Отец Олег Моленко
О ПОГРЕБЕНИИ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ
Тема погребения умерших людей весьма обширна, глубока и серьезна, чтоб к ней подходить, хромая в познаниях, с явным антиклерикальным настроем, дилетантски-поверхностно и карикатурно-лубочно. Поскольку смерть господствует в этом мире, постольку у людей есть проблема культуры умирания (ухода из этой жизни) и проблема посмертной участи человеческой души и человеческого тела. В этом отношении человечество разделилось на две основные группы. Одну представляют все те, кто верит в существование души человека и в посмертное ее бытие в иных условиях, вторую - те, кто не верит ни в Бога, ни в душу, но верит в самозапустившийся материальный мир, который почему-то самоорганизуется, эволюционирует, не распадается, будучи никем не управляем и не сохраняем, ведет себя как разумное существо и создает разумных существ, хотя для этого нет никаких оснований. Так вот в "мире" этих людей человек - это всего лишь случайно образованное звено эво-люции (значение слова: Ева-жизнь или свет; или Авва Свет - свет Отца) некиим образом последовавшее из обезьяны. В подобном случае (если человек всего разновидность обезьяны) его посмертную участь решают только в отношении его токсичного и опасного для живущих тела (трупа) и только по соображениям санитарии. В этом случае лучшим способ является сожжение "биологического мусора", что мы и наблюдаем в языческих обрядах провода тел умерших и в современных крематориях. Для людей здравомыслящих посмертная участь даже в отношении тел усопших людей (а умерших людей именуют именно усопшими, ибо смерть - это только временный смертный сон, за которым в свое время последует радость воскресения и жизни вечной; да и само слово "умерший" означает достигший определенной меры) не сводится только к соблюдению санитарных норм, но имеет несколько направлений. Например, участие в посмертной помощи душе представившегося перед Богом человека путем возношения о его душе молитв к Богу, исполнения ритуалов и предписаний данного вида религии, к которой умерший имел отношение. Вторым направлением посмертной участи является забота о теле умершего человека, что по библейским религиям включает в себя погребение, похороны и закапывание землей тела мертвого человека. Тема о различении неподвижного человека - жив он или спит - требует отдельного рассмотрения со стороны специалистов и знатоков этой темы, и ее не следует мешать с темой погребения. Погребение (сравните со корневыми словами "погреб" и "гроб", что в украинско-польском диалекте звучит как "домовына", т.е. дом) - это положение омытого, облаговоненного и окутанного пеленами тела во гроб. Именно так в свое время погребали умершее тело Иисуса Христа, а чуть ранее - Лазаря, которого Иисус воззвал от гроба. Это была обычная практика для условий ближнего Востока и северной Африки. Гроб представлял собой естественный грот (пещерку), вход в который закладывался большим камнем. Подобные гробы находились в некотором количестве на территориях, выделенных для погребения тел умерших людей (место погребения, именуемое у нас клад-бищем, т.е. хранением кладов), часто эти гробы использовались многократно. Так, по истечении некоторого санитарного времени со дня погребения предыдущего "насельника" гроба в него полагали нового насельника. В местах, где было обилие деревьев и мало гротов, прижился иной способ "утилизации" мертвых тел - захоронения. Обряд, сопровождавший захоронение, именуется "похоронами". Хоронили тела умерших, предавая их земле, путем закапывания тел на определенную глубину (где санитарные нормы и сохранность от животных имели свое значение), по записанному в Писании слову Бога, сказанному Адаму по изгнании его из рая на землю: "Земля ты, и в землю отойдешь".
Корень слов "похороны", "захоронения", "хранить", "сохранить", "охранять", "охрана" и прочих из этого ряда указывает на один смысл - соблюдать хранимое и хранящееся в целостности и неприкосновенности от чужих. А люди хранят, сохраняют и охраняют только ЦЕННЫЕ вещи. И действительно в системе библейского мировоззрения человек, как Божие творение, имеет высшую ценность после Бога. Потому-то и его тело сохраняется, хранится, прячется в землю, а не сжигается или выбрасывается на свалку в пищу птицам и животным (а именно так должны бы поступать все верящие в мировоззрение современной, рациональной, материалистической картины мира). Поскольку тело предавалось земле и имело большую ценность для людей, верующих в Бога и посмертную участь, а также в воскрешение именно этого самого тела умершего человека в судный день, то имелась нужда в разрешении вопроса, как это делать. Само тело приготавливалось надлежащим образом - омывалось, смазывалось дорогостоящими благовонными составами, заворачивалось добротной (по карману семьи) тканью или одеждой, которая соответствовала званию и положению усопшего в обществе. Для дарвинистов и безбожников все это полное безумие и лишние траты, но они почему-то тоже хоронят своих именно так, хотя и без религиозного содержания. Положить омытое, хорошо одетое и облаговоненное тело человека просто в земляную могилу (только не надо ссылаться на случаи массового захоронения во время боевых действий, где по соображениям санитарии зарывали в общие могилы в чем умершие были) было для человека любой книжной религии немыслимо и кощунно. Поэтому в северных местах (где в бытность господства языческих верований тела умерших в основном предавали огню и в редких случаях развешивали по деревьям или заваливали камнями, где деревьев не было) верующие в Бога люди решили совместить погребение и захоронение в единый процесс. То есть, сперва тело подготавливалось к погребению, затем укладывалось в деревянный ящик, неточно именуемый гробом, а затем, вместе с гробом, предавалось земле. Качество гроба и прочих сопутствующих атрибутов погребения и предания земле зависело от состояния хоронящей стороны. Богатые хоронили богато и делали своим усопшим дорогостоящие могилы, склепы и памятники. Так что мысль о том, что якобы не было никаких гробовых и могильных воров, не соответствует действительности, как и мысль о том, что экономили на гробах из-за дороговизны досок. Нелепо экономить на досках, и тратиться на дорогие склепы, памятники, могильные плиты, скульптуры и ограды, тем более на часовни, кладбищенские храмы и колокола (якобы существовавшие лишь для того,чтобы разбудить уснувших, которых приняли или выдавали за умерших). Ведь стоимость одного деревянного гроба и стоимость всего перечисленного из каменного, скульптурного и металлического несопоставимы! И в отношении могильных воров в криминальной среде существовало целое направление, презираемое другими направлениями, именуемое кладбищенскими и могильными ворами. Именно с ними в первую очередь и вели борьбу кладбищенские сторожа, содержащиеся за счет городских, поселковых и сельских управ. Люди есть люди, и они хоронили своих любимых и родных в дорогих одеждах, с дорогим оружием, орденами, золотыми крестами и прочими ценными вещами. И этот обычай хоронить, например, в курганах князя или иного знатного человека вместе с его конем, с его женой или убившей себя женщиной (читайте об этом у Нечволодова), вооруженными слугами, дорогой утварью из золота, в дорогих доспехах и с оружием идет с глубокой древности, с времен пирамидного Египта и курганной, языческой Руси. Об этом убедительно свидетельствуют археологические раскопки древних захоронений, частью представленные в музеях мира. Ссылка на дороговизну досок несостоятельна, кроме особых случаев глубокой нищеты хоронящей стороны и антисоциальности какого-то общества, или особых обстоятельств, что нельзя рассматривать как всегдашнюю и распространенную практику, ибо ее не существовало.
Даже верхушка иудейского Синедриона поучаствовала в решении социальной проблемы погребения странников, использовав неожиданно вернувшиеся им от предателя Иисуса Христа Иуды Искариотского сребренники на приобретение участка земли для погребения странников (то есть путешественников, которых смерть застала в их землях), которых некому было погребать и негде. Тема эта не исчерпывается приведенными фактами, но требует углубленного и серьезного исследования и написания ряда книг. Я привел лишь малое, чтобы показать верность поговорки, что не все то есть золото, что блестит, также то, что мы мало знаем человека и о человеке. Добавлю, что я имел непосредственный опыт участия в общении с умершими людьми, работал говорящим речи на кладбищах трех миллионного города, погребал и хоронил тела умерших людей, бывал на многих городских и сельских кладбищах в России, на Украине, на Кавказе, в Средней Азии, в европейских странах, в Канаде, Японии и США.
В отношении обычая российских людей православного верования приносить на могилы своих родственников в нарочитые дни некоторые продукты и напитки, замечу, что этот обычай идет с глубокой языческой древности и происходит от языческих тризн по умершему человеку (в основном знатному и богатому). Представители православной церкви, как до императорского, так и императорского периода России (современную РПЦ МП я церковью Христовой не считаю, ибо это есть самочинное сборище полу православно полуверующих лицемеров, лжецов, предателей Христа, обманутых и заблудших захожан, самозванцев в рясах и митрах, строящее свой корыстный бизнес на религиозных нуждах и чувствах неведающих сути дела людей) всячески боролись с этим суеверием, но безуспешно (так, как и с российским пьянством и леностью). Почему? Потому, что у церковного начальства нет инструментов наказания, кроме как отлучить от Причастия и от Церкви. Но данный вид провины не тянет ни на одно, ни на другое. Вот и приходится терпеть его, совершая время от время устные разъяснения. Где люди пастыря любят и ценят, там этот обычай умаляется. Где пастырь наемник, которым его архиерей пуляет с одного места на другое - там продолжают соблюдать языческие обычаи (например, игры на Масленицу) и суеверие.