ПУТЬ ОТ ОСУЖДЕНИЯ К ЛЮБВИ В МОЛИТВЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА
"Любовь и осуждение - это два противоположных состояния человека. Человек может жить только в одном из них. Осуждение - это сродное падшему человеку состояние доставленное ему грехопадением из которого он ложно видит Бога, духовный мир, себя и все окружающее его. Бога он либо не видит вовсе, либо видит искаженно, приписывая ему все несправедливости и все злое постигшее человека изгнанного из рая. Себя осуждение видит всегда много лучшим, чем это есть на самом деле, а других людей - много худшими, или много лучшими. Худшими оно видит из превозношения над другими, а лучшими - из подобострастия, лести, человекоугодия и пресмыкательства перед стоящими выше, как имеющих ключи от искомой льстецом выгоды. Чтобы прийти к любви надо сперва уйти от осуждения. Переходным является процесс покаяния, в котором человек избавляется от страстей, на которых зиждется осуждение и которые противодействуют любви, которая
по Павлу
1 Кор. 13:
4"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6не радуется неправде, а сорадуется истине;
7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит"
- т.е. не осуждает, а любит людей.
Молитва преподобного Ефрема - эта лестница ухода от осуждения и прихода к любви.
1. "Господи и Владыко живота моего",
Это начальное обращение, в котором Бог справедливо исповедуется Владыкой жизни человека.
2. "Дух праздности",
Дух праздности - лучшая среда для осуждения других;
3. "уныния",
Уныние - это то состояние, в котором осуждение проявляется еще ожесточеннее; человек в этом состоянии винит в своем мучении всех прочих людей и срывает на них свое озлобление.
4. "любоначалия"
Любоначалие укрепляет осуждение, возвышая любоначального над стоящими под ним. Стоящему выше с высоты легче превозноситься и осуждать нижестоящих.
5. "и празднословия"
При празднословии и многословии греха не избежать. Празднословие дает много поводов к осуждению других людей.
6. "не даждь ми".
Т.е. сделай все, чтобы они были связаны во мне покаянием и не действовали бы во мне, ведя к осуждению.
7. "Дух же целомудрия",
Лестница прихода к любви начинается с целомудрия. Целомудрие - основание любви; оно заменяет плотскую любовь на духовную.
8. "смиренномудрия",
Смирение и мудрость соединенные воедино - это незыблемое основание любви. Не смиренный уклоняется от любви через гордость; не мудрый - через неопытность,
неведение, безрассудность;
9. "терпения"
Терпение - важнейшая добродетель на пути к любви; она делает любовь безкорыстной, жертвенной, чистой и возвышенной;
10. "и любви"
Дух любви - это постоянная благонастроенность на любовь, которую может дать только Бог.
11. "даруй ми, рабу Твоему".
Исповедание себя рабом Господним, т.е. всецело преданным и послушным Ему и воле Его;
12. "Ей, Господи, Царю"!
Завершающее обращение, исповедующее Господа Иисуса Христа своим Царем.
13. "Даруй ми зрети моя прегрешения",
Зрение своих грехов и своей греховности это основание не осуждения это замена осуждения покаянным плачем о себе и других людях.
14. "И не осуждати брата моего"
Т. е. удерживай меня в покаянном настроении и самовоззрении, которые будут держать меня вдали от осуждения и располагать к любви.
15. "Яко благословен еси во веки веков".
Исповедание благости Божией прославляемой творениями в вечности. Никто не благ, кроме Бога, а Его благость нами отражается в наших благословениях Его.
15. "Аминь".
Утверждение истинности всего изложенного выше.