесов и отдан на растерзание страстям. Его печальным уделом становится прелесть бесовская. Памятозлобствующий не спасется никоим образом, что бы он не делал и как бы не подвизался.
ОЦЕНКА ЛЮДЕЙ
Борьба с осуждением вовсе не означает, что мы не можем и не должны оценивать людей, различая в них зло и добро. Честно и правдиво будет сказать, что мы не можем не делать оценок. Без справедливых и истинных оценок мы запутаемся, подвергнем себя большой опасности и многому вреду. Без оценки мы просто не сможем жить. Как нам по заповеди Бога уклоняться от зла и творить добро, если мы не будем оценивать это зло и добро своим праведным судом?
Как же совместить две необходимости: необходимость оценивать человека и его поступки и плоды, и необходимость не впадать в пристрастный о нем суд и пагубное его осуждение?
Конечно, можно противопоставить страсти осуждения ряд правильных мер. Например, напомнить себе заповедь Господа о неосуждении. Можно ухватиться за мысль, что нельзя судить по причине своего незнания глубин этого человека, всех его обстоятельств, условий и состояний. Об этом делании Апостол говорит то, что не должно судить брата до времени, когда придет Господь судить всех и все всем будет ясно и точно показано. Но подобный подход не всегда возможен. Если, например, появляется нужда оценить действие против тебя твоего брата или сестры во Христе, которое является грехом, для того, чтобы исполнить заповедь Господа о высказывании брату наедине, об обличении его при двух или трех свидетелях и, в конце концов, о поведании об этом его грехе церкви то как быть тогда? А чтобы уклониться от зла, проходящего через какого-то конкретного человека, его надо злом увидеть и признать! А чтобы с нечестивым не развратиться по слову Писания его должно увидеть нечестивым, признать таким, а значит, опасным для себя, и, на основании этой оценки или, иначе, праведного суда, удалиться от него! Итак, просто противоречить страсти осуждения и отвергать ее под каким-то благим предлогом не всегда возможно. Значит, нужно найти какое-то более мощное, удобное и подходящее средство для ограждения себя от осуждения и его исчадия памятозлобия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВ ОСУЖДЕНИЯ И ПАМЯТОЗЛОБИЯ
Чтобы нам найти реально действующее средство против злобного осуждения других людей, а тем более против губящего нас памятозлобия в отношении них, нам сперва должно ясно увидеть и уяснить для себя механизм подступа к нам и действия на нас памятозлобия.
Я не буду здесь касаться прилога памятозлобного помысла, ибо об этом достаточно сказано у отцов Церкви и в моих других трудах. Я хочу указать вам на очень серьезную и весьма существенную ошибку, которую большинство людей допускают в самом своем неправильном подходе и отношении к другим людям.
Основная наша ошибка состоит в том, что мы воспринимаем человека, с которым соприкоснулись в свой жизни и который по какой-то причине вдруг стал нам не мил, неприятен, ненавистен и как враг, которого должно уничтожить, как законченный и навсегда сложившийся образ. Именно этот образ мы ненавидим и по отношению к нему памятозлобствуем. Но на самом деле человек редко бывает таким, чтобы его можно было почитать образом всецелого добра и святости или образом всецелого зла и демонизма. Такие люди на крайних полюсах добра и зла бывают, но их весьма небольшое количество. На полюсе добра их называют святыми, праведниками, угодниками Божьими, сынами Божьими, друзьями Бога. На полюсе зла людей, окончательно окачествовавшихся злом и ставших подобно демонам необратимыми к добру и свету, именуют злыми, нечестивыми, нераскаявшимися грешниками, детьми диавола, сынами геенны огненной, демоноподобными, служителями сатаны. Таких полярно закрепленных в добре или во зле людей невозможно не распознать, а тем более перепутать. Большинство людей представляют из себя какую-то пропорциональную смесь добра и зла, но это смешение не есть в них постоянно! Поймите важную вещь, что каждый человек – это не застывшая незыблемая картина (добрая или худая, или в которой смешано и переплетено добро и зло), а постоянная перемена различных состояний. В этом смысле каждый человек по своей сути неуловим до тех пор, пока он окончательно не окачествуется в добре или во зле, или его текущее состояние с преобладанием зла или добра не будет зафиксировано смертью. К последнему относятся слова Господа: «В чем застану, в том и сужу».
Удобно представить человека таким подобием вращающимся перед нами многогранником. Каждая грань этого многогранника – это текущее состояние человека, доброе или злое, с преобладанием зла или добра. Всякий раз, когда мы встречаем какого-то человека, он развернут к нам одной гранью. Если эта грань сегодня оказалась злой и причинила нам обиду или какой-нибудь вред, то в нашей памяти этот человек весь и навсегда сливается с этой опытно увиденной нами гранью и от этого навсегда становится в наших очах злым, а значит, ненавистным врагом, само положение которого требует, по нашему ошибочному разумению, достойного возмездия мести. Так смотрит на человека памятозлобие. Угол его зрения очень узкий и зашоренный, взгляд однобокий. А впечатление от такого взгляда заведомо ошибочно. В чем же состоит ошибка такого подхода? А в том, что на самом деле виденный вчера нами таким злым человек не является таким на самом деле. Он весьма изменчив, гибок, разнообразен в своих проявлениях и богат в своих действиях! Он текуч, переменчив и жив, и потому не поддается нашему фиксированию. Всякий раз мы фиксируем лишь его кратковременный след, который был и которого больше нет и, возможно, больше никогда уже не будет. Вчера этот человек по каким-то неведомым нам причинам был горд, зол, груб, невнимателен и распущен. Сегодня он может предстать пред нами своим добром быть внимательным, чутким, нежным, смиренным и предельно собранным. Вчера мы наблюдали его непомнящим о Боге, а сегодня он кается, сокрушается и плачет пред Богом. Так кто же такой этот человек на самом деле? Вот этот суд мы вынести не можем и не имеем никакого права!
Приведу классический пример из Писания. В книге Деяний святых Апостолов мы находим повествование об обращении ложного ревнителя Савла к Богу и его чудесное превращение из гонителя Церкви Христовой и конкретных ее тогдашних чад-христиан в великого первоверховного Апостола Христова и в учителя всех христиан! Посмотрим на этом великом примере, как работают страсти осуждения и памятозлобия.
Представьте себя современником тех событий, который не знает о грядущем дивном изменении Савла и превращении его в божественного Павла. Вы проходите по городу и вдруг видите, как какой-то знатный человек тащит своими руками по каменистым улицам города за волосы каких-то несчастных женщин и мужчин. Делает он это грубо, нисколько не заботясь о доставляемых таким влачением по земле ранах и увечьях. При этом он дышит яростью и убийством, попрекает свои жертвы, оскорбляет их словесно и поносит пред всеми очевидцами, как злодеев и богохульников. Кровь с влачимых Савлом людей стекает на мостовую. Но он продолжает тащить их таким образом до самой темницы.
Деян.8: «3А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».
Как бы мы отнеслись к такому человеку, особенно, если сами были бы христианами или сочувствующими им людьми? Если сказать честно, то очень плохо. Мы бы справедливо оценили Савла как злодея и мучителя людей. Здесь и начинается самое главное! Такая оценка справедлива по отношению к Савлу лишь в строгих пределах. Во-первых, она справедлива лишь по отношению к злым деяниям, совершенным Савлом, а не к его личности. Его личность решительно изменилась во благо. А злые дела остались в его памяти для покаяния и в Писании для правды. Во-вторых, она справедлива только к тому прошедшему и краткому времени. Дальше мы видим, как Христос является Савлу на пути в Дамаск и как от этой встречи меняется Савл. Осознав свою нелепую ошибку, он решительно обращается ко Христу, крестится и выходит на дело всемирной проповеди Христа и Его Евангелия среди язычников. А что же было бы с нами, памятозлобными? Ведь мы раз и навсегда сложили в глубине своего сердца образ злодея Савла, влачащего из домов женщин и мужчин. Того Савла-гонителя больше нет. Он раскаялся и больше никогда никого из христиан не обижал. Но мы помним его злым и помним это всегда. От этого у нас к нему злое отношение недоверие, неприязнь и ненависть. Но на самом деле Савла, ставшего Павлом, мы не уловили, а схватили своим узким памятозлобным взглядом лишь краткий отпечаток злодеяний, оставленных Павлом.
А что мы можем сделать и что нам делать? А делать мы должны следующее.
Мы должны дать себе труд всякий раз при взгляде на каждого встречающегося нам по жизни человека ставить его к нам только той гранью, в которой отражено его добро! Ведь через такие добрые свои грани человек имеет выход к Богу, а Бог имеет доступ к нему! Вот и мы должны, уподобляясь Богу, подходить ко всякому человеку только со стороны его добра и, взирая на это добро, видеть его добрым, общаться с ним как с добрым ибо это воистину так и есть! Мы знаем, что в человеке есть и зло, но мы цепляемся не за него, а только за его добро и то Божье в нем, что он имеет! Для нас этот человек есть формирующееся и растущее в борьбе со злом добро! Добро же нельзя осуждать и нельзя не любить. Вот почему таким подходом мы избавляемся от безполезного для него и вредного для нас осуждения этого человека и открываем к нему путь для нашей любви. Бог общается с ним через его добро и нас научает делать так же. Тогда и на нас другие братья и сестры будут смотреть не со стороны наших грехов (это может делать во благо только любящий нас врач, учитель и отец наш добрый пастырь), а со стороны нашего добра.
Беда бывает лишь в том случае, когда все грани человека становятся злыми и в человеке совсем нет никакого добра. Тогда нам остается по такой оценке человека оставить его и удалиться от всякого общения с ним, как с неисправимым и необратимым на добро. В этом оставлении злых и состоит наш правый суд. И Господь заповедал нам по отношению к слепым и губящим руководителям оставлять их: Мф.15: «14Оставьте их: они слепые вожди слепых».