Отец Олег Моленко
Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
+++ Из Проповеди: «Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна»
Славная кончина этого великого угодника Божия так важна, что Церковь установила день её празднования. При правильном уразумении мы должны ощущать в этот день самые светлые, торжественные чувства и праздничное настроение, несмотря на скорбный факт убиения блаженного Предтечи.
Мы видим, что в духовной жизни все понятия расходятся с мирскими. Часто они прямо противоположны обыденным человеческим представлениям. Ибо весть о смерти дорогого нам, близкого, родного человека повергает нас в глубокую скорбь, печаль, плач. Никому и в голову не пришло бы праздновать это событие, в особенности если бы мы узнали, что этому человеку отрубили голову.
Но в духовной жизни, как мы видим, всё происходит по-другому. Слава человечества – Великий Иоанн, Пророк Божий, Предтеча, непорочный Ангел пустыни, совершенный в человецех и величайший из рожденных женами, как Сам Господь сказал о нём – умирает такой, казалось бы, страшной смертью – отсечением честной главы. По человеческому разумению – это повод скорбеть и плакать. Представьте, каково было ученикам, тем кто знал и любил его, переживать это? Мы видим, что Сам Господь, узнав об этом событии, уединился для того, чтобы молитвенно отметить его.
И за эти годы он прожил такую яркую, светлую, богоугодную жизнь, что в течение уже двух тысячелетий лучшие люди, входящие в Святую Церковь, и все верующие во Христа блаженно почитают этого величайшего угодника Божия. Действительно Слава Божия отразилась на этом человеке. Он удивляет, изумляет нас каждым своим деянием, завершая свою богоугодную жизнь славной смертью.
Представьте себе его земную жизнь: суровейший подвижник, аскет, пустыннолюбивый душой житель пустыни провёл тридцать лет в самых суровых условиях, под открытым небом, не имея возможности укрыться от палящего зноя или холода, терпя перемены погоды, одиночество, не имея никакого утешения от людей. Он только с Богом наедине беседовал и молился, укрепляя душу до времени своего явления Израилю. Затем последовало его очень краткое служение людям, обращающее их на путь покаяния. И весь запас этой Божественной энергии, силы, благодати он за краткое время выплеснул в своём ярком служении, вершиной которого было Крещение Господне. После осуществления высшего, чего он сподобился на земле, Иоанн стал называться Крестителем.
Мы помним что говорил Господь о блаженном Предтече ученикам Своим:
Лк.7:
24 «… что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских»
И здесь мы видим, что пустынник этот появляется во дворце, но попадает в самое худшее его место – тюрьму. В те времена тюрьма находилась в подвале царского дворца, поэтому, находясь во дворцовом здании, он в то же время был узником в сырой темнице. Более того, блаженный Предтеча попадает на пир по случаю дня рождения Ирода. Но каким образом? Как званный гость? – Нет, как жертва. Он попадает туда своей честной главой, на блюде принесённой.
И здесь мы видим подобие между двумя великими пророками: Илиёй Фесвитянином и Иоанном, Крестителем Господним. Оба они являются Предтечами: Иоанн – Первого Пришествия Господа нашего, Илия – Второго Его Пришествия. Оба гонимы были нечестивыми царицами, просто Господь не дал Илие пророку быть погубленным слугами царицы Иезавели, а здесь попустил беззаконию случиться. Блаженный пророк Илия был взят живым на небо, но мы знаем из предания Церкви и из пророческих обетований, что он придёт ещё в канун Второго Пришествия Господа нашего. Удивительно, что честная глава его – и пророка Еноха – тоже будет усечена другим царём – антихристом-зверем. Совпадение происходит даже до таких деталей принятия мученической смерти. Святой пророк Илия претерпит то же, что претерпел в своё время блаженный Иоанн Креститель, только уже не Ирод, а сам антихрист-зверь отрубит – собственноручно! – его честную главу. И в этом смысле Ирод является прообразом будущего антихриста-зверя.
Если мы внимательно всмотримся в события жизни блаженного Предтечи, то поймём эсхатологическую особенность Праздника Усекновения его честной главы. Закон начала и конца срабатывает и в жизни Иоанна Крестителя. Начал он свою земную жизнь с чудесного – ещё из чрева матери – провозглашения, приветствия Сына Божия, пришедшего в мир и находящегося тогда ещё во чреве Пречистой Девы. И заканчивает он земной путь чудесным провозглашением, обличением – своей уже мёртвой главой – незаконного сожительства нечестивого царя. Своим рождением он исцеляет немоту отца и смертью своей воздействует на грешных людей, пытаясь самим этим чудом и этим обличением обратить их от страшного греха, ибо цель его была именно пристыдить, обличить, обратить, а не погубить. К сожалению, ни живого, ни уже усопшего, – явным чудом говорившего, – Предтечу они не услышали.
Настолько велико служение Иоанна Крестителя, что и по своём отшествии он продолжает служить людям и душой, и честной главой своей. Мы знаем о его активном участии в жизни Церкви, в жизни людей; о множестве случаев его явления вместе с Господом, Пресвятой Богородицей, другими святыми. Даже его честная глава, которая обличила Ирода, продолжает являться людям и быть объектом поклонения и почитания всех истинно верных учеников и последователей Христовых. Настолько велико значение блаженного Предтечи. Об этом важно помнить, празднуя сегодняшний Праздник Усекновения.
Мы прославляем мученическую, славную его кончину и, в то же время, осуждаем злодеяния, совершённые этой дьявольской тройкой: Иродом, Иродиадой и её дочерью. Мы знаем из Предания церкви, что все они были впоследствии страшно наказаны промыслом Божиим.
Обличение имеет большое значение не только для конкретного человека, которого обличают, но и для всех, кто слышит это обличение или читает о нём, поскольку оно предупреждает их от повторения подобных грехов. Обличение говорится в Духе Святом, поэтому оно несёт в себе исцеляющее Божие воздействие, возбуждающее человека к покаянию и исправлению своей жизни. Нельзя только добрыми и благими словами подвигнуть человека. Иногда необходимо жёсткое, резкое обличение. И блаженный Предтеча настолько преуспел в этом, что даже жизнь свою славную завершил мученической кончиной именно за этот вид духовного творчества – обличение неправды, беззакония. Поэтому и слава ему воздаётся за это.
Нам необходимо взывать к нему в своих молитвах, просить об избавлении от страстей, помыслов греховных, – он очень помогает в этом, – и, конечно же, просить его ходатайства на Страшном Суде, чтобы избежать вечного осуждения.
+++ Из проповеди: Слово на Собор Иоанна Предтечи
Мы знаем, что в земной своей жизни блаженный Иоанн Предтеча не соделал ни одного чуда, наподобие тех, какие делал Господь и святые Апостолы. Мы не знаем, чтобы он кого-то исцелил, или воскресил мертвого, или очистил прокаженного — но вся его краткая, чуть более тридцати лет, жизнь была сплошным чудом. Уже во чреве матери он свидетельствует, что пришел Спаситель во чреве Великой Приснодевы Богородицы. И с младенчества он подвергается лютым гонениям со стороны Ирода, который уже избил четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев и искал погубить и этого младенца, о котором слава шла по Израилю после его рождества. Только своим рождеством Предтеча совершил чудо — исцеление немоты своего отца! Это единственное чудо, которое было совершено им еще в младенческом возрасте самим рождением. Но эта немота отца его не была болезнью, но особым наказанием Ангела за неверие к словам о чудесном рождении младенца. Ирод прекрасно знал эти слухи и хотел погубить и сына священника Захарии, думая, что, может быть, это и есть тот младенец, о котором ему поведали святые Волхвы. Чудом Божиим Предтеча был сохранен, и промыслом Божиим ему было определено с самого младенчества жить в пустыне.
В пророческих писаниях Предтеча именуется Ангелом, посланным с Неба уготовать путь Господу. Не священники готовили путь Господу Богу, не первосвященники, не книжники, не фарисеи, не старцы иудейские, но Юродивый Предтеча! В одежде из верблюжьей шерсти, обмотанный кожаным поясом, с посохом, косматый, нечесаный человек — он выглядел абсолютно необычно, по сравнению с ухоженными и упитанными, прекрасно разодетыми священниками и первосвященниками иудейскими. Это был яркий контраст противоположностей, и внешне, и внутренне, и в духе, и в силе. Вдумайтесь, какую силу имел этот человек, какую благодать, какое воздействие на людей! Ведь он один, находясь в пустыне, привел массы людей в такое движение, что даже фарисеи, саддукеи и книжники шли к нему креститься! Делали они это лицемерно, уступая мнению толпы, а не потому, что они его любили или хотели действительно покаяться. Они просто не могли стоять в стороне от народного движения. Они вынуждены были подчиниться той могучей силе, которую Предтеча явил своим явлением в Израиле!
Блаженный Предтеча — это слава Божия, явленная на земле. Это слава человечества, ибо вся его жизнь дивна и славна. И обаяние его личности через тысячелетия доходит до нас.
Блаженный Предтеча и Креститель Иоанн был пророком, который стоял на пороге Ветхого и Нового заветов. Он был первым проповедником покаяния. Он был учителем истинного благочестия и имел учеников. Он был Ангелом пустыни и первым пустынножителем, и в этом смысле основателем пустынножительства, как образа спасительного жительства и богоугодного подвижничества. Нам известно, что великий пророк Илия тоже убегал в пустыню и жил там. Но это был лишь эпизод в его жизни. Блаженный же Иоанн провел всю свою жизнь там от самого младенчества.
Он был девственник и основатель безбрачного и безымущественного образа жизни, который впоследствии стал именоваться монашеством. Он был и священнослужитель, ибо совершал таинства крещения и покаяния. Он был послан от Бога, ибо не по своей воле вышел из пустыни, но как он сам в Евангелии от Иоанна свидетельствует, что Бог послал его, говоря: Иди, яви Моего Сына Израилю. И на ком увидишь сходящий Дух Святой – тот и есть Мессия. Он имел непрестанное общение с Богом через молитву и соединение в духе, но в лицо Господа никогда еще не видел. Именно поэтому, когда пришел Господь Иисус Христос, он Его узнал изнутри, будучи движим Духом Святым.
Он был первым свидетелем троичности единого Бога, явленного в день крещения Господня.
Предтеча был грозный обличитель неправды царя Ирода и других власть имущих людей. Он был великий аскет и постник. Это был великий и дерзновенный молитвенник.
Предтеча был великий постник, каких трудно сыскать было и впоследствии.
Он был славный обличитель пороков и заблуждений современного ему общества. Он был основатель и первенец всех Христа ради юродивых. Не зря, все Христа ради юродивые называли себя Иоановичами или Иоановнами.
Он — первый сознательный мученик за правду Божию в Новом Завете.
Он был тот человек, о котором Великий Апостол Иоанн в своем Евангелии говорит, что он был послан от Бога и имя ему — Иоанн. И великий Иоанн Богослов повторяет его имя, как великое сокровище, посланное от Бога.
Он был тот человек, который по слову Господа пришел в силе и духе Илии Фесвитянина.
Он — свидетель о Свете, ибо был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Он — великий мироотречник. И образец этого мироотречения.
Он — великий учитель и проповедник покаяния. И он передает свое служение Господу, смиряясь и умаляясь пред Ним.
И будем часто молиться, обращаться, взывать к нему.
Ибо он имеет великое дерзновение, как учитель покаяния, помогать людям, ищущим покаяние истинное. Он помогает в борьбе с помыслами и головными болями. И конечно же, много чудес он производит. Поскольку ему отсекли голову, ему молятся об исцелении головных болей, но главное не только получить исцеление телесное. Ибо не всегда это и полезно! И безболезненного пути нет и не может быть в духовной жизни! Главное — это исцелить душу свою. Исцелить ум свой! Который страдает принятием помыслов!
К нему обращаются за помощью в обуздании помыслов и страстей. И в борьбе с блудной страстью!
+++ Из Проповеди: Блаженный Предтеча – учитель истинного покаяния (Слово на Рождество Предтечи)
И действительно нет никакой возможности человеческими понятиями и человеческим языком изречь эту величайшую и славнейшую личность за всю историю человечества. Это удивительный человек, явленный Богом и дарованный нам всем в великую помощь и заступление. Таких людей за всю историю были единицы. И как Предтеча никого больше не было. Это особо уникальный человек, величайший праведник и величайший святой угодник Божий.
И вся жизнь его, которая началась задолго до его рождества, да! его жизнь началась до его рождества, хотя земным счётом он прожил примерно столько, сколько Господь наш Иисус Христос, может быть несколько меньше.
Но уже явно до его зачатия явился один из величайших Архангелов, предстоящих Богу, из чина серафимов Гавриил, благовестник, великий сотаинник Божий и носитель Божественных тайн, который затем благовествовал Рождество Самого Господа Пречистой Деве Марии, и он посланный Богом от Бога возвестил, что родится сын у тебя, т.е. Захарии говорил от Елисаветы, твоей жены, и он будет великим пред Господом Богом и в силе и духе Ильины придёт уготовить путь грядущему Спасителю мира, т.е. ещё нет зачатия, а уже идёт речь как о существующем живом человеке. Поэтому это удивительное явление, что человек до своего рождества уже живёт в умах и сердцах не только людей, не только родителей, которым это обетовано, а и в умах Ангелов, высших Ангелов небесного мира. Так этот небесный человек и земной ангел вступил в жизнь, ещё до своего рождества.
И если учесть, что он прожил короткую земную жизнь, то можно только удивиться милости Божией и духу этого человека. Всё его житие дивно и чудно. Потому что о нём идёт речь до его рождества, затем уже зачавшись и находясь ещё во чреве святой праведной Елисаветы, своей матери, он откликается на пришедшего во чреве Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа, т.е. находясь во чреве, внутриутробно, он узнаёт того обетованного Мессию, Спасителя мира, Господа Бога, Творца своего, Создателя своего, Господина своего и воздаёт Ему почесть, Находящемуся во чреве Матери и сам находясь во чреве матери.
Но на примере блаженного Предтечи мы видим, что он сделал свой выбор ещё до рождества своего – во чреве матери исполнился Духа Святого и во чреве матери узнал Господа, и засвидетельствовал это. И поэтому его жизнь была короткая, но она удлинилась за счёт того, что он уже жил до рождества, и духовной жизнью он жил уже от чрева матери, исполненный Духа Святаго. Исполненный, не просто там имел что-то, – исполненный, т.е. полнота благодати Духа Святаго. Это было за его внутреннее качество, за его внутренний выбор.
И блаженный Предтеча тем велик, что он совершил самый ранний выбор и самый решительный выбор – раз и навсегда он ещё во чреве матери, только зачавшись, душа уже даётся в момент зачатия, и душа сразу избрала Бога, подчинилась Ему, это потому что это самое лучшее.
И этот величайший угодник Божий прошёл удивительный путь внутреннего духовного совершенства, удивительный путь. Почему? – Потому что он не имел наставника из людей.
Мы не знаем, Писание до нас не доносит как блаженный Предтеча это проходил. Но кто пойдёт внутренним путём покаяния и молитвы, тот сам на себе хотя бы отчасти узнает как велико и как мучительно бороться с падшей природой человеческого естества, с греховными страстями, с помыслами. Блаженный Предтеча помогает в очищении ума особенно. Он помогает в борьбе с помыслами. Почему такое дерзновение он имеет? – Да потому, что он сам прошёл весь путь, очистился, стяжал непрестанную молитву, и горел духом пред Богом. Он был в живом Богообщении. Он не утратил благодати Духа Святаго от чрева матери, которую он получил. Не утратил! Он только преуспевал. Какая была удивительная душа! Цельная, прилеплённая только к Богу, мыслящая только о Боге и о Божественном и о правде Божией! А пострадал он и закончил жизнь за что? – За правду Божию, которая выражалась в отношениях внутрисемейных по тому закону. Ибо мы знаем, что Ирод, который затем повелел усечь ему голову, взял жену бывшую живого своего брата, чего не должно было быть по Божиему закону и тем условиям. И за это пострадал Предтеча.
Он обличал, он обличал ещё и грядущих к нему со всей Иудеи и не только с Иудеи, с Иордании окрестных городов людей. Он обличал жёстко: «уже секира лежит, и всякое дерево, не приносящее плода, будет посечено и в огонь ввергаемо». А когда пришли фарисеи и книжники, он сказал: «вы порождение ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?; сотворите плод достойный покаяния». Его фразы были краткие, острее меча рубящие вот это самолюбие человека. Он не считался с мнением людей мира сего, он думал только о Боге и Его правде. Он рубил эту правду, именно рубил секирой, сразу разделяя человеческое естество, где там душевное, где телесное, плотское, а где духовное. И люди должны были решительно делать выбор, и обличаемы его словами, многие каялись, ибо было предсказано, что он многих сынов Израилевых приготовит к пришествию Господа. Это дивно. Человек знал, о чём он говорит. Он прошёл всё это. Он знал порочность положения естества человеческого, его состояние. Он знал всю глубину падения человеческого. И поэтому так ревностно взывал к покаянию. К покаянию не формальному, не сусальному, а живому, плодоносному, поэтому он говорил о плодах покаяния. Первым на земле он заговорил о плодах покаяния, что надо реально измениться, а не претендовать только на это. Надо явить в себе это изменение, коренное изменение, свою устремлённость к Богу, своё прилепление к Богу. И он имел дерзновение. Он имел на это право. Он сам в себе это совершил. И поэтому его проповедь была удивительна по результатам. Человек, молодой человек, т.е. ещё ни возрастом, ни авторитетом в обществе, не закончил какие-то там высшие образования того времени. Он ничего не заканчивал. Он ни одного дня не был ни в одной школе, ни в одной синагоге он не был. И казалось бы, ну чем он мог их взять? – дикий человек, проведший там 30 лет в пустыне, выходит и что-то там говорит, ну кто мог послушать его? Он говорил: «глас вопиющего в пустыне». Он сам себя называл – «глас вопиющего в пустыне», ибо так пророк Исайя о нём сказал (Ис.40,3).
Даже чудес не творил. Он просто призывал своим горячим духом людей к покаянию. Он сконцентрировался на покаянии. И показывал всей своей жизнью, всем своим подвигом – вот самое главное, чудеса – это да, Божественные, мы преклоняемся и благоговейно лобызаем их, и помним и благодарим Бога, это важно, но нет ничего важней покаяния, ибо это высшее чудо! Что толку в исцелении тела, если оно всё равно умрёт так, как предназначено Богом? Это временное облегчение. А душа вечная идёт на вечные муки, начинаются эти муки здесь ещё в земной жизни от греховных страстей. И как же не позаботиться о ней в первую очередь, презрев даже тело, терпя всякие страдания? А эта забота выражается только покаянием истинным, плодотворным, плодоносным покаянием, к которому призывал Предтеча, а затем и Господь наш Иисус Христос начал проповедь с этого, как бы переняв эстафету от Предтечи уже Своим Божественным авторитетом утверждал покаяние.
И проповедь о покаянии воздействовала на тогдашних людей без всяких других свидетельств одной личностью. Вот что такое личность в истории церкви, в истории человечества! Одна личность! Формально никакая, безграмотная, ничего не значащий, и никакого положения в обществе, с пустыни пришёл, замотанный в кожу, в верблюжью шерсть, косматый человек стал говорить о покаянии, и люди потянулися, и крестилися, и боялися, и благоговели.
Поэтому мы всегда, вспоминая Предтечу, должны тут же вспоминать о покаянии, из которого мы не должны и выходить-то. Мы должно погрузиться и пребывать в этом спасительном, живоносном, животворящем делании, делании всей нашей жизни.
Вот таково значение личности блаженного Предтечи. Поэтому, обращаясь к нему, будем просить этого: «Святый блаженный Предтеча, великий угодник Божий, великий делатель покаяния и затем проповедник всемирного покаяния, помоги мне, жалкому, ничтожному рабу страстей, пленнику дьявола и бесов его, который не может свой ум управить и освободить от нечистых, навязчивых помыслов, от разстройства падшего естества, исцели ум мой твоей благодатью и твоей силою, да стоит он только в Божественных помышлениях, во всём Богоугодном. Помоги мне, уврачуй мой ум, как око моей души, ибо если око это будет ясно, то и всё тело, т.е. всё жительство наше будет ясно и чисто. А если наше око, ум, именуемый оком, сказал Господь в Евангелии, будет темно, то тьма кольми, т.е. тьмою названа здесь плоть, против воли плоть будет вообще жить, не руководствуясь ни чем, издыхать в страстях».