Проповедь о мытаре и фарисее
Когда мы за богослужением слышим притчу Господа о фарисее и мытаре, мы разумеем, что у нас неделя о мытаре и фарисее,и то, что приближается Великий пост. В седмице следующей за неделей о мытаре и фарисее вся неделя будет сплошная, т.е. в среду и в пятницу не будет поста.
Эта притча показывает нам то, как Господь относится к гордости человеческой, именуемой здесь превозношением, а также – к лицемерию. Мы видим, что и мытарь и фарисей зашли в храм помолиться. И молитва в храме Божием, само по себе, есть дело благое и богоугодное. Но, оказывается, для Господа важно состояние духа при этой молитве и качество этой молитвы. Если молитва будет с превозношением, которому обязательно последует осуждение ближних, укорение их и унижение, то такая молитва не принимается Богом. Человек получает её себе в грех и выходит из храма после такой молитвы осуждённым.
Бог смотрит на сердце молящегося человека и только тот человек, который в глубине духа укоряет себя, обвиняет себя и считает себя хуже не только всех людей, а и всякой твари, выходит, как этот мытарь, оправданным Господом.
Из Святого Евангелия мы не знаем, кто был этот человек и был ли такой человек на само деле, или это только собирательный образ – притча есть притча, – но из Евангелия мы знаем как минимум двух мытарей, которые стали великими последователями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, которые были избраны Им ещё в земной жизни. Один из этих мытарей – Закхей, о котором повествуется в Евангелии своя история. Вы помните эту историю с обращением тогда грешного, а теперь святого, праведного Закхея. После этого обращения – мы знаем из истории Церкви, – что святой и праведный Закхей стал епископом Церкви Христовой и послужил Господу в этом великом звании!
Знаем мы также другого мытаря, и знаем его тоже по имени. Это один из двенадцати Апостолов Христовых – Матфей. Очень интересно пронаблюдать то, как каждый из этих мытарей был избран Господом! Сегодняшняя притча помогает и должна помочь нам понять то, почему же эти люди, обладавшие большим богатством, обратились всей душою к Господу так быстро и удивительно, и решительно последовали за Ним. Они своей жизнью и своей смертью за Господа доказали искренность и не лицемерность своего обращения. В то время, как мы знаем другой случай, когда богатый юноша, знающий закон Божий и соблюдающий почтение к родителям, ушёл от Господа только потому, что богатство было для него более важным, чем идти за Господом. И в том случае Писание доносит до нас о том, что юноша посмотрел на своё богатство и выбрал его, а не Господа. Он был привязан своим сердцем к богатству и не мог из-за этого последовать за Господом. Матфей и Закхей обладали не меньшим, а может даже большим богатством, чем тот юноша, потому что оно досталось им не по наследству, а было приобретено неправедно, путём злоупотребления ими должностью главного мытаря (сборщика податей). Да и фарисей, который сегодня в притче описан, как собирательный образ, разумеется, был человек далеко не бедный! Фарисеи были богатыми в материальном смысле. Почему же один человек ведёт себя так, как Закхей и Матфей, а другие богачи очень держатся за своё богатство и не могут, не желают последовать за Господом? Есть одно отличие между ними. И оно очень важно. Все дело в происхождении этих людей от двух противоположных духовных кланов - сынов Божьих и сынов Каиновых. По внешнему положению бывает очень трудно отличить действительно ли это сыны Каина или это – сыны Божьи, которые только по недоразумению или по обстоятельствам ещё пребывают в грехе и смешаны по образу жизни с сынами Каина. Они ведут образ жизни похожий на образ жизни людей мiра сего, избравших земную жизнь как главное и единственно важное в своей жизни. И здесь им на помощь приходит милость Божия в виде посещения Христа, или попущения им какого-то искушения. Подобное потрясение вскрывает внутреннее настроение этих людей и они искренне обращаются к Своему Богу и Спасителю. Но, ещё до пришествия Господа к каждому из них, т.е. к Закхею, который был на дереве, и к Матфею, который сидел и собирал пошлины, и которые немедленно, от одного слова Господа, последовали за Ним, у каждого из них было уже внутреннее отличие от необратимых богачей. Что же отличает их от юного богача и от другого богатого фарисея? – Это разность в их положении.
Фарисей так же, как и тот юноша богатый, были уважаемы в своём народе. Т.е. их должность не только относилась к богатствам материальным по отношению к другим простым людям, а ещё она была уважаемая, законная! И у них была возможность услаждаться тщетною славою. Т.е. они искали и принимали похвалу и славу от людей. Они считали себя Божьими избранниками потому, что богатство у них было законное, переданное по наследству. От этого они не только прирастали своими сердцами к своему богатству, но гордились им, как Божьим знаком их избрания.
Мытари тоже были богатыми людьми, но приобретённое ими богатство было незаконным. И поэтому они не то, что не имели славы в том обществе, но напротив, были глубоко презираемыми всеми прочими людьми. И вот в этом их основное отличие от законных богачей! Господь сказал в отношении веры: “Как вы можете веровать по-настоящему, если вы славу друг от друга приемлете”? (Ин.5,44). Т.е. принятие славы, похвалы и услаждения этим, злоупотребление этим тщеславием, убивают веру в человеке и делают его неспособным ни к какому поклонению Богу, кроме лицемерного, что мы и видим в лице приточного фарисея. А вот унижение, поругания, поношения, даже при какой-то большой материальной компенсации держат душу человека в очень неуютном, скорбном состоянии. Представьте себя на месте этих мытарей и подумайте, как бы мы чувствовали бы себя, если бы нас презирали за что-нибудь, за наше заметное какое-то негативное качество, как их? Это их положение не позволяло им насладиться своим неправедным богатством в полной мере. Да и то, что оно неправедное - всегда обличает человека. Ибо ворованное никогда не будет укравшему человеку в сласть! Оно никогда не принесет вору счастье! Вор знает о себе, что он вор. Его “благополучие” - это обман! Более того, воры за свой образ жизни были всегда презираемые людьми, а часто и проклинаемые ими. И даже фарисей в своей лицемерной молитве показал свое презрение к мытарю, говоря: «я не такой, как этот мытарь!». Это – полное презрение! Но, именно это презрение, это униженное положение и делает этих людей способными к принятию веры, к покаянию.
И я лично, больше, чем уверен, что Господь взял этот образ мытаря с живых, реальных этих двух мытарей, а может быть и ещё были обратившиеся к Нему. Писание до нас об этом не доносит. Но этих два, известных нам по имени человека, святой праведный Закхей и святой Апостол и Евангелист Матфей, безусловно для меня, ходили в этот храм в таком состоянии духа, какое Господь показал у приточного мытаря. Они окаевали себя, они не взирали на небо, ибо считали себя недостойными этого.
Если мы примем это к сведению, то для нас тогда не будет так удивительно немедленное обращение этих людей к Господу Иисусу. Мы помним, как удивительно был обращён Матфей! Сидит он, собирает деньги, вдруг проходит Господь и говорит этому мытарю, презренному всеми: «Встань и следуй за Мною!». И всё! И человек этот, – если бы он жил богатством, если бы душа его была только там, он бы естественно повёл бы себя так же, как юноша тот, отвечая: «да нет, не могу, Господи, конечно, хорошо с Тобой, но у меня вот видишь какое богатство...». Нет! Он так решительно отбросил все богатство свое и пошел за Христом, как будто всю свою жизнь только и ждал этого зова Господнего! Пусть каждый из нас посмотрит на себя и скажет себе: “а я так ли последовал за Христом”?
Подобное было и с Закхеем! Он только услышал от Господа: «Слезь с дерева, ибо надлежит МНЕ быть в доме твоем», как с великой радостью слезает с дерева и принимает Христа в своем доме! Выходит, что это их униженное состояние, это их всеми презрение, оно помогло им созреть к принятию веры и к немедленному последованию за Господом. Ибо Господь очень любит, когда люди последуют за Ним быстро, решительнои без всякого колебания. Ибо кто колеблется, кто ведёт какие-то расчёты, кто озирается вспять, тот неблагонадёжен для Царствия Божия (Лк.9,62). Сам Господь вынес этот приговор! А также Он оставил для нас заповедь: “вспоминайте жену Лотову” (Лк.17,32), ибо и она была неблагонадёжна, ибо она озиралась на прошлое, на ту греховную жизнь, на те страсти, от которых Господь хотел её извести и которые казнились видимо в лице их носителей – содомлян и гоморрцев.
Но, нам очень интересно увидеть в лице этого мытаря Закхея то, каким образом он, как бы и исторически был обращен, т.е. в чём застал Господь этого человека. Закхей сидел на дереве. На каком дереве? На фруктовом! По всей видимости – смоковница. Потому, что однажды Господь хотел сорвать смокву. И они там были также распространены как у нас, в России яблони и вишни. Так в этих странах Ближнего Востока очень распространены были эти смоковницы, а иначе – инжирные деревья. И что же собой духовно знаменует Закхей на дереве? Он знаменует созревший для Бога плод! Тот созревший плод, который Господь пришёл снять и взять Себе! Это не случайный образ, и не случайно было именно фруктовое дерево, и не случайно именно на него залез Закхей. Он этим актом оторвался от земного, залез на дерево, совершенно с земным интересом, чтобы – увидеть Господа. Но именно то, ради Кого он это сделал и показывает нам, что это было не земное действие. Это было великое и духовное делание этого человека, – если посмотреть на это глубже.
И Господь наш сразу оценил всё это! Как Бог, Он всё это знал! Он знал его сердце, Он знал все его молитвы в храме и все его воздыхания! Он знал все полученные им укорения и унижения от других – от фарисеев и других людей, всё это презрение, от чего душа его сильно скорбел! В ней накопилось много боли и потому она не довольствовалась неправедно приобретенным богатством, и он просто не знал как исправить это. И Господь помог ему разрешить это его внутреннее противоречие, этот его внутренний разлад, его несносную муку, разрешить богоугодно и правильно!
И поэтому Закхей так сильно обрадовался этому разрешению. снятию тягостного бремени и мучения! Чему может радоваться отягченный человек? Освобождению! Освобождению из тюрьмы, из какой-то скорби, из какого-то очень жуткого, неприятного, мучительного состояния. И Закхей, как и Матфей, избавляясь от своего неправедного богатства, радуются! Они радуются освобождению от дурного, тленного богатства, в то время, когда другие скорбят, даже потеряв одну копейку и переживают, потеряв один доллар, а эти люди радуются. Значит это были готовые плоды для Господа!
Но, здесь мы можем уквидеть ещё другой образ: “человек и дерево”. Мы сейчас пройдём по всему Писанию где же происходят такие подобные случаи: человек и дерево, дерево и человек! И Господь ему говорит: «Слезь с дерева! Потому что МНЕ надлежит взойти на Древо! И за тебя, и за обратившегося Апостола Матфея, и за всех людей, когда-либо живших, живущих и которые будут до скончания сего мiра жить, за всех абсолютно Я взойду на Древо и Древо Крестное. И Я приму поругания, оплевания, уничижения и презрение всего мiра, то, что вы только частично приняли. И то, что ты захотел через древо придти ко Мне, Я, через Древо, приду к тебе и к каждому человеку!».
Первые люди – Адам и Ева – они первыми явили эту связь “люди – и дерево”, и первыми погибли посредством дерева. И Адам, и Ева, и всё остальное человечество спасены были тоже посредством дерева, другого – Крестного Древа. Там было дерево ослушания и смерти, а здесь дерево послушания и жизни. И вот это совокуплённость человека и дерева, вплоть до страдания Господа, когда Он был воедино прикреплён гвоздями с крестным Древом, и как спасительный Плод от всего лица человечества был принесён Богу Отцу, прослеживается в истории Священного Писания, в лице лучших людей, праведных, святых людей по ходу этой истории.
Мы можем вспомнить Авраама, ведь первая проверка его на его веру была в том, что он вознёс Исаака на кучу дров. Дрова – это пиленные части дерева. И вот опять Исаак на дереве в ожидании смерти - это же образ Господа нашего Иисуса Христа! И какая вера двигала Авраамом? Он верил, что Бог воскресит его сына! Поэтому этот образ усугубляется. Ибо Господь Воскрес! Он верил в воскресение мертвых уже в лице Исаака, он верил в то, что Бог Всесилен и воскресит его! Ибо он верил в то, что обетование Божье непреложное! И послушание, как бы оно не казалось нелогичным обетованиям Божьим, не может помешать свершению Божьего обетования и оно непременно выполнится. Он не рассуждал. Им двигали и вера, и послушание. И вот согласованность веры и послушания в лице Авраама, и в его конкретных деяниях является для нас величайшим примером для подражания!
Второе действо – Авраам под дубом Маврийским. И плод его - принятия образа Пресвятой Троицы. Первое явление Пресвятой Троицы в Ветхом Завете – под видом трёх Ангелов. Этот образ Троицы известен нам в иконе преподобного Андрея Рублёва, которая есть духовный и живописный шедевр мирового уровня, потому что его прославляют даже неверующие люди. Это событие связано с деревом, и мы знаем, что этот дуб до сих пор стоит на своём месте, хотя почти весь он засох. Есть предание, связанное с этим дубом, гласящее, что когда на этом дубе последняя ветка усохнет, то наступят последние дни этого мiра и его кончина.
И, если взирать на этот дуб, то мы можем уже иметь ещё одно свидетельство, согласно этому преданию Церкви, что у нас осталось немного времени. Ибо весь этот дуб усох и осталась только одна ветка, один побег, как это видно и из фотографий, и из рассказов тех, кто там недавно был.
Следующее, великий пророк – Моисей! Где же у него была встреча с деревом? Купина горящая! И плодом этого горящего дерева, горящего верой, любовью к Господу было то, что он был избран вывести народ Божий, тогдашний, из египетского плена. И этим он прообразовывал Господа! Который выведет народ Свой Божий, духовный, из плена дьявола. Опять-таки, посредством креста – посредством дерева!
Ещё раньше, праведный Ной, который по учению Святых Отцов, был пророком! Но пророчествовал не письменными средствами, а самим своим деянием – постройкой ковчега.
Ковчег Ноя был построен из не гниющих древ. Из таких же не гниющих древ потом был сделан Крест для Господа. Поэтому Ной и изделие из дерева! Ной на дереве! Опять – образ, и всё в напоминание нам о первом древе преслушания и всё – прообраз нам будущего Древа избавления, спасения и примирения с Богом!
И не случайно в нашем языке существует такое приветствие людей, как «Здравствуйте!». Если взять корень этого слова и задуматься что оно собой означает, то лингвисты доносят до нас, что корень слова – «дерево». И поскольку через дерево преслушания к нам пришла смерть и все болезни, то желание «здравствуйте» говорит о чём? Чего мы желаем? Выздоровления! А выздоровления, опять-таки, вы-с-древ – всё равно корень слова «древо», да? Т.е. посредством Древа Господня, Креста Господнего, получить ту цельность, которая была утрачена. Т.е. духовная суть заложена в этом приветствии. А мы воспринимаем только лишь маленькую его часть – телесную. Как будто речь идёт только о телесном здоровье. Хотя слово «здоровье», опять-таки, в корне этого слова «древо».
Но поскольку древо может быть и в болезнь, древо может быть и в исцеление.
Поэтому, когда мы будем употреблять это слово, то мы будем вспоминать и о первом дереве, посредством которого Адам и Ева пали, и мы находимся в этом плачевном состоянии и нуждаемся и в трудах, в покаянии, во многих скорбях, как Апостол Павел сегодня в чтении сказал нам, что все, желающие жить благочестиво, гонимы будут (2-е Тим.3,12). Т.е. гонения - это приговор, и мы должны его понести.
Мы видим как Господь указывает на смоковницу, когда она не принесла плода. В данном образе это было к тому, тогдашнему, уже к отступившему от Бога иудейскому народу, который потом довёл своё отступление до богоубийства.
Проклятие этого древа было как раз проклятием людям, которые отвергают Господа и отвергают Его Древо, Его Крестную смерть. И этим они лишают себя всякой надежды и усугубляют то преслушание, которое было сделано Адамом и Евой.
И поэтому эти мытари, которые являлись плодами, принесены были Богу по-разному. Как мы видим – Закхей в буквальном смысле снят с древа. А Матфей не был на дереве, но сидел на земле. И его унижение было большим. И степень его подготовки к принятию Господа и Евангелия была больше, чем у Закхея! И поэтому Господь распределил и обязанности между ними так, что Матфей был избран одним из 12-ти Апостолов и Евангелистом, а Закхей был избран епископом, т.е. уже последователем святых Апостолов, хотя жили они в одно время и встретились с Господом примерно в одно время.
И из Нового Завета мы знаем тоже много людей, последователей Господа, которые посредством древа принесли плод.
Великий Пётр Апостол, который был распят на древе, кресте Господнем, вниз головой, поскольку он считал недостойным умереть подобно Господу. Он собой символизирует как бы созревший полнотою плод.
Апостол Андрей Первозванный, который был распят на Х-образном кресте, и буква Х, это есть первая буква имени Христос – и это был его плод. А он просветил нас, в лице, наших предков, славян.
Увы, бывает горький и очень страшный плод. Мы можем видеть это в лице Иуды Искариотского. Иуда висит на дереве - и это тоже образ, и тоже плод, только плод богоотречения. Опять, человек и дерево. Но это, как говорится, не дай Бог стать таким плодом. Это – плод полного ослушания, неповиновения, лицемерия. Это плод пристрастия к тленному, когда человек пытается взять от Господа только что-то материальное, земное, временное, и не просто взять, а отплатить Господу предательством, подтолкнуть Его на убиение, способствовать Его аресту, последующим пыткам, издевательствам, страшной и позорной смерти. Такой ценою люди пытались приобрести крохи того богатства материального, т.е. денег, от которых так легко отказались и Закхей, и Матфей. И даже имена их созвучны, рифмуются, и такие же краткие. И так же быстро они пошли за Господом.
И если всмотреться в этот духовный образ человека, презираемого всем обществом, который материально не имел никакого недостатка, а был настолько богат, что, казалось бы, мог жить припеваючи, то можно увидеть, что его внутренняя скорбь подвигла его к поиску Господа. А случай Божией милости предоставил ему эту возможность и он взыскал этот способ как найти Господа. Мы видим то, как он мудро воспользовался распоряжением своего неправедно нажитого богатства, стал последователем Господа, стал Его епископом, служителем и вошёл в века до второго Пришествия Спасителя образцом этого покаяния, мiроотречения, когда есть от чего отрекаться, образцом презрения тленного богатства и мiра сего ради преданной любви к Господу! И поэтому он был вознесён на древо. А в притче о мытаре и фарисее было показано его внутреннее настроение и устроение – недовольство его этой временной жизнью, которую он вёл в силу необходимости, не зная как избавиться от этого груза: и поругания, и богатства. Ибо и то, и другое давит человека и мучает его!
И если мы внимательно наедине будем перечитывать это место Святого Евангелия и вдумываться, всматриваться не только глазами, а умом, духом, в этот образ, то мы не сможем не полюбить его, не восхищаться им, не изумляться красоте этого человека на дереве! И одновременно мы будем помнить все остальные образы и ужасаться другого человека, в которого вошёл сатана и загнал его на древо, совершенно противоположное – иудино дерево.
Совершенно разные плоды показаны: человек, ищущий земного, славы, заканчивает позором. И человек, живущий в позоре, заканчивает славою, истинною славою у Бога! Ибо он не искал никакой славы. Он искал как избавиться от внутреннего разлада, от этой скорби, от этой неправильности. И очень часто мы живём в какой-то неправильности, но не можем найти ни средства, ни условий, ни возможности избавиться от этой обыденной, рутинной, текущей обстановки. И нужно какое-то потрясение! Нужна какая-то особая милость Божия, чтобы положить как бы новую точку отсчёта в своей новой жизни!
И Господь обязательно посещает такого человека, когда Он считает это нужным: рано или поздно во времени, но очень своевременно для этого человека. И Он посещает его самым нужным образом и даёт ему эту удивительную возможность только милостью Своею, чтобы человек, который действительно скорбит внутренне о своём разлучении с истинным богатством – Богом, с истинным Источником всякого блаженства: жизни, любви, чистоты и святости, о котором всякая душа, которая ещё не заглушила себя окончательно, тоскует, скорбит, сама того, может быть, не понимая и не осознавая, и не давая отчёт, она скорбит только по Богу, ибо ни в чём другом душа не может найти настоящего упокоения, умиротворения и блаженства, только в своём Создателе!
И в виду отсутствия понимания, ведения, условий, учителей и всяких других, она может искать не там и не от того. Но явив свою деятельность и собрав богатство, то, что ценится в этом мiре, и после этого обладания душа приходит к выводу: ну вот, я богаче многих, а почему же мне от этого внутри не становится легче? Не то, что мира нет, даже просто легче? Наоборот, мне становится ещё хуже, ещё мучительнее, что я имею богатства и не могу его себе в душу вложить как-то, чтобы мне стало легче. Такой человек обречён на обращение к Богу! Обречён! Если этого внутреннего мучения нету, если человек ещё не нахапал, не насытился земными благами, он не сможет обратиться к Богу. Если человек гоняется за славою человеческою и превозносится над другими (только в своём уме!) и унижает других, и осуждает других, подобно фарисею, он не может обратиться к Богу. И неизвестно какие нужны ему скорби и потрясения, чтобы заставить его задуматься о неправильности своей жизни.
Почему? Что мешает ему уподобиться мытарям, обратившимся к Господу. Самодовольство! Самодовольство это есть противоположное ощущение, качество, которое имели мытари, т.е. уничижение себя, укорение себя, мучительное недовольство своим состоянием, в том числе и внешним своим положением: богатством, должностью и т.д. Потому что человек не довольствуется собой. А здесь противоположность – самодоволен. Он доволен собою, он доволен своей молитвой, он доволен своим положением в обществе, он доволен славой, которую собирает с людей, он доволен, что он даёт десятину от всего имущества своего. Вот когда уже десятина была установлена, и давали. И греха в этом нет. Это правильно! Но отношение при этом было неправильное. Он считал, что он дал, и всё, «он с Богом рассчитался, и Бог – его должник!». Он доволен постом своим и другими видимыми внешними добродетелями. И он настолько доволен, что он делает их предметом хвалы Господа «Хвалю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие человеки!». Т.е. настолько он себя превознёс над другими, что он даже хулу на Бога, не понимая, что это – хула, превращает в хвалу. Т.е. говорит слово «хвалу», а реально это – хула. Потому что грехами, лицемерием своим превозносится и думает, что он этим хвалит Бога. Но после слов «Хвалу Тебе, Богу, возношу», тут же идёт «я не такой, как прочие человеки: хищницы или как этот мытарь..., прелюбодеи», и перечисляет ещё основных явных грешников. И конкретно показывает на конкретного грешника – мытаря. Т.е. он осуждает вообще с типами людей, их всеми прелюбодеями и всеми хищницами, и всеми другими грешниками, а потом конкретно, не останавливается эта злоба. Она должна найти ещё конкретного – пальцем указать!
И поэтому конкретным человеком таким становится, естественно, ближний. А кто такой ближний? Который стоит рядом, которого можно увидеть и на которого можно опереться в своём превозношении. Потому что превозношение не может зависнуть без опоры. А в чём опора превозношения? Унижение других! За счёт унижения других человек только может ложно возвысить себя в своих собственных глазах, но никак не в глазах Божиих. Ибо Бог вынес совершенно другой суд: ибо всякий, кто возносится, смирится! (Лк.14,11). Здесь сказано смирится не в смысле добродетели, Божественной добродетели смирения, а в смысле, что он будет какими-то внешними или внутренними скорбями низведен до положения униженного. Об этом смирении, что Бог его смирит, а не что он станет смиренным по качеству. Но тот, кто себя унижает, тот вознесётся! И вознесётся уже не тщетною славою, не превозношением, а Богом! Вознесётся Богом!
И примером такого вознесения Богом и является, что из презренных мытарей Закхея и Матфея Господь делает великих праведников, святых Своих угодников. Одного просто Апостолом, которых было двенадцать – Иуда был заменён, мы знаем – и первых двенадцать Апостолов и одного из четырёх Его евангелистов. Он попал и в число двенадцати и в число четырёх.
Второй попал тоже в разряд друзей Божиих и сделался епископом истинной Церкви и истинным служителем Богу в духе и истине.
Так Господь вознёс их ещё в этой земной жизни! В какой же славе находятся сейчас Апостолы и истинные первые епископы, мы можем только догадываться!
Но мы знаем, что этим двенадцати Апостолам Господь даст власть судить двенадцать колен Израилевых. А также святые Божьи человеки будут удостоены Богом судить демонов. И это нам сообщает учение Церкви (Мф.19,28; 1-е Кор.6,3).
Вдумайтесь! Люди, которые сегодня терпят уничижения от бесов, которые втягивают их в разные грехи, мучают страстями, наводят на них людей, которые находятся в их подчинении, в виде гонений, пребывания в тюрьмах, всяких испытаниях и скорбях, о которых и нет и возможности, и времени исповедать какие скорби претерпели все рабы Божии!
Мы сегодня вспоминаем ещё святых новомучеников и исповедников Российских, которые самые близкие к нам мученики.
И кто читал книги о некоторых из них, о тех страданиях, которые претерпели эти наши, близкие к нам и по времени, и по духу, и по плоти и крови люди, тот может тоже удивиться и изумиться лютости этих страданий, этих мучений, которые люди из верности к Господу претерпели. И их было очень много по числу святых мучеников.
Они тоже принесли этот плод в терпении и были возвышены Господом и прославлены. И Церковь в сегодняшний день прославляет их особым богослужением, песнопением, тропарями, кондаками, славословиями и величаниями.
Поэтому, вникнув в разность этих людей, убоимся, убоимся как огня геенского, как страшнейшего змеиного яда тех качеств, которые делают нас неспособными к вере – лицемерия, славолюбия, желания похвалы и превозношения над ближними с их уничижением и презрением, и возлюбим мытарёво смирение, мытарёво уничижение и самоуничижение, и мытаревское положение презрения в обществе. Ибо он был презираем за неправедный образ жизни, а мы презираемы за правильный выбор подчиняться Самому Величайшему Праведнику по человечеству и Величайшему и Святейшему и Чистейшему Богу, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. И именно за это и за Его имя мы будем ненавидимы всеми, как говорит Писание (Мф.10,22). За верность Ему, за веру Ему. Не просто верить, что Он был и есть исторически, а верить Ему так, чтобы уподобиться Аврааму! Будем верить в то, что если надо, Бог воскресит, если надо - исцелит! Верить во все Его заповеди, во все Его догматы, во все Его притчи, во всё это, а не только выборочно: в это верим, а вот это нам не подходит, и мы не верим. Если мы только начнём делать выбор, всё, мы уподобимся фарисею. Это – лицемерие! Верить свято и непорочно, как дитя верит своей матери, так мы ещё больше должны верить Господу!
Сами себя и друг друга и всю свою жизнь, всю полностью, Христу Богу предадим! Так на богослужении научает нас Церковь.
Если мы такую веру проявим, то она будет непогрешима. Ибо другой верой, мы знаем, и бесы веровали, и Иуда Искариотский, и многие другие веровали. Но эта вера их не спасла. Это мёртвая вера. Эта вера лицемерная, которая ищет от вечного временно что-то поиметь. Она душепагубная и разрушительная вера. Она не приносит пользы, а только усугубляет мучения этих ложно верующих людей.
А мы же должны верить настоящей, истинной верой и свидетельствовать эту веру своими делами, своим покаянием, своей любовью, деятельной любовью к Господу и к ближним, чтобы и нам выздороветь Его Древом Крестным, Святым, и этим Крестным Древом примириться с Богом!