Отец Олег Моленко
Слово во славу святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня 19 декабря Святая Церковь Христова светло празднует память одного из величайших святителей и святых Церкви, великого угодника Божия, святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, которого именуют Николаем Угодником и Николаем Чудотворцем. Именно так привыкли его называть на необъятных просторах когда-то Святой Руси – этого дивного места, где прославлялись угодники Божии, где было множество храмов, посвященных в честь этого великого Христова угодника и чудотворца.
Не буду рассказывать вам его житие, ибо все вы должны были давно познакомиться с житием этого великого угодника Божия и с теми его чудесами, которые записаны очень малой частью. Эти чудеса творились им при его жизни и по его славном отшествии ко Господу. Большое число чудес святого Николая происходило, происходит и будет происходить до окончания земного бытия в этом виде до Страшного Божьего Суда. Святитель Николай не является самым высоким или самым сильным святым Божьим угодником, но он является самым известным и самым востребованным святым! Уже одно закрепление его в образе "Санта Клауса" (т.е. святого Николауса), который приходит перед Рождеством Христовым в каждый дом и приносит детям подарки говорит о его великой популярности среди людей. И эта его известность и популярность продолжается более 1600 лет со дня его блаженной кончины! Обычно людей по их уходу помнят два три поколения. Здесь же человека, жившего в 4 веке от Р.Х., многие люди помнят, любят и ценят до сих пор! Достичь такого человеческими усилиями невозможно. Как же надо было святому Николаю жить и каким сокровищем для этого мира стать, чтобы на века сохраниться в доброй памяти у людей? Но он действительно стал всенародным любимцем, к которому до сих пор многие люди прибегают за помощью в трудных обстоятельствах их жизни.
Неоскудеваемый поток чудес происходил и происходит по молитвам и предстательствам этого дивного во святых угодника Божия. Все чудеса святого Николая невозможно собрать или описать, ибо многие из них известны только их участникам. Но из-за этих многочисленных чудес, особенно же явленных в людских бедах и нуждах, слава святого Николая росла и хранилась в памяти людей. Он помогает заключенным в тюрьмах и лагерях, при неправедном осуждении или оклеветании в суде, терпящим бедствие на море, больным, нищим, бездомным, сиротам, вдовам и прочим страждущим людям. Дивен Бог во святых Своих! И в этом великом святом, действительно, Бог прославился и Бог был прославлен. Ибо Он нашел сосуд благодати – верного служителя Церкви Своей, верного помощника и дивного послушника Своей Божественной Воли, который уже от чрева матери возлюбил Господа и поэтому стал особым избранником на поприще великого, славного и ответственного служения Церкви Христовой.
Когда мы читаем жития великих святых угодников Божиих, таких как Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский чудотворец, великий праведник и пророк земли Русской Иоанн Кронштадтский чудотворец и им подобных, то обратим особое внимание на их детство, даже на их младенчество. Потому что здесь, во время младенчества их, иногда уже от чрева матери или от сосков матери проявляется тот внутренний выбор души человеческой, который затем в Церкви Христовой раскрывается во всей своей полноте и красоте. Да, это еще младенец, он еще не обладает таким разумом как взрослые люди, еще не сформировались его органы мышления должным образом. И казалось бы, что может этот маленький, теплый комочек телесный что-то решать? На самом деле в духовной жизни имеются совершенно другие понятия и оценки.
Душа, которая даруется Богом каждому зачатому младенцу, не имеет возраста! Во время зачатия человека даруется душа, поэтому страшным грехом детоубийства называется убиение младенца во чреве матери. Страшным и смертным грехом! Потому что это есть самое настоящее детоубийство. То есть убивается человек в детском возрасте. Ибо душа уже находится в нём – в этом зародыше, который только телесно формируется во чреве матери. Но по зачатии он уже человек. Да, ещё не рождённый, ещё не появившийся на свет, но он уже имеет безсмертную Божественную душу. И после рождения мы можем увидеть того человека, кого можно было бы убить во чреве, если бы такая безумная мысль была внушена демонами и исполнена безумными людьми. Ибо только демоны могут внушать людям убивать невинных, беззащитных младенцев во чреве матери или даже после рождения, чтобы избавиться от каких-то кажущихся неприятностей, связанных с воспитанием, с вскармливанием и с выращиванием этих младенцев. Ибо чаще всего их убивают по таким причинам, что человек или не хочет огласить (чтобы не опозориться в глазах других) или не хочет нести труды взращивания младенца. Т.е. опять-таки в основе и этого тяжкого смертного греха лежит самолюбие и гордость человеческая.
И вот, если мы внимательно будем всматриваться в младенческие годы таких угодников Божиих, то мы увидим, что души их избрали Господа сразу. Невозможно, конечно, человеческим нашим ограниченным и скудным умом понять это. Но мы признаем это, как факт, который Церковь доносит до нас и принимаем верой несомненно, что души имеют такое различие: некоторые сразу возлюбляют Господа, не обучившись ещё ни одному слову, от чрева матери, как блаженный Предтеча, который Господа встретил, находясь во чреве святой праведной Елисаветы и прославил трижды (Лк.1,41). Мы помним, как Сергий Радонежский трижды в храме из чрева матери закричал, и отказывался в среду и в пятницу брать грудь, т.е. уже явил себя великим постником и воздерженником во Славу Божию. Таким же великим угодником с самого младенства, от чрева матери избранным, был и святитель Николай Угодник. Он тоже отказывался от молока материнского в среду и в пятницу. И он избрал только одну правую грудь, как бы показывая, что он будет стоять одесную Бога своего, т.е. что он избрал честь быть истинным верным служителем Божиим. И многие другие знамения и признаки проявляются такими людьми – угодниками Божиими – уже с самого младенчества. Господь, видя их расположение к Нему, являет им особую помощь, силу и заступление, и особо хранит их, ибо Промысел Божий являет этих людей и дарует их Церкви и тем людям, которые живут в конкретное время, находясь в земной Церкви. У Господа нашего все продумано и промыслено до самых мелочей! В Его промышлении о людях нет и не может быть никакого недостатка или непредусмотрительности! Кто будет не так думать, тот впадает в страшную хулу на Господа Бога. Бог всё предусмотрел! Он провидит всё, что происходит с каждым человеком, со всем сообществом человеческим. И поэтому по Его плану, Его Промыслом предусмотрено, в какое время, в каком месте явить того или иного святого. Чаще всего верующие, церковные люди получают такого пастыря, какого они достойны. Это как бы общий закон. Но бывают и исключения. Исключения в каком смысле? А в том смысле, что диапазон духовной глубины поставляемого Богом пастырем человека несравненно выше, чем того заслуживали его пасомые, подопечные и чада церковные и духовные. Тем не менее, Господь являет такого светильника, выставляет его на свещницу вселенскую. И этот "светильник" сначала засиял дивным светом в своей Мир-Ликийской епархии, а затем просиял на всю вселенную!
Если брать ту конкретную историческую эпоху, то время, когда жил и служил Богу и Церкви святой Николай, то, может быть, действительно, те люди, будучи великими счастливцами иметь такого дивного, любвеобильного и благодатнейшего епископа, были недостойны иметь человека именно такого величия и такого духовного масштаба. Такое случается, как и в других случаях, что люди бывают недостойны иметь таких пастырей и светильников, которых Господь посылал им.
Но в данном случае Господь думает не только об этих конкретных людях, которые в земной жизни соединяются с каким-то святым угодником, который окормляет данную паству, как скажем, Николай Чудотворец окормлял Мирликийскую паству в земной жизни. Но Он провидит и делает этого угодника пастырем куда большего стада. Пастырем вне времени!
И с каждым годом, а может быть, с каждым месяцем, а может быть, с каждым днём его паства растет и расширяется.
Таким воистину Вселенским пастырем и Вселенским святителем и явился Николай Чудотворец. Или, точнее сказать, – Господь таким явил его всем людям! И в его паству стали входить все люди, которые, знакомясь с его духом, с его величием, с его заслугами, которые отражены в Церковном Предании, в житии, в Богослужениях, в акафисте, в канонах, посвящённых этому великому Чудотворцу, в безчисленной массе чудес, которая достигала не только Православных христиан, а и заблудших, отпавших во всякие нечестивые ереси людей, таких как, например, язычников, мусульман и прочих людей, какие только были на земле, которые узнавали об этом великом угоднике, хотя он был для них как бы чуждый по вере, по национальности и прочему. Но когда они в своей беде или скорби обращались к нему, имея массу свидетельств его помощи другим людям – по этой причине обращались, то получали от него нужную помощь или спасение от беды. А они обращались всегда в нужде или в погибели. Например, если корабль тонет, или разбойники напали, или в темнице человек, или на войне, или во многих других бедствиях, какие могут случаться в течение земной жизни. И кто от всей души искренно призывал Николая Чудотворца, тот НИКОГДА не был посрамлен! Не было случая, чтобы этот великий дивный угодник не явился на помощь к тем, кто действительно от всей души искренно призывал его. Не взирая, опять-таки, ни на какие различия: ни в вероисповеданиях, ни в других каких-то вещах. Он приходил на помощь к СТРАЖДУЮЩИМ людям, прежде всего к страждующим людям, и являл свою любовь ко всем им без различия. Конечно же, он особо помогал и являлся в первую очередь тем людям, которые были членами Церкви Христовой. Ибо они не только призывали его в бедах и нуждах, уже зная и понимая, кто он, но они и прославляли его и молились ему, и строили храмы и престолы посвящали в честь этого великого и дивного угодника.
Еще раз задумайтесь, с IV-го века и вот уже уже тысячу шестьсот лет слава этого человека гремит по земле! Она идёт от его мощного духа, от его любви к Богу, от его благодати, которую он явил еще в земной жизни и которая по его отшествии ко Господу только лишь возрастает. Ибо с каждым прославлением, с каждым Богослужением, с каждым построенным храмом, с каждым случаем оказания им помощи его слава во Славу Божию растёт и плод его жизни продолжает приноситься! И паства его в этом смысле тоже растёт! Ибо все, кто к нему обращались и получали от него помощь, входили, как бы, в состав его паствы. Особенно же к нему обращались тогда, когда, сравнивая его жизнь, его деяния, его заботу, его любовь, его чудеса с теми епископами, которые, по несчастью, отступали от высот епископской жизни, а то и вообще от чистоты православия, и уже не заботились и не радели о своих пасомых, о своих чадах, а оставляли их на произвол и вели себя в лучшем случае как наемники, а в худшем, как волки в овечьих шкурах, то, конечно же, истосковавшиеся по любви души христианские в ком могли найти эту замену и утешение, как не в святом Николае? Когда какая-то душа приходит в собор, или в храм, или в монастырь и видит в пастырях недолжное отношение, не Христову любовь, не Христово смирение, которое может выражаться и обличением, и строгостью, и наказанием, то она теряется! Ибо любовь – это не сюсюканье и не потакание страстям, а это забота о спасении вверенной души всеми доступными средствами, которые даны епископу и священнику – вязать и решить! (Мф.18:18; Ин.20:22-23). Не только разрешать, но и вязать! И не только связать, но и разрешать. Причём эту власть Господь дал – как пишет великий светильник Церкви Иоанн Златоуст – не Ангелам, не Архангелам, не Властям, ни Господствам, не Серафимам, не Херувимам. Никому из Ангелов Господь не дал такой власти и никому из людей, кроме Своих последователей и Апостолов, и преемникам их по благодати, по рукоположению, и по делу Божьему – служению Церкви. Т.е. именно иерархии, которая была от святых Апостолов установлена в Церкви Самим Господом, – такая власть больше никому не дана на земле. Высшей власти, чем священнической на земле нет, но соответственно этому и высшей ответственности на земле тоже нет. Ибо кому больше дано, с того больше и взыщется (Лк.12,48). И поэтому куда было деваться этим страждущим и задыхающимся от отсутствия любви христианам? Вот они и прибегали к Николаю Угоднику, к Николаю Чудотворцу, и настолько его возлюбили, что, по сути, по всей Великой Руси не было ни одного дома, ни одной хижины, где бы не было иконы Николая Угодника и где бы не возносились к нему молитвы! Он воистину поражает наше сознание и наш дух своей вселюбимостью, везде доступностью! Нет больше такого святого – не говорим о Пресвятой Владычице и о Господе, – а именно святого, который был бы так любим, так знаем, и таким своим в каждой православной семье. Он роднее и ближе всех родственников и даже дороже всех живых пастырей! Потому что он действительно опекал каждую семью. И поэтому описать все случаи его помощи просто физически невозможно. Записываются самые выдающиеся случаи, которые только свидетельствуют о потоке безпрерывной благодати. И мы знаем, что очень мало святых, которых по смерти Господь прославлял таким знамением, как мироточением святых мощей. Так вот именно Николай Чудотворец оставил нам по своей кончине такое свое нетленное тело, именуемое святыми мощами, т.е. свои святые мощи, которые источают благовонное и целебное миро. И в мироточении от мощей он превзошёл все известные нам случаи святых мироточцев. Ибо есть, например, преподобные, у которых только их головы, т.е. черепа, мироточат. Есть святой Димитрий Солунский Мироточивый, мы знаем, что он великий мученик и угодник Божий, есть ещё Сербский царь Симеон Мироточивый. Но у них миро выходило время от времени и в определенном количестве. И после этого они стали именоваться мироточивыми. Вот почему по одному названию трудно нам было бы сравнить: и тот мироточивый, и тот мироточивый. Но Николай Угодник, – как его чаще всего именовали простые люди на земле Русской – он даже не именуется мироточивым. Он является им, но никогда не говорили «Святитель Николай Мироточивый». Т.е. так в отношении него не принято говорить. Но мы знаем, что его святые мощи не просто источают миро, а они плавают в святом благоухающем миро, которое настолько обильно источают его святые останки нетленные, что постоянно подставляют целые ванночки, чтобы, переливаясь сквозь верх гробницы, это миро не растекалось по полу, а стекало в эти ванны, и постоянно раздают. И миро вытекает опять и опять. И так на протяжении столетий это чудо продолжается не-пре-рыв-но. Почему одним из самых любимых мест паломничества после Святой Земли, после Гроба Господня, для русских паломников было именно место, где хранятся мощи святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Его деяния так разлились по всему миру таким благоуханием, что это вещественное, чудесного происхождения миро только лишь есть внешнее отражение его внутренней благодати, которая из духа его, возлюбившего Господа от всего сердца, от всего помышления, от всей крепости своей, от всех помышлений своих, оно было источником этой дивной благодати и этого дивного плодоносного служения, которое началось тогда – с его рождением, но не закончилось и не закончится никогда! Потому, что святые Божии угодники только начинают служить Богу и никогда уже не прекращают это свое служение. Они в вечности предстоят и служат Ему от всего сердца. Ибо возлюбили Его более всего, что только существует и создано Господом. Они возлюбили Творца и избрали Его выше, чем всякую тварь. А по Господе они любят Богообразных и Богоподобных созданий – человеков и служат им Господа ради во Славу Божию, во спасение этих людей. И лишь Один Господь знает сколько человеческих душ, сколько людей спаслось молитвами, предстательством, помощью и чудесами святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Мы и представить себе не можем! А, уж, сколько людей получило помощи от него и исчислить невозможно. Безчисленное, действительно безчисленное количество людей получало и получает помощь от этого великого угодника. В самых тяжёлых и безысходных обстоятельствах людей неожиданно он приходит к тем, кто призывает его. Отмечу и то, что этот святой отец не оставил ни одного записанного своего слова. Нет писанных трудов или записанных речей святителя Николая Чудотворца! Он говорил, конечно, проповеди и своим словом, как мы знаем, он обличил Арию еретика и Савелия, как мы видим это и в акафисте, и в Предании Церкви, и в житии его. Но они были – его слова, его слово, его проповеди, они были дышащие Духом Святым. И зажигали непосредственно своим духом более, чем красивым изложением или содержанием. И поэтому как бы не было нужды их записывать. Потому что он не был таким богословом, как были другие святители: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, которые оставили великие творения на пользу Церкви, он же оставил свои деяния для Церкви, оставил свой дух и свою благодать! И, тем не менее, именно он был избран представителем всех святителей. Ибо Церковь избрала именно этого дивного угодника Божия представлять как бы всех святителей Церкви в своём лице. И поэтому каждый четверг посвящён памяти Николая Чудотворца, а в его лице – всем святителям, а также этот день ещё посвящён Апостолам, потому что епископы являются прямыми продолжателями апостольского дела и есть прямые их преемники. И поэтому в этот день - четверг - Церковь полагает петь тропарь и кондак Николаю Чудотворцу. И это говорит о величии человека, который каждую неделю поминается Святою Церковью, помимо особых дней в году, как сегодняшний зимний праздник Николая Чудотворца, предваряющий Светлое Рождество Христово. И это для нас должно быть хорошим стимулом для обращения к этому великому угоднику. Ибо чем глубже мы будем понимать его значение, его величие, всматриваться в его жизнь, в его деяния, узнавать о его чудесах, то тем более мы будем прилагать это к сердцу, ибо у нас должно складываться своё собственное отношение к каждому святому. Не только потому, что так повелевает Матерь наша Церковь, – а мы должны быть послушными сынами Её и, конечно же, чтить всех святых, и это хорошо и правильно, – но должно быть ещё личное внутреннее отношение, такое интимное отношение, которое складывается в результате того, что мы не только познакомились с его житием, с молитвами, акафистами, канонами в честь его, а чтобы мы обращались к нему, как к живому, слышащему нас в Боге и помогающему нам, установили такой свой особый собственный контакт, свою связь особую, и почувствовали, и эту силу, и красоту этого дивного воистину святого человека.
Как же этот великий избранник Божий явил себя таким Вселенским светильником, которому и слов нет, чтобы воздать должную похвалу и славу? Да, он своей младенческой душою возлюбил Господа сразу. Таких людей было на земле очень мало, как мы знаем. Но этого недостаточно. Недостаточно сразу избрать Господа. Это очень важно! Это самое важное! В своей жизни рано или позже или хотя бы уже в последний час, но обратиться к Господу всей душой и избрать Его Единого, к Нему устремиться – это самое важное. Ибо без этого ничего остального быть не может в деле спасения. И чем раньше будет такое обращение – тем лучше. И с этим никто не может спорить. Но недостаточно только внутреннего выбора. Недостаточно только возлюбления Господа своим отношением, своим настроением, своим выбором. Нужно эту любовь развить и явить своими делами. И святитель Николай Чудотворец возлюбил именно Господа Бога Пресвятую Троицу. Он оживил своей личностью догмат о Пресвятой Троице. Это подчеркивается в Богослужебных текстах и в его каноне, посвященном ему и в акафисте, что именно Пресвятой Троице служил он! Также как и преподобный Сергий Радонежский, как мы знаем, был служитель Пресвятой Троицы. Т.е. есть святые, которые как бы больше служат Господу Иисусу Христу – Главе Церкви нашей, Основателю, Спасителю, нашему Благодетелю, Искупителю, действительно Господу Богу нашему и Спасителю Иисусу Христу, а есть которые так же чтут нашего Великого Господа и Спасителя, но именно как Представителя Пресвятой Троицы и как бы Всю Святую Троицу. То есть они не забывают, что Троица Нераздельна и Неслиянна, но что это Один Триединый Бог.
И удивительно то, что он даже во внешних своих проявлениях в своей жизни постоянно подчеркивает эту троичность свою, т.е. своё возлюбление Пресвятой Троицы. И то, что он спасает от неминуемой смерти приговоренных к казни троих мужей невинно осужденных, оклеветанных, и именно троих. Не двух, не четырёх, а троих! Также он спасает от другой погибели уже не телесного усечения мечом, а от предания дьяволу трёх девиц, которых их отец, один богатый некогда и знатный дворянин, когда обнищал и не выдержал этого испытания и искушения, и захотел по нужде превратить свой дом в блудилище и торговать этими хорошей наружности телесами своих дочерей, и от этого страшного безумия и смертного греха спас их Николай Чудотворец. И их было тоже три. И мы видим, что даже вот в этих, казалось бы, таких случайностях, которые на самом деле далеко не случайны, как бы указывалось всё время на Троичность тем или иным образом. И Отче Николае воистину был служителем Пресвятой Троицы. И если мы внимательно всматриваемся в слова акафиста, которые повествуют о некоторых добродетелях, деяниях этого дивного угодника Божьего, то мы можем вспомнить, как постепенно укреплялся и духовно возрастал этот человек. Он тоже был грешным. В каком смысле? Что и первородный грех на нём был, который он смывал в Купели Крещения и доступ греха тоже был к нему.
И поэтому никто не оправдается, думая и отделяя каким-то своим ложным внутренним осознанием, что он, мол, святой был изначально от чрева матери и, уж, куда нам, мол, равняться с таким святым?
Да нельзя себя считать святыми, не имея на это оснований и нельзя сравнивать себя со святыми в таком смысле. Но ревновать святым мы обязаны. Это – наш долг. Ибо, ну не грешникам же нам ревновать!
Что б мы ни достигли, какого бы уровня мы ни достигли, мы всегда должны стремиться последовать святым. С преподобным преподобен будеши, и с неповинным неповинен будеши – гласит слово Божие, – а с нечестивым развратишися (Пс.17,26-27). Чем чаще мы общаемся со святыми, будь то посредством молитв, Богослужений, обращений к ним, прославлений, чтений их трудов, если были пишущие Святые Отцы, тем полнее и лучше мы наполняемся их духом, их мыслями святыми и чистыми, Богоугодными. Мы выправляем своё естество и в воле, видя как мужественно они стоят в деле служения правде, Церкви, истине, милостивости к людям. И ум выправляем, и волю, и желания, и чувства выправляем, и начинаем любить ближних, уподобляясь хоть в какой-то мере этим святым. Но это ложное представление, что вот он там от чрева матери святой и поэтому ему никаких трудов не было и никаких заслуг особых не было, а вот Бог его возлюбил, избрал, наделил, а вот меня обделил. Да не подумает кто так богохульно! Ибо доступ к Богу по данной Ему каждому человеку возможности имеют все о-ди-на-ко-во и равно. Мы все равнодоступны к нашему Господу Богу Пресвятой Троице и к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, к Пречистой Его Матери и к любому святому. Все равнодоступны. Но мы не равны. Мы не равны не со стороны доступа или возможности, открывающейся Господом, мы не равны в ответе со своей стороны. Мы не равно возлюбляем. Мы не равно смиряемся. Мы не равно устремляемся. Мы не равно хотим. И от этого неравенства происходят все наши беды или недостатки, потери, упущения, если мы действительно ещё стремимся. Вот в этом разница. Потому что благодать готова любого человека объять в любой момент, лишь бы человек открылся навстречу ей, лишь бы он принял условия Божии, и главное – отвергнулся себя.
Вот что поражает в самом лучшем, высшем смысле этого слова в образе этой великой личности святителя Николая Чудотворца, это его дивное и изумительное самоотвержение. Действительно, он не жил для себя уже ни одной минуты.
Читаешь житие, читаешь Богослужения, посвящённые ему, постоянно видится дивный образ человека, который отвергся себя напрочь! Ни малейшего самолюбия! Ни малейшей мысли о себе не было. Он жил только Богом, ради Бога, во Славу Божию и на помощь всем обездоленным людям, особенно всем своим чадам, которые были у него и которые возрастали в историческом времени. И поэтому мы его видим и на месте казни, и видим его даже во снах императора, где он явился во сне и с такой силой любви и заступления обличил его и напугал, что заставил его отменить ложный приказ о казни оклеветанных трех мужей. Он постоянно опережает своей любовью и своим самоотвержением эти события, упреждает бесов в их коварстве. И поэтому бесы очень ненавидят святителя Николая Чудотворца и боятся! Не зря в акафисте написано: ибо он сатану в бездну адскую ввергает (Икос 7).То есть какую силу и заступление имеет его молитва и его помощь. И он корабли спасает от бесов, которые те хотели потопить! А сейчас – и самолеты, и другие транспортные средства, которые люди уже создали из-за технического прогресса, которыми и мы вынуждены пользоваться. Потому что, если бесы корабли парусные могли тогда потопить, то тем более они могут сейчас самолёты сбрасывать. И люди, как мы видим, иногда разбиваются и гибнут. Но кто молится, кто призывает его, тому отче Николай и здесь помогает, и разгоняет бесов и не даёт им губить человеков. Вот это его удивительное самоотвержение – ему мы прежде всего должны поучиться. Потому что без самоотвержения невозможно угодить Богу, невозможно даже последовать за Ним. Ибо Господь дал ясную заповедь: отвергнись себя, возьми крест и последуй за Мной (Мк.8:34; Лк.9:23; Мф.16:24). Куда? – На распятие мiру сему! И распни мiр для себя, а себя для мiра. Опять самоотвержение – начало мiроотречения, начало отвержения от страстей и всего самолюбия, гордости и всех прочих мерзких и неугодных Богу страстей. И вот эта последовательность указана в заповеди Господа. Прежде всего: отвергнись себя. Затем получишь силу понести все жизненные скорби, труды, болезни, борения, т.е. которые выражаются крестом. Затем этот крест – свой крест – мы должны одновременно сделать Крестом Христовым, чтоб соединился свой крест с Крестом Христовым и как бы был один крест. Несёшь свой крест и несёшь Христов Крест. Несёшь Христов Крест, несёшь свой крест. И это таинственное и дивное соединение происходит в течение молитвенно-покаянного подвига очищения. Затем несёшь его и распинаешься на этом кресте мiру, а мiр распинаешь для себя, как учит Апостол Павел (Гал.5:24, 6:14).
Так вот святитель Николай Чудотворец сделал всё по этой заповеди и выполнил все другие заповеди. Он отвергся себя. Он взял крест. И как мы видим, грех имел к нему доступ, и он боролся с грехом, и он победил грех. Как же он победил грех? «Бореньми прежде с помыслами» – так мы читаем в акафисте (Кондак 10). Т.е. он проходил, как и все святые, от века Богу угодившие, брань с помыслами.
Неслучайно Богодухновенный царь и пророк Давид в первой строчке псалтири Духом Святым записал «Блажен муж, который не идёт на совет нечестивых». По толкованию Святых и Богоносных и Богомудрых угодников Божиих «мужем» назван ум человека, который окреп уже благодатью Божией, в истинной вере стоящий. И он блажен по той причине, что он отражает, не соглашается и отгоняет от себя далече Именем Иисуса Христа совет нечестивых помыслов. Т.е. речь идет о внутреннем делании, об умном делании. И этим деланием занимался великий Николай Чудотворец. Он был одним из величайших делателей Иисусовой молитвы. Она в нём насажена была и дышала, двигала его, наполняла благодатью, защищала от всех приражений греха. И через это великое делание внутренней Иисусовой молитвы Николай Чудотворец стал тем, кем он стал. Возлюбил Господа от всей души, от всего сердца, от всей крепости и от всего помышления своего почему? Потому что соединилось его тричастное во Образ Пресвятой Троицы! Очищалась каждая из частей: ум был очищен борениями с помыслами, дух был очищен от всех страстных ощущений, душа очищена от всех страстей душевных. После очищения все три части соединились благодатью Божией воедино. Он стал цельным и целомудренным человеком. Воля его тоже была полностью уврачевана. И он ещё в земной жизни являл из себя образец этого уврачевания души, которая стала вследствие этого цельной, и поэтому явилась сосудом благодати Духа Святаго и не только для себя лично и для своей паствы, а для всей Вселенной. И не тогдашней только Вселенной, а и всей Вселенной до времени до Второго Страшного Пришествия Господа Иисуса Христа. В этом величие этого человека! Он прошёл путь покаяния до конца! Очистил свой ум до конца! И после очищения ума Иисусовой молитвой и соединением тричастного он достиг уровня Богомыслия. Богомыслием же он превратился в сосуд избранный Пресвятой Троицы! И это до нас доносят Священные тексты акафиста, канона и Богослужений Николаю Чудотворцу.