Отец Олег Моленко
СЛОВО О НАШЕМ СТАТУСЕ И ЗВАНИИ В ДУХОВНОМ МИРЕ И ИХ ВЛИЯНИИ НА НАШИ ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ И НАШ МОЛИТВЕННО-ПОКАЯННЫЙ ПОДВИГ
Кроме самого молитвенно-покаянного творческого трудничества и подвига, который каждый из нас, верных Богу, должен всячески подогревать, стимулировать, заставлять, понуждать, тянуть, тащить, подталкивать, уговаривать для богоугодно его совершения, в наших отношениях с Богом имеет значение звание и статус того человека (лица, личности), который именно совершает этот подвиг. Когда мы читаем общие наставления о делании и богообщении, тогда у нас может возникнуть неверное представление, что мы все люди в этом подвиге и в этом богообщении равны. На самом деле каждый из нас равен со всеми остальными людьми только в свободе выбора предоставляемого нам Богом, но не в качестве выбора и не в конкретных его проявлениях. Например, выбор спасения дан всем, а выбор быть Апостолами или пророками Божьими - единицам. В этом отношении святой Апостол Павел писал:
1 Кор.12:
28«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший».
Тому, кому Бог дает выбор быть Апостолом (священником, пророком, учителем церковным) может избрать себе согласиться или не согласиться с этим. Бог созидает Свою Церковь и Свое вечное Царство по Ему одному ведомому плану. В этом созидании Он ставит каждого из уверовавших в Него, вступивших в Новый Завет с Ним и вошедших в Его Церковь на то место в Церкви и в духовном мире, которое Он считает нужным именно для этого человека. Как сказал Павел, не может все тело быть глазом или рукой. Телу нужны и глаза, и руки, и все прочие его части, которые не равны, но разные. Наше дело не только уверовать и согласиться прилежно служить Господу Богу, но смириться со всем, что идет от Его волеизьявления и смиренно принять от Него свое звание, свой статус, свои дарования, свои разные по количеству и качеству таланты и свои обязанности. Царство Божие и Церковь Христова, и весь духовный мир построены Богом иерархично. Посмотрите на Ангельский мир. Разве в нем все духовные сущности равны и одинаковы? Нет! Точно так есть и среди мира людей. Один рождается мужского пола, а другая - женского. И Божье создание женского пола не может войти в Церковную иерархию священства (духовенства). Зато она может войти в иерархию святых Божьих угодников и занять там свойственное достигнутой ей святости место.
Для примера можно взять чиноустройство военной армии. Оно не придумано людьми, но заимствованно из небесной иерархии Ангельских сил. Что мы видим в армии? Мы видим военную иерархию, которая разбита на два состава - солдат и офицеров. В свою очередь солдатская составляющая разбита на разные уровни: рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик. Офицерская составляющая разбита на три группы - младших офицеров, средних офицеров и старших офицеров и у нее есть такие уровни именуемые званиями: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан (это младшие офицеры), майор, подполковник, полковник (средние офицеры), генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал (фельдмаршал), генералиссимус. Звания призваны различать военных лиц и они составляют иерархию звания. Параллельно этой иерархи есть иерархия статуса или реальной ответственности, дела и власти каждого военного. Эта иерархия выглядит так: солдат, командир отделения, командир взвода (взводный), командир роты (ротный), командир батальона (комбат), командир полка (комполк), командир дивизии (комдив), командир армии (командарм), командующий фронтом, командующий рода войск (артиллерии, танковых войск, авиации, сухопутных войск, морского флота, воздушно-десантных войск, ракетных войск и т.д.), командующий вооруженными силами государства, командующий вооруженными силами союза государств. В земных армиях есть еще линия по тылу, технике, строительству и быту, и политическая линия с полицейскими функциями в отношении военных. Для нас это не имеет значения. Есть еще линия качества и заслуг военных, что в духовном мире мы называем святостью. Таким образом, мы можем отметить для себя существование трех иерархий в духовном мире: иерархии звания, иерархии статуса и иерархии святости. Здесь можно упомянуть и о неофициальной иерархии близости к Богу и содружения с Ним.
Каждый из нас должен четко знать свое звание, свой статус и меру своей святости, а также меру своей близости и меру дружбы с Богом. Так, если ты призван рядовым (мирянином). То твой долг хорошо делать свои обязанности. Служить теми дарами воина (солдата) Христова, которыми ты наделен и спасать свою душу. Ели ты призван быть офицером того или иного ранга, то должен кроме собственного спасения служить Богу в этом ранге и руководить подчиненными тебе членами Церкви во спасении их и на пользу всей Церкви.
При этом ты должен стяжевать возможную для твоего звания и ранга степень личной святости и качество владения дарами Божьими. Ты также должен развивать свое общение с Богом и свою дружбу с Богом. В этом направлении ты можешь превзойти чины высшего ранга. Напримнер, мы знаем, что царь видит генералов на совещаниях и парадах, а своего адъютанта в звании капитана - каждый день.
Наш статус связан со званием, но не жестко. Например, по званию офицер может быть подполковником, а по статусу возглавлять полк. А должность командира полка полковничья. Выходит, что по званию ты подполковник, а по статусу (должности) - полковник. Еще менее связана со званием и статусом иерархия святости. Понятно, что святость офицеров в целом выше солдатской святости, о могут быть отдельные случаи, когда рядовой солдат своим подвигом получает такую награду, какую не имеют даже генералы. Такую святость можно назвать наградной. Однако она не меняет звание человека и его статус. Есть принципиальное отличие между человеческой армией и божественной армией. Оно состоит в том, что в человеческой армии позволено движение по линии звания и по линии статуса, а в божественной армии такого движение нет, кроме особых случаев. Так Христос сразу избрал и позвал Своих Апостолов Апостолами, а не растил их по иерархии. Также Бог сразу вверяет то или иное дело. Ведь глаз никак не может перерасти в руку или другую часть тела. Он нужен телу именно как глаз и глаз навсегда! Почему Бог кого-то выбирает Апостолами, кого-то пророками, а кого-то лишь мирянами мы не знаем. Это тайна Божьего изволения, промысла и судеб Божьих. Но мы знаем то, что разница есть и мы должны ее учитывать в своем служении в Церкви, в своей духовной жизни и в своем богообщении.
Очевидно, что разница званий, положений, должностей и святости непременно сказывается на нашем дерзновении к Богу и на наших молитвах. Как же разница в указанных иерархиях сказывается на наших молитвах? Мы понимаем, что простой солдат имеет меньшее дерзновение к царю и меньшую степень влияния на Его решения, чем царский генерал. Солдату предоставлено повышать свое солдатское качество, спасать только себя, молиться о себе, о братьях солдатах сослуживцах своих, а также об отце офицере. Офицер обязан не только совершенствовать свои офицерские качества, но и учить солдат, помогать им и защищать их. Он должен молиться за них, как их отец. Понятно, что по этой причине ему полагается большая святость и благодать, но не за личные заслуги, а для совершение более ответственного царского дела. Он может стяжевать также личную святость.
Вот почему его молитвы за чад сильны, дерзновенны пред Богом и всегда исполняются Им. Разница в званиях и статусах поставляет людей в разное положение перед Богом и в разное отношение к нм Божьего промысла.
Есть особые избранники Божьи, о которых у Бога особый промысел и особая защита. Кто почитав жития таких Божьих избранников ложно взревнует и прелестно попытается подражать им, в надежде на такую же помощь и защиту Бога, тот, как гордый, отвергается Богом и предается в лапы бесов. Святые отцы учат, что есть особый избранный Богом род людей, который находится под особой защитой и опекой Бога. Например, преподобный Серафим из этого рода. Потому, когда он был еще младенцем Прохором и случайно упал с церковной колокольни на землю, то был чудесно сохранен Богом в живых, здоровым и целым! Однако если кто-то самонадеянно попустит своему ребенку подобное падение, то пусть не рассчитывает на чудесную помощь. Отцы утверждают, что такая помощь и защита бывает лишь у одного на тысячу членов Церкви. Если Бог, провидя их, так их хранит, значит они и отрабатывают Богу в свое время то, что Он от них ожидает. Поэтому они имеют особое дерзновение к Богу в своих просительных молитвах и особое преуспеяние в своем внутреннем делании и в своей Иисусовой молитве.
У рядовых членов их просительная и Иисусовая молитва может отличаться между собой, но и та, и другая имеет свой уровень, свойственный именно этому званию. Согласно статусу рядового она может быть усиленна и улучшена для него самого, но не может выйти за рамки уровня рядовых.
Дары и звания Божии непреложны и они раздаются Им в связи с внутренним выбором человека, согласно качествам его души и его отношения к Богу, но как это связано мы не знаем и не понимаем. Каждый из нас должен стремиться делать положенное ему самым лучшим образом, но при этом смиренно и благодарно принимать то, что Богу угодно даровать именно тебе. Среди Ангельских чинов мы видим разницу между простым Ангелом и Серафимом. Однако каждый из них доволен своим, не завидует другим и рад служить Богу таким, каким он есть. Смиренно примите это ведение и используйте его в своей духовной жизни, чтобы избежать напрасных трудов и тщетных ожиданий того, что с вами не может быть и не упустить того, что быть может!