Отец Олег Моленко
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПРИЧАЩЕНИИ БОЖЕСТВЕННЫХ СВЯТЫХ ПРЕЧИСТЫХ ТАИНСТВ ХРИСТОВЫХ И О РАССУЖДЕНИИ О ТЕЛЕ ХРИСТОВОМ
Каждому члену Святой Церкви Христовой должно и необходимо знать, ведать и разуметь о всех церковных Таинствах, их суть, значение, плоды и все прочее.
Мы возрождаемся свыше от Бога, входим в Церковь Христову, примиряемся с Богом и соединяемся с Ним заслугами Христа в Таинстве Крещения. В таинстве Миропомазания мы получаем печать дара Духа Святого, которая является для нас залогом (семенем) нашего личного обожения. Однако церковные Таинства
не есть только Божие действие, направленное на нас, но есть акт синергии, т.е. совместного действия Бога и каждого члена Его Церкви, кто в данный момент участвует в Таинстве. Каждое Таинство есть совместное творческое действие Бога и человека. Господь и Бог наш не навязывает нам Свое действие, но ищет и ждет нашего ответа (содействия) на него. Он ждет нашего соучастия в Его действии, производимого по нашей вере, любви и стремлении к Нему!
Без нашего действия, соучастия, стремления, желания, настроения и любви никакое Таинство не принесет нам благодати, не произведет на нас полезного для нас действия, не принесет нам желаемых плодов и благих последствий. Все Таинства Церкви являются плодами Христова воплощения, искупления, страдания, смерти и жертвенного приношения Его на Кресте!
Все таинства установлены именно для того, чтобы дать возможность верным «соучаствовать» в искупительной Христовой смерти и этим получить благодать Его воскресения. Таинствами подчеркивается и демонстрируется необычайное, вселенское значение жертвы и победы Христа. Это явилось основной мыслью труда Николая Кавасилы «О жизни во Христе», в котором было превосходно обобщено все учение о таинствах Восточной Церкви. «За тем и крестимся мы, чтобы умереть Его смертию, и воскреснуть Его воскресением; помазываемся же, дабы соделаться с Ним общниками в царском помазании обожения. Когда же питаемся священнейшим Хлебом и пием Божественную чашу, сообщаемся той самой Плоти и той самой Крови, которые восприняты Спасителем, и таким образом соединяемся с Воплотившимся за нас, и Обоженным, и Умершим, и Воскресшим... Крещение есть рождение, миро бывает в нас причиною действования и движения, а хлеб жизни и чаша благодарения есть пища и истинное питие» (О жизни во Христе II, 3,4,6).
Все церковные таинства содержат разнообразные символы, которыми «уподобляются» и изображаются Крест и Воскресение. Символика эта реалистична. Символы не просто напоминают нам о чем-то, имевшем место «в прошлом» и давно ушедшем. То, что случилось «в прошлом», дало начало «Вечному». Все священные символы являют собой и в себе истинную Реальность, которую абсолютно адекватно раскрывают и передают. Эту священную символику венчает великая Тайна Святого Алтаря. Евхаристия – сердце Церкви. Церковная жизнь Христоцентрична и Евхаристична! Она вращается вокруг Христа Жертвы, Его Креста и Евхаристии. Она – Таинство Искупления в его высочайшем смысле. Она больше, чем «уподобление» или простое «воспоминание». Она – сама Реальность, одновременно скрытая и явленная в Таинстве. Евхаристия есть «совершенное и последнее Таинство – говорит Кавасила, – нельзя и простираться далее, нельзя приложить большего». Это «предел жизни». «После же Евхаристии нет уже ничего такого, к чему бы нам стремиться, но остановившись здесь должны стараться узнать то, как до конца сохранить сие сокровище» (О жизни во Христе IV, 1,4,15).
Евхаристия есть сама Тайная Вечеря, происходящая вновь и вновь, но, несмотря на это, не повторяющаяся. Творя ее всякий раз, мы не просто «изображаем», но на самом деле присоединяемся к той же «Тайной Трапезе», сотворенной единожды (и вовеки) Самим Божественным Первосвященником, как преддверие и начало вольной Крестной Жертвы. И истинный Священник каждой Евхаристии – непременно Сам Христос. Св. Иоанн Златоуст неоднократно утверждал это: «Итак, веруйте, что и ныне совершается та же Вечеря, на которой Сам Он возлежал. Одна от другой ничем не отличается» (На Матфея, беседа L, 3). «Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той Вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос... Это та же самая Трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает Сам Христос. Это место есть та самая Сионская Горница, где Он был с учениками» (там же, беседа LXXXII, 5).
Это вопрос первостепенной важности. Тайная Вечеря была принесением жертвы – Крестной жертвы. Жертвоприношение продолжает длиться до сих пор. Христос до сих пор является Первосвященником Своей Церкви. Таинство – то же, Священник – тот же, и Трапеза – та же.
Еще раз обратимся к творениям Кавасилы: «Принеся и пожертвовав Себя единожды за всех, Он не прекращает Своего вечного служения, совершая его ради нас, и всегда будет в нем нашим ходатаем пред Богом» (Толкование божественной литургии, 23).
Воскрешающая мощь Христовой смерти в полную силу проявляется в Евхаристии, которая есть «врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе» по слову св. Игнатия Богоносца (К Ефесянам, XX.2). Это «небесный Хлеб и Чаша жизни». Это страшное Таинство становится для верных «обручением Жизни Вечной», и именно потому, что сама смерть Христа уже была Триумфом и Воскресением. В Евхаристии соединены начало и конец: воспоминания евангельских событий и пророчества Апокалипсиса. Она – sacramentum futuri, потому что она – воспоминание (anamnesis) Креста. Евхаристия суть таинство предчувствия и предвкушения Воскресения, «образ Воскресения» (выражение молитвы на потребление Св. Даров литургии св. Василия Великого). Только «образ» не потому, что она простой символ, а потому, что история Спасения продолжается, и нам надо ожидать и «чаять жизни будущего века». Кто не чает воскресения мертвых и жизни будущего века, но лишь бездумно произносит эти жизнеутверждающие слова нашего Символа Веры, тот не сможет причаститься Святых Таинств во спасение и не получит от причащения никакой пользы!
Рассмотрев суть и истоки Святой Евхаристии перейдем к важному вопросу о сподоблении достойного причащения Святых Таинств Христовых.
Опустим здесь вопрос об истинности Церкви и священнослужителя, совершающего Таинство Евхаристии, полагая, что Таинства есть и Они истинные, и все необходимые условия соблюдены.
Как верному члену Церкви Христовой достойно, не во осуждение, но во спасение и в жизнь вечную причаститься Святых Таинств? Обычно в этом вопросе нам указывают лишь на нашу подготовку к принятию Таинств, которая состоит из нашего покаяния, исповедания грехов, пощения, говения и совершения последования ко причащению. Допустим, что это все мы выполнили на должном уровне и с этой стороны нам нет помехи. Довлеет ли это для достойного причащения? Нет, не довлеет! Это, как и соблюдение условий Таинства, есть необходимые, но не достаточные требования для достойного причащения.
Слова «достойное причащение» нельзя понимать так, будто это мы сами по себе достойны причащения Хлеба Жизни и Чаши Спасения. Сколько бы мы ни смирялись пред Богом и сколько бы не очищались покаянием мы всегда будем недостойными и можем причащаться только по милости Бога! Свое недостоинство и вместе крайнее желание соединения со Христом мы исповедуем в молитвах последования ко причащению.
Достойное причащение – это причащение достойным образом! Это такое причащение, которое по причине нашего правильного настроения и соучастия доставляет нам реальное соединение по взаимной любви со Христом Богом, которое и приносит нам благодать и благое воздействие на нас Бога.
При достойном причащении нами Святых Таинств Бог Отец нас благословляет, Христос Сын Божий утешает, укрепляет, просвещает и умудряет, а Дух Святой очищает, обновляет, оживляет и хранит в нас достигнутое.
Чего же нам не хватает для достойного причащения? На это нам ответил святой Апостол Павел.
1 Кор.10:
«14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».
В этом отрывке Павел призывает нас христиан к рассуждению. Рассуждение – важнейшая добродетель христианина! Многие христиане погибли только по своему безрассудству и по своей нерассудительности.
Далее он напоминает нам, что мы приобщаемся Тела Христова и Крови Христовой. Помимо личного аспекта это причащение реально объединяет нас с нашим Главой Иисусом Христом и друг с другом в одну Церковь! Мы становимся едиными через нашу общность с Его Телом! Мы, причащением Тела Христова, входим в это Тело, становясь Его частью! Это составленное из различных членов Тело и составляет Церковь, которая именно в этом смысле и есть Тело Христово!
Кто не причащается Тела Христова и не пьет Его Крови, тот находится вне этого Тела и вне Церкви!
Итак, мы входим в Церковь Таинством крещения, оживаем Таинством Миропомазания, а поддерживаем жизнь в себе и наше церковное единство (составляющее подлинную Церковь) причащением Христовых Таинств! Наказывая провинившегося тяжким проступком верного лишением причащения на какое-то время, Церковь поставляет этого верного в разряд оглашенных, которые находятся вне Тела и церковного единства. Это есть наказательное, но не окончательное отлучение его от Церкви, которое применяется для того, чтобы Святое Тело Церкви поддерживать Святым, а согрешившему члену дать стимул к его исправлению.
Здесь мы сталкиваемся с антиномией в отношении Святых Таинств. С одной стороны, Святые Таинства даруются Господом для кающихся и исправляющихся грешников во оставление их грехов. С другой стороны, святость Таинств требует святости каждого причастника, ибо Церковь возглашает во время Евхаристии: «Святая святым». Святая Церковь потому святая, безгрешная, чистая и непорочная, что составляется из святых ее, чистых и непорочных членов. Кажется, что здесь несоответствие. Ведь мы осознаем себя и находим грешными, а не святыми. Но это только кажется. На самом деле есть два образа единения в Церковь. Внешнее единение через собрания всех членов проживающих в одной местности в место совершения Евхаристии и совместных молитв. Это церковь состоящая из кающихся грешников, достигших личной святости верных и «плевел». Это собрание не может быть непорочным и святым единством. Однако все сегодня достойно причастившиеся в данной местности верные составляют ради находящегося в них единого Тела Христова и общей для всего церковного Тела Его Крови святое единство Тела Христова! Они святы не личной святостью, а святостью Святых Таинств!
Вот почему святая Церковь всегда остается святою, а мы, как святые, составляем ее во Христе единство. Но святые и непорочные мы (на все время, какое можем сохранить в себе благодать причащения) не по личным заслугам (хотя среди нас могут быть и такие), а освящающей силой Святых Христовых Таинств, присутствием в каждом причастнике Самого неразделимого Христа Бога. Через достойное причащение Святых Таинств мы хотя бы на время становимся святыми и непорочными, едиными и единомысленными. Кровь же Христова, Которой мы причащаемся, делает всех нас сынами Христу Богу и братьями во Христе друг для друга. Она оживляет все Тело и делает Его деятельным и живущим во славу Бога. Вот почему немыслимо нам, причастникам такой Великой Святыни и Самого Божества, иметь какое-либо общение с бесами или пить чашу бесовскую, что объединяет таких причастников бесовства в сборище сатанинское.
1 Кор.11:
«23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром».
Здесь Апостол напоминает нам произошедшее на Тайной Вечери, повторяя для нас слова и действия Первосвященника Христа. В каждой Евхаристии мы преломляем, принимаем и едим Святой Хлеб, Который есть Пречистое Тело Христа, делая это в Его воспоминание. Здесь речь не об обычном действии нашей памяти и не о том, чтобы мы просто вспомнили событие страстного Четверга и Тайной Вечери. Мы должны реально, на самом деле вспомнить Христа приобщением себя к этой одной единственной все еще продолжающейся Евхаристии, производимой Самим Христом! Мы вспоминаем Христа нашим участием в Святой Трапезе и нашим соединением со Христом через вкушение Его Тела и Крови! Кровь Христа есть вместе и Кровь Нового Завета. Вот почему Апостол напоминает нам слова Христа о том, что чаша, благословленная Христом, есть новый Завет в Его Крови. Таким образом, причащаясь Его Крови, мы, кроме всего прочего, еще подтверждаем свое участие в Новом Завете с Богом и действительность этого Завета для нас с нашей стороны. И это мы делаем в Его воспоминание.
Далее Апостол учит нас, что всякий раз, когда мы приобщаемся Тела и Крови Христовых, мы возвещаем Его смерть, и делаем это до тех пор, пока Он не придет судить живых и мертвых.
Возвещаем же мы смерть Христа своим радостопечальным, смиренным и благоговейным настроением. Возвещаем мы Его смерть потому, что она принесла нам искупление, жизнь, прощение грехов, примирение с Богом, освящение, спасительную благодать, обновление нашего естества, нетление, безсмертие, вход в Царство Небесное, сыновство Богу и обожение!
Об этом мы должны размышлять во время Евхаристии и как бы созерцать все это своим духом, становясь причастниками Его смерти, Его Воскресения и Его жизни!
Высота и величие Святыни предполагает такую же ответственность с нашей стороны. Вот почему Павел напоминает нам, что если мы вкушаем Христовы Таинства недостойно, то становимся виновными против Тела и Крови Христовых! А это вместо благословения и жизни приносит нам проклятие и смерть! Вот почему: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Каждый верный обязан испытывать сам себя на предмет своей готовности и достоинства причаститься. Внешнее допущение его духовником и исповедь пред ним не достаточны для этого. Только сам человек может увидеть в себе свое настроение, свои чаяния, свои желания и свое сегодняшнее отношение ко Христе, к самому себе и к своему спасению. Раскаяние в своих грехах и твердое намерение впредь не грешить является лишь частью этого самоиспытания.
«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Здесь Апостол призывает нас к важнейшему и необходимейшему делу для достойного причащения – рассуждению о Теле Господнем. Не о себе, не о Христе вообще, не о чем-то еще, но именно и только о Теле Христовом!
Что происходит, если мы причащаемся, не рассуждая о Теле Христовом? – «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».
Что значит – рассуждать о Теле Христовом? Это значит знать, ведать и напоминать себе перед каждым причащением, что есть Тело Христово, кто есть мы и что сделал для нас Христос, чтобы приготовить нам Свое Тело и дать Его в истинную снедь. Кто неправильно помышляет о Теле Христовом, тот не может соединиться с Ним, ибо лжет на истину, сочиняя свою мечту, с которой и остается себе в осуждение вместо Тела и Крови Христовых.
Так, например, если кто-то ошибочно принял ложное мнение и полагает для себя, что Тело Христово, предлагаемое верным в Таинстве Евхаристии есть якобы мясное тело Человека Христа и Его подобная нашей человеческая кровь, тот объявляет себя безумцем и каннибалом, вкушающим человеческое мясо, и кровопийцей, пьющим человеческую кровь. В отношении Таинств Христовых он помышляет ересь, которая немедленно отделяет его от Бога. Такой верный становится неверным, а также недостойным и причащается лишь вида Таинств (т.е. хлеба и вина) себе в осуждение.
Также поступают и те, кто, видя частицу Тела в виде частицы хлеба, полагают, что они причащаются кусочка мясного тела Христа, или истинного Тела, но в виде кусочка. Такие хулят Христа Бога, ибо раздробляют Его неразделимого.
На самом деле верный причащается истинного, вечного, нетленного, святого, пречистого, светоносного, светового, кристалловидного, не слитно неразделимого человеческо-божественного, животворящего Тела Христа, Которое Он образовал в утробе Пречистой Девы Марии, с Которым родился в Вифлееме, Которым крестился во Иордане, Которым преобразился на Фаворе, Которым страдал на Кресте, Которым умер и был погребен, Которым Воскрес и Которым вознесся и воссел одесную Бога Отца!
Вот почему рассуждая о Теле Христовом, мы соучаствуем и сопереживаем всем тем Евангельским событиям, в которых Оно имело участие нашего ради спасения.
Да поможет вам Господь милосердный и Дух Святой всегда право и богоугодно рассуждать о Теле Христовом перед каждым Его причащением!
Рассуждая же так о Теле Христовом, мы неизбежно судим сами себя, за что подлежим милостивому Отцовскому наказанию на пользу нам, но не осуждаемся вместе с хулящим и отвергающим Тело Христово миром сим, обреченным на лютые казни и уничтожение небесным огнем!
Конец слову и Богу слава, честь и благодарение во веки веков! Аминь.