Отец Олег Моленко
О БОЖЕСТВЕННОЙ ТАЙНЕ СВЯТОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕГО
Мир всем непрестанно и неустанно держащимся за спасительное имя Сына Божьего.
Поздравляю всех верных чад Церкви и всех искренно стремящихся к Ней с Великим праздником святого Преображения Господнего!
Праздник святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа установлен в память реально бывшего события участниками которого кроме Сына Божьего были три его ученика и Апостола - Петр, Иоанн и Иаков Зеведеевы, а также двое гостей ранее отошедших из этой жизни - Илии пророка и Моисея Боговидца.
Пророк Илия пришел в своем теле, с которым он был славно взят на небо. Моисей пришел своей душой из ада, из особого места, в котором пребывали души праведников - лона Авраамового.
Встреча всех этих участников произошла на горе Фавор, которая возвышалась чуть более 800 метров над уровнем моря. Господь, Илия и Моисей были активными участниками встречи и вели беседу о предстоящих Господу страданиях, крестной смерти и искупления этим рода человеческого. Трое Апостолов Нового Завета были свидетелями беседы Господа с пророками Илией и Моисеем. Во время этой беседы Господь наш Иисус Христос намеренно преобразился перед всеми присутствующими с Ним на Фаворе.
Преображением это явление названо со стороны людей и для людей. От этого в речи людей вошло в употребление выражение "фаворит", а в Церкви и богословии стало употребительным выражение "фаворский свет".
Со стороны Бога это было частичное, в меру, которую способны были выдержать находящиеся во плоти и живущие на земле люди, проявление Иисусом Христом Своей божественной славы. Эта слава была проявлена Сыном Божьим в виде ярчайшего и белейшего светосияния и блаженнейшего ощущения её присутствующими человеками в виде эйфории. Переживание этой эйфории выразил Петр в известных словах "Хорошо нам здесь быть ..." и далее.
Для чего же была эта встреча, которая вошла в историю Церкви и всего человечества под именем Преображения Господнего? Для этого было две важные промыслительные причины.
Первой причиной, которая более относится к земным, было желание Господа уверить Своих ближайших учеников, а через них остальных учеников и после этого, всех принявших Христа людей в божественном происхождении Иисуса Христа. Это уверение было сделано накануне страданий и крестной смерти Христа, для утверждения верных Христу, что Его страдания и смерть были приняты Им добровольно из сострадания и любви к страдающим под гнетом сатаны, бесов, смерти, тления и греха людей, ради их избавления искупительными заслугами Христа от этого гнета и рабства.
Второй причиной было желание нашего Господа известить колена небесных, земных и преисподних о грядущих важнейших во вселенной событиях, которые кардинально изменят весь мир, человечество и их природу. Не случайно возвестителями этих тайн Божьих были избраны именно Божьи пророки.
Пророк Илия был позван Христом с неба, где он пребывает со святым Енохом и Ангелами Божьими. Ему предстояло вернуться на небо и известить Еноха и всех Ангелов о великой тайне Христа - искуплении и спасении Им рода человеческого через Его добровольные мучения, смерть на позорном Кресте и славное воскресение.
Моисей был призван из лона Авраамова и ему предстояло вернуться в ад и там возвестить ожидающим освобождения праведникам и прочим насельникам адских обителей о великой божественной тайне спасения рода человеческого.
Таким образом в этом празднике мы видим то, о чем позже писал Великий Павел - что Ангелы учатся тайнам Божьим от Церкви! Ведь на горе Фавор была собрана основа всей Церкви Христовой - Глава Ее Христос, основание - Петр, Апостол Нового Завета - Иаков, Апостол всего времени бытия Церкви и глава Ее Ново-Новозаветного периода Иоанн Богослов, представители Ветхозаветного периода Илия, из числа живых и живущих на небе (представлял небесную часть Церкви), и Моисей, который представлял членов Церкви временно находящихся в аду и ждущих своего освобождения и вознесения на небо заслугами Христа.
Церковь Христова, как Его мистическое Тело повторяет на земле путь Христа. Как Он вошел в Свою славу через унижение, мучения, смерть, воскресение и вознесение, так и Церковь Его пройдет все это поэтапно. Чтобы воскреснуть в своем новом, вечном и славном виде, Церкви сперва предстоит умереть в мучениях и унижении. Однако, чтобы все понимали, что это унижение и "поражение" святых Церкви было временным, Господь сперва отчасти прославит Свою Церковь Ее преображением накануне Ее страданий, мучений и мученической смерти Ее земных чад. Это преображение явит миру отчасти силу и славу Церкви Божией. Явлены же будут эти сила и слава именно в лице и качестве Новых Небесных Иерусалимов и в деятельности участников второй всемирной проповеди Евангелия.
Еще раз поздравляю всех вас с этим Великим и ставшим нам еще ближе, понятнее и роднее нашим праздником! Призываю всех вас молиться усердно о нашем участии в предстоящем Преображении Церкви Христовой на земле сущей!