Отец Олег Моленко
НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: О ПОНУЖДЕНИИ СЕБЯ К ПЛАЧУ И ПРОЧЕМУ СПАСИТЕЛЬНОМУ
Есть такая духовная болезнь - боязнь действия. Человек видит в себе лицемерие и недостаточность искренности и считает, что лучше в таком состоянии вообще бездействовать, чем действовать лицемерно. Это большое заблуждение, обольщение и прелесть бесовская, если человек намерен сидеть и ждать духовных чувств и покаянных озарений и ничего не предпринимать. Озарения приходят к действующему и понуждающему себя! Надо осознавать свою нищету. Надо признать отсутствие у себя этих чувств и озарений и свою неспособность к ним. Надо признать свою полную мертвость и никчемность. Но, признав все это, должно не сложа руки сидеть и ждать в несбыточной надежде, что все как-то самой собой прийдет. Надо самому действовать и действовать понуждением себя к полезному и желанному! Если при нечувствии есть понуждение, то это уже не лицемерие!
Посмотрите на обращение блудного сына. Он по осознании своего бедственного положения не сел со свиньями и не стал ожидать пока Отец его приедет его выручать. Он подвиг себя к сокрушению, обвинению и исправлению своего положения. Он решился и пошел к Отцу, считая себя недостойным более называться Его сыном. Он пошел на унижение: наниматься к Отцу, как посторонний слуга. Бог любит и ценит такую решимость и такое стремление к Нему при соответствующем смирении.
Мудрейшим из всех Апостолов Христовых является Павел! Он верно нашел для себя и решил проблему с безпокаянным самоосуждением и осуждением от других лиц (а оно всегда, даже если безукоризненно точное по попаданию, безпокаянное) и оставил это решение нам.
Смотрим это решение:
1 Кор.4:
1"Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим".
Разверну решение Апостола выпукло, чтобы было ясно видно, как он его построил:
1. Он определил свой статус - и для себя самого, и для других: "Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих".
2. Он определил главный предел своего статуса - верность Богу во всем Им порученном: "От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным".
3. Он вывел всякий безпокаянный суд о себе других лиц за пределы своего статуса, сведя этот людской суд в очень мало значащее для него: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди".
Почему же он сазал "очень мало значит", а не "совсем ничего не значит"? С точки зрения безпокаянного суда - его истинности - суд всех прочих людей для него ничего не значит, ибо он прекрасно знает себя пред Богом, кто он есть и что значит. Но, очень малое значение такой человеческий суд со стороны своих или притворяющихся своими для него имел место, как наблюдение за их неправильной реакцией на его личность и его служение. Он не мог не учитывать эту неправильную реакцию, чтобы не давать повода ищущим повода умалить его служение или его значение.
4. Он вывел свой собственный суд о себе за рамки статуса, т.е. перестал судить о своих человеческих погрешностях безпокаянно, не пред Богом и на публику: "я и сам не сужу о себе".
5. Чтобы всем было ясно, что это его осознанный и полезный выбор, а не какое-то самодурство или форма самооправдания он справедливо прибавил: "Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь".
6. Он поставил себя под единственно истинный суд единого Бога: "судия же мне Господь". И это вершина его мудрого решения!
7. Он обосновал это решение для других людей точным указанием на их неспособность судить вместо Бога и за Бога: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога". Суд, как и любое дело о Господе, должен быть в свое время, когда условия его вынесения будут соблюдаться Самим Богом.
8. Это свое решение Павел приложил к конкретной обстановке сложившейся у конкретной общины, чтобы научить своих подопечных не превозноститься один над другим: "Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим".
Как удивительно точно и красиво прописано Павлом это его решение! Теперь каждому из нас стоит прописать это решение по семи первым пунктам для себя. Затем действительно предать весь суд над собой Господу Богу и поставленному Им над вами духовному отцу (в пределах его власти) - и успокоиться в этом отношении.
А как же покаяние, чувства и переживания? Для них другое место и время!
Ведь мы знаем не только Павла мудро не судящего себя безполезным безпокаянным судом. Мы знаем Павла кающегося пред Богом и не скрывающим этого (когда надо) пред публикой. Смотрим на этого Павла:
1 Кор.15:
8"а после всех (Христос) явился и мне, как некоему извергу.
9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною".
Вот его покаянная пожизненная "заноза": "я гнал церковь Божию". От этого и переживание себя извергом, и ощущение своего недостоинства, и плач пред Богом. Но, вместе с этим никакого отчаяния, но выход в свет Божий надеждой через правду Божию: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною".
Мне по сердцу такое его смиренномудрое возвеличение себя о Господе, а Бога через себя!
В отношении понуждения. Великий преподобный отец Пимен сказал: "Если ты не имеешь плача (благодатного), то плачь (понудительно) пред благостию Божией да дарует Он тебе плач (спасительный и благодатный)".
В этих словах отца вся программа понуждения и духовный закон для не имеющих еще благодатных даров деятелей. Понуждение - это тоже дар Божий! Это выход из безвыходности! Это ключ от дверей покаяния! Это путь к получению благодати покаяния!
Вот вехи этого спасительного пути:
1. Осознание, что не имеешь благодатного плача.
2. Осознание всей важности видения греха и плача о нем пред Богом.
3. Осознание того, что благодатное зрение греха это основание для благодатного плача.
4. Принятие того закона, что должно просить у Бога, ибо неотступно просящему у Него полезного для себя Он обязательно дает просимое во время свое.
5. Должно приступить к каждодневному прошению - вымаливанию на коленях, с поклонами и всяким смиренномудрием зрения греха своего и плача о нем.
6. Должно просить словами и настроением, ожидая получить просимое верой, но не ожидая получения конкретно сегодня или сейчас и в каком-то представляемом виде; должно просить с понуждением.
7. Понуждение создает форму для получения просимого.
8. Понуждение является деятельным свидетельством того, что ты действительно очень нуждаешься в плаче и очень хочешь его иметь.
9. Понуждение противостоит твоему притворству. Ты не лицемеришь, не играешь, не изображаешь для кого-то себя плачущим, но трудишься над достижением еще не достигнутого.
10. Время от времени Бог будет на твой такой труд и ревность твою о получении неоценимого сокровища наполнять иногда твою форму - понуждение - искомым содержанием - плачем, чтобы ты опытно вкусил его благость и подтверждение того, что ты правильно действуешь. Однако это наполнение формы будет не без зрения содержания. Сердце сокрушится при понуждении и молитве с твоей стороны, но не за понуждение, не за молитву и труды твои, а по милости Божией, которая пошлет тебе зрение сокрушающего помысла или умозрения.
Так, мало по малу, через труд, борьбу и понуждение, через охранение себя смирением, ты будешь овладевать плачем, а плач будет овладевать тобой! Он станет для тебя дыханием жизни, ощущением жизни и единственным известным тебе ее источником, проистекающим от Жизни Подателя! Он станет твоим верным другом, надежным спутником, лучшим собеседником, пред Богом предстателем, твоим хранителем, от прелести вражьей избавителем. Со временем ты начнешь видеть прочих плачущих пред Богом, узнавать их при всей их скрытности. Ты будешь их любить более всех прочих людей! Больше чем родителей и детей по плоти. Так в круге единоверных ты найдешь малый круг истинно кающихся или плачущих пред Богом, т.е. оживших и оживающих людей! А мертвецов единоверных тебе будет жалко до плача за них.
Мне вас всех жалко, чада мои! Мертвецы вы мои верующие, но никем еще не оплаканные! Вам преждложена Богом ЖИЗНЬ! Вам предложен Богом ХЛЕБ насущный - плач, и ПИТИЕ живительное - слезы. Изберите жизнь, чтобы жить! Изберите плач сейчас, сегодня, пока есть еще дыхание в ваших ноздрях и есть еще свет для ваших очей, чтобы избавиться от того безполезного и мучительного плача адского, плача о вашей вечной и никогда не восполнимой потери Бога, жизни и блаженства!