Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Отец Олег Моленко

СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня мы празднуем воскресный день накануне великого Праздника светлого Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И эта неделя ещё называется неделей Святых Отцов. И здесь подразумеваются все святые, которые жили до Рождества Христова.

Надо обратить внимание на разницу между святыми, которые жили до Рождества Христова и святыми, которые жили после Рождества Христова, особенно после рождения Святой Церкви Христовой в день Пятидесятницы. Разница у них не в источнике, не в происхождении, ибо все святые освящаются от одного и того же единого Господа Бога и одним и тем же Духом Святым. Разница была в их чаяниях, в их ожиданиях и в их конечной цели.

Все святые, жившие до Рождества Христова, жили верою и чаянием пришествия Господа Бога во плоти, что было обетовано ещё первым людям, Адаму и Еве, по изгнанию их из Рая. Тысячелетия люди ждали, когда сбудется это великое и блаженное для людей обетование. И поэтому заслуга всех святых, живших до Рождества Христова, и их назначение было в том, чтобы подготовить это Первое Пришествие Бога во плоти. Поэтому все они как бы сводятся воедино и подводят нас к Пресвятой Богородице Деве, ибо именно от Неё Богу было благоугодно явиться в этом мире во плоти. И это явление мы называем по-человечески Рождеством Христовым.

Мы, конечно, достаточно много знаем об истории этого праздника, и евангельские повествования до нас доносят о нем, но, тем не менее, тайна сия велика есть, т.е. что Бог явился во плоти. И сколько мы ни будем смотреть на эту тайну, мы всегда можем найти нечто новое, полезное и спасительное в ней. Поэтому будем глубже и глубже всматриваться в эту тайну, чтобы и праздновать этот праздник с настоящим ведением, с пониманием, с осознанием и с правильными духовными переживаниями.

Возвращаясь к понятию святости, спросим, что же случилось после Рождества Христова, особенно после явления Церкви Христовой на земле, как новой формы благодатной жизни с Богом? Святые Нового Завета уже живут другим. Они являют в себе Христа, пришедшего, рождённого, воплотившегося, умершего на Кресте, воскресшего и вознесшегося на Небеса. И святость новозаветная проявляется в усвоении себя Христу, а Христа себе, – в какую меру мы проявим в себе Христа, в такую меру мы и святые. И конечно же, новозаветные святые и все верные Христу живут тоже упованием и чаянием пришествия Христова, но последнего, Второго Его Пришествия, чтобы судить живых и мертвых и утвердить вечное Его Царство. В этом разница между святыми до Рождества Христова и новозаветными святыми. А источник у них всех, как уже подчёркивалось, один и тот же – Дух Святой, Господь и Бог наш.

Давайте же посмотрим, что принесло Рождество Христово нам, всем людям, и каждому человеку и, конечно же, прежде всего, каждому верному христианину. Мы видим из повествования евангельского, что дивный промысел Божий так устроил, что Рождество Христово состоялось в том месте, т.е. в небольшом захолустном городе Вифлееме, где и было предсказано пророками. «Да сбудутся Писания» – так говорит нам Божественное Евангелие. И здесь удивительно пронаблюдать то, как произвол Божьих тварей, которые не задумывались, и не понимали того, что у них на глазах происходит, участвует в промысле Божьем. Ну какое отношение, казалось бы, мог иметь римский император, который кланялся демонам в виде идолов, которых тогда своими богами исповедовало язычество Рима, к Рождеству Господа Иисуса Христа? Тем не менее, он издал повеление о переписи во всех провинциях римской империи, и именно в Палестине особенно, и благодаря этой переписи Пресвятая Дева с Иосифом вынуждены были покинуть место своего жительства и перейти в место, где они по роду своему происходят от царя Давида, в город Вифлеем. Ибо перепись тогда производилась не по принципу: где застану, там и перепишу, а так, что все должны были вернуться в свои родные места.

И благодаря этому возвращению и сбылись пророчества, и Рождество состоялось именно в том городе, где Бог его назначил. Это удивительное действие промысла Божия, которое учитывает всё и вся, и все немощи человеческие, и все решения человеческие, используя тех людей, которые никогда не задумываются, может быть даже о Боге и о Божественном промысле. Тем не менее, действиями всех тварей, даже противными и злыми их действиями, Бог настолько премудро управляет, что всё служит в конечном итоге Его промыслу.

И что же самое главное мы находим в Рождестве Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа? Если хорошо вдуматься, то, конечно же, поражает нас неизреченное чудо, которое, действительно, единственное по-настоящему чудо и великая тайна: как Бог, Который находится вне времени, вне пространства, недосягаемый ни для какой твари, на Которого и Ангелы не смели взирать, как утверждает нам Священное Писание, явился во плоти, вошёл в человеческую историю, вошёл в прямое соприкосновение с людьми, приняв для этого плоть человеческую и всего человека, кроме греха, ибо Бог греха не создавал?! Грех есть уклонение от Бога, извращение, тьма, мрак, зло, которое Бог не создавал. И Господь, как Бог премудрейший, ибо все слова, которые мы к Богу говорим, конечно, никакого не могут иметь значения, чтобы отразить то, что на самом деле есть Бог. Поэтому по немощи своей мы употребляем такие слова, как Бог премудрейший и т.д., чтобы хоть как-то выделить Его от остальной твари. Но Бог настолько премудр, что Он провидел всё ещё до создания нас, людей. И удивительно, что Своим этим предвидением Бог особым образом создал именно человека. Если мы это осознаем, мы поймём величие и истинную славу человека не грешащего, не падшего, а того, каким Бог его создал и каким ещё лучшим воссоздаёт во Христе. Если мы это осознаем, то мы поймём почему так страшно грешить не только по отношению к Богу, это вообще понятно, что страшно, а и в отношении к человеку, ибо мы созданы для другого и призваны к другому. Бог наперёд провидел это, и был совет Лиц Пресвятой Троицы при создании человека. Ангельские миры были созданы мановением без всякого совета, всякая другая тварь была создана, все планеты, все звёзды, все галактики, всё было создано мановением Божиим. Сказал Бог – и стало так. И только при создании человека, мы видим, что даже в Священном Писании отражено совещание, где Бог говорит о Себе «Мы», т.е. указывая, что это не единичное Лицо участвовало, а три Лица Единого Бога Пресвятой Троицы. О чём же можно было совещаться трём Лицам Пресвятой Троицы? Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому – Единому Богу, но в трёх Лицах? О чём? О маловажных предметах? – Нет. Там единство, там полное единомыслие, любовь, гармония и не может быть никакого вообще ни малейшего разномыслия. Нам непостижимо, что есть Бог Пресвятая Троица. Мы в вечности этого не постигнем, насколько Он велик, безконечен, безмерен и не выразим никакими словами: ни человеческими, ни ангельскими. Тем не менее эти три Лица Единого Бога совещались о создании человека. Почему? – Да потому что Бог предвидел, что Он одним Лицом, а именно Словом Божьим, Сыном Божьим примет однажды и навсегда, на всю вечность оставшуюся, облечётся в плоть человеческую и душу человеческую, т.е. целиком примет все человечество, кроме греха. И поэтому в праздник Рождества случились великие дивные вещи.

Посмотрите внимательно на Ветхий Завет и вообще на историю от Адама до Рождения Господа Иисуса Христа. Люди боялись Бога, как какую-то великую, неизведанную Силу. Люди боялись Ангелов Божиих, и если Ангел Божий являлся даже к благочестивым, верующим людям, они говорили: горе нам! наверное, мы умрём, потому что мы видели Ангела Божия. При таком настроении ни кому бы в голову никогда не пришла мысль, назвать Бога своим Отцом. Творцом – да; Создателем – да, Владыкой – да; Царём – да, но не Отцом! И когда же мы получили великое Божие благодеяние, великий дар, чудеснейший дар называть Бога не только Творцом, Создателем и Господином своим, а и Отцом? – Именно в Рождестве Христовом! Потому, что Он родился по плоти и человечество в Его лице, в лице Нового Адама уже не имело никакого земного и плотского отца! Оно также не было просто создано из глины, как Адам, а непосредственно от Духа Святаго по благоволению Отца, от Девы Марии. И только это позволило нам принять дар Божий, который Сам Господь Иисус Христос даровал нам в молитве Господней. «Молитесь так, – говорит Он нам, – Отче наш!» Он благословил называть Бога своим Отцом. И Он благословил это не просто из повеления, непонятно на чём основанного, оно основано на Рождестве Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа во плоти. Поэтому именно с Вифлеемской пещеры мы получили наименование сынов Божьих, и не какое-то абстрактное, а реальное. Тем более, если мы христиане в истинном смысле этого слова. А кто христианин, тот и сын Божий. Поэтому и в нагорной проповеди Господь подчеркнул: блаженны миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся через воплощение Сына Божия. Он Сын, и мы сыны с маленькой буквы. Он самым теснейшим образом сочетал Бога и человека в Самом Себе, а через человеческую природу Он всю природу человеческую сочетал Богу. Поэтому все события после Рождества обязательно связаны с этим великим Таинством соединения Бога и человека в одном лице Иисуса Христа. Вот почему Он нам так дорог несказанно, так важен, и так важно Рождество Христово.

Все праздники великие, которые по своему происхождению, как бы предшествуют Рождеству Христову, имеют значение только в свете Рождества Христова. Рождество Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, какое для нас значении оно имело бы, если бы Она не родила Бога? – Никакого. Только зная, что Она родит Бога в Вифлееме, Который нас спасёт и искупит, имеет значение и великое празднование Рождества Богородицы. Введение во храм трёхлетней юной Девы Богородицы тоже имеет значение, потому что Она была введена в храм для того, чтобы приготовить Себя в сосуд, чтобы родить Сына Божия. Поэтому все эти праздники важны нам только потому, что состоялось Рождество Христово, они были подготовительными к Рождеству Христову.

И, наконец, сбылось то чаяние, которое даже язычники, т.е. люди уже утратившие правильное понимание о Боге и часто отдававшиеся поклонению демонам, не понимая этого, чаяли пришествия Бога на землю. Как учат преподобный Серафим Саровский и другие Святые Отцы, что и среди язычников Бог хранил Духом Святым какие-то крупицы истины. Лучшие представители человечества в самые просветлённые моменты свои приходили к той мысли, что Бог должен родиться во плоти, чтоб спасти нас, потому что люди просто уже задыхались, живя только плотью, только в страстях и только в идолопоклонстве демонам.

И с Рождеством Христовым прекратились многотысячные, миллионные жертвоприношения язычества; и это есть исторический факт. Почему? – Потому что Господь, воплотившись, принёс Сам Себя в Жертву. Родился не только Бог и не только совершенный Человек, Новый Адам, родился Агнец Божий, Который обрёк Себя на заклание в Жертву. И обратите внимание, что именно с Рождества Господа человечество стало разделяться на две непримиримые и противоположные части. До этого не имело большого значения разделение людей, ибо трудно было определить истину. Все находились во тьме, все находились в заблуждении. Поэтому Рождество Христово даёт нам свет истинный. Родился не просто Бог, родился Свет, родилась любовь; ибо Бог есть Любовь; родилось спасение, ибо Бог есть Спаситель.

И в тропаре этому празднику это особо подчёркивается: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Ибо до этого было неразумие, люди неправильно относились ни к Богу, ни к своей собственной жизни, ни друг к другу, всё было неправильным. Даже в самом богоизбранном народе, которому было доверено Писание, истинное богослужение, и которым Бог являл пророков, всё равно все уклонились от путей истинных, и уже не разумели их. И поэтому они не приняли родившегося Мессию, а предали Его на смерть позорную.

Какое же разделение произошло? На какие две части? – На тех, кто поклоняется Христу, как Богу, и на тех, кто враждует с Ним. Мы видим, только-только родился Богомладенец в пещере, и уже волхвы, цари своих народов, которые были мудрецами и по неведению занимались звездочётством, т.е. астрологией, потому что до Рождества Христова каждый, как мог, так и достигал мудрости, пошли искать Родившегося Христа. Так и для этих звездочётов родился Господь, как нам говорит тропарь Рождества Христова: «в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока». Значит, все эти мудрецы, которые по незнанию, по недоразумению подменяли Бога на тварь и пытались достигнуть Бога через тварь – через звёзды или через какие-то другие заблуждения, были научены истине Рождеством Христовым. Явление звезды, т.е. светящегося объекта, который воспринимался, как звезда, но на самом деле это был Ангел Божий, который особым образом светил или держал какое-то тело, как учат Святые Отцы, научил их и привёл их к истинному поклонению и тому, что всё, что вы до этого делали, было неправильно. Отбросьте всё, забудьте всё это ветхое, вот – истинный Бог. И кто смиренно искал истину, тот вышел из всех заблуждений, проделал далёкий, трудный, опасный путь, приехал в неизвестный, какой-то маленький городок и обрел там Родившегося Бога.

Для чего эти люди оставили своё царство, свою премудрость и всё прочее? Для того, чтобы поклониться рождённому, живому Богу, и Человеку, и Царю! Ибо родился и Царь, Которому поднесли волхвы золото, как Царю, родился Бог, и они Ему поднесли Ему ладан, как Богу, и родился Человек – Ему поднесли смирну, как смертному человеку.

И тут же наряду с поклонниками Христа, пастухами и волхвами, которые пришли поклониться, явились и враги Христа, в лице царя Ирода, который взбесился от вести рождения Царя Христа и искал через лукавые подходы, как погубить Младенца. Когда ему не удалось через волхвов выведать точное местоположение Христа, – ибо они ушли другим путём, по повелению Ангела, который указал им этот другой путь, – он пошёл на жуткое преступление, убив 14 тысяч невинных младенцев, в надежде среди них убить своего конкурента, Царя Израильского. С ним были старцы, книжники, первосвященники, которые «заложили» и предали Младенца Христа, используя Писание, указав Ироду: «в Вифлееме должен родиться», показывая, что они полностью живут земным, и что они враждебны ко Христу. Поэтому не удивительно, что через 33 года они или их приемники распяли этого же Бога. Как мы видим скорби, гонения, лишения и преследования и попытки убить начались у Господа с Его младенчества.

И подумайте теперь об этом. Господь родился во чреве Девы. И этим, с этой минуты Он сделал из Пресвятой Девы Приснодеву! Он сделал Её Богородицей, Матерью Божией! До этого мы не могли Её так именовать и почитать. Она была Девой, но Она не была Приснодевой. Поэтому чудо Рождества проявилось в том, что оно сохранило девство Девы Марии и Дева Родила Бога, оставаясь Девой.

Это всё сделало Рождество Христово. Поэтому величие Матери Божией, Её слава началась там, в пещере Вифлеема! А саму пещеру, как говорит нам богослужебный текст, даровала Христу земля. С неба пришли Ангелы, которые прославляли Рождество Христово словами: «слава в вышних Богу и на земле мир». Почему мир? – потому что со Христом родился истинный Мир, и родился он в глубочайшем смирении, и не в царских палатах или в какой-то славе человеческой, а в сырой, холодной, тёмной пещере, куда во время дождя сгоняли скот. И Богомладенец был положен в ясли, из которых скот питался, ибо в них туда клали сено, и скот брал через щели это сено, поедая его. И именно в это место, на это сено, был положен только что Родившийся Богомладенец Христос. И божественный свет от Него осиял всю пещеру. И сколько там дней находилось Святое Семейство и Сам Богомладенец, столько дней необыкновенный свет стоял в пещере, показывая, что истинный Свет, Солнце правды родился, что и проявляется и во внешнем таком сиянии.

Это дивное смирение Рождества Христова научает нас смирению. И символично, что эта пещера со скотами знаменует сердце каждого из нас. До Рождества в нас Бога наше сердце это пещера, в которой только скоты: скотские помышления и чувства, находят себе место. Только после Рождества Христова в нашем сердце, когда Бог Духом Святым приходит к нам и заслугами Христа вселяется в нас, эта пещера превращается в храм Божий, ибо первым храмом живого Бога в собственном смысле этого слова была Вифлеемская пещера. И Само Рождество Христово в этом смысле было первым Богослужением с участием Самого Бога, Который Сам был и Жертва, и Священник, и Приношение. Нам родился наш Архиерей истинный, в истинном смысле слова, единственный Архиерей, единственный Первосвященник и единственная Жертва, Который Сам Себя принёс за грехи всего человечества. Ибо основным мотивом Рождества Христова является уничтожение греха и падения, и последующей этому греху и падению людей, смерти, смерти вечной! Не только смерти временной, физической, а смерти вечной, как извращения, потому что извращение не могло в вечности зафиксироваться, не могло пребывать вечно это уклонение от путей Божьих, тьма не могла объять Бога, ибо Бог есть Свет. Поэтому нужно было изменить жизнь людей. Вот это великое изменение Бог сделал Своим Рождеством, и затем, конечно же, всей Своей жизнью до Вознесения во плоти на Небо, где Он воссел и посадил человеческую природу одесную Бога Отца.

Эти благочестивые размышления должны быть с нами в празднование Рождества Христова. Много ещё можно увидеть чего и говорить, но мы должны самое главное постигнуть – что всё, что сделал Господь, подготовив Своё Рождество и родившись, и затем прослужил 33 года и 4 месяца во плоти, прежде всего имеет значение для борьбы с грехом. Поэтому и проповедь Нового Завета началась: «покайтеся, ибо приблизилось Царство Божие». Ничего другого Господь не говорил сразу. Это было единственное, самое важнейшее.

И в Рождестве Христовом родилась для нас Божественная Литургия с великим Таинством Евхаристии, потому что родилось само Тело Христово, которое мы и получаем в Таинстве Евхаристии, родилась Кровь Христова, которую мы можем пить по Его благословению и благоволению. Поэтому это великое Таинство мы имеем только потому, что родился Господь. Также и победа над грехом, над сатаной и всеми бесами его, также над смертью родилась для нас в Рождестве Христа. Само Воскресение стало возможным для нас и достижимым только благодаря тому, что родился Богочеловек Иисус Христос.

И в самом Таинстве Евхаристии мы что видим? Что само преломление Тела Христова и само пролитие Его Крови происходит с одной целью – во оставление грехов. Поэтому для нас, грешных, падших, неразумных, заблудших, немощных, Рождество Христово должно быть воспринимаемо как рождение Бога во оставление грехов, для помощи нам в борьбе с грехом. Поэтому для нас, прежде всего, родился Спаситель.

И обратите внимание на евангельское повествование, когда Ангел повелел Иосифу Обручнику принять имевшую во чреве от Духа Святаго Марию, то он дал пророческое указание, что Она родит от Духа Святаго Сына, и ты дашь Ему имя Иисус, потому что Он спасёт людей от грехов их. Ангелы были посвящены в Тайну Боговоплощения. Архангел Гавриил, который доносил тайны для людей, принес эту тайну избранным Богом людям. И он явился во сне Иосифу и указал на самое главное назначение Рождества Христова — спасение! Почему и имя Ему дано Иисус – «Спаситель». Говоря Иисус, мы говорим – «Спаситель», говоря Христос, мы говорим «Помазанник Божий». Само имя говорит о назначении Рождества Христова! Он родился для спасения нас! Он наш Спаситель!

Поэтому смиримся до зела пред Богом! Если Бог смирился до земли и пещеры, до яслей скотских, то нам ли не смириться до зела? И с пастухами, и с волхвами, ставшими святыми, устремимся к рождшемуся Господу и до земли падём и поклонимся Ему, Который пришёл просветить нас, принёс свет разума, Который принёс нам спасение, жизнь истинную, принёс мир неизреченный! Потому и Ангелы воспевали: «слава в вышних Богу и на земли мир». Почему мир? – Потому, что мы примирились с Богом Его рождением! Бог стал Человеком и соединил несоединимое и примирил непримиримое, и низвёл глубочайший мир от Бога в сердца наши, если только мы послушны Его зову к покаянию.

Если мы поверим Его слову «покайтесь», что означает изменитесь, переменитесь, станьте другими, станьте новой тварью, ибо Я, Новый Адам, – говорит Господь – пришёл, чтобы восставить падшего Адама.

Мы видим, как промысел Божий замыкает круг: началось падение с вкушения с древа – закончилось падение на Древе крестном. Адам был рождён не от семени человеческого, а сотворён Богом, и Господь, Новый Адам, был рождён не от семени мужского, а от Духа Святаго. Жена Адама была взята от костей и от плоти мужа, здесь Дух Святый берёт плоть и кость от Жены, т.е. от Девы Марии. Начал Господь Свою жизнь земную в пещере, и закончил её в погребальной пещере. И много других подобных вещей мы можем увидеть, которые все заключаются в законе: начало и конец, т.е. когда начало совпадает своим подобием с концом.

Поэтому для нас Рождество Христово является величайшим, всерадостнейшим и светлейшим Праздником! Если мы будем вдумчиво подходить к Нему, и сердце своё распространять, и ум свой, насколько он только позволяет, просвещать светом Рождества Христова, то Оно будет неиссякаемым источником утешения, укрепления, примирения и смирения, потому что примирение может быть только при смирении, ибо корень у них один – мир.

И тогда, возрастая в таком праздновании, в таком духовном переживании, мы и сами достигнем того, что Богомладенец родится и в нашей пещере, в нашем сердце, и мы придём и поклонимся Ему, как Богу, как нашему Царю, как нашему Спасителю, как совершеннейшему Человеку, как нашему Брату и нашему Отцу, потому что Он для нас – всё.

Да пребудет благословение Богомладенца, Его свет, Его мир в ваших душах во все дни вашей жизни, и да перейдёт Он с вами в вечность! Аминь.

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова