Отец Олег Моленко
В ПОМОЩЬ ДЕЛАТЕЛЮ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ
Мир всем призывающим имя Иисуса Христа!
Напоминаю, что основным и главным деланием покаяния является творение Иисусовой молитвы с целью покаяния. Не случайно процесс именуется подвигом, деланием и творением. Деланием он называется потому, что его нужно делать, производить. Творением этот процесс называется потому, что его нужно творить, т.е. осуществлять как творческий акт. Подвигом он именуется потому, что до времени нам надо себя все время заставлять и подвигать заниматься призыванием имени Спасителя Иисуса Христа со вниманием и покаянным чувством.
С одной стороны, делание Иисусовой молитвы (ИМ) есть веками отшлифованный святыми отцами процесс, а с другой – оно имеет интимное своеобразие, которое зависит от личности делателя и его отношений с Богом. Как известный процесс это делание проверяется по святым отцам, писавшим о нем. Как своеобразное творчество личности этот процесс проверяется по наличным плодам.
В делании ИМ важно идти с помощью руководителя и проверкой по отцам от вехи к вехе. Утвердившись на новой вехе, должно творчески искать следующую. Если что-то пойдет не так, то должно возвращаться к надежной предыдущей освоенной вехе и от нее опять искать путь к новой!
Напоминаю то, для чего мы занимаемся ИМ.
- Для принесения Богу удовлетворительного покаяния за сделанные грехи и свое греховное состояние.
- Для исправления своих греховных навыков и борьбы со страстными помыслами и ощущениями, а также выхода из прелести бесовской.
- Для поддержания и развития памяти о Боге. В этом надо дойти до непрестанной памяти о Боге и хождении как бы в Его присутствии.
- Для очищения своего ума от греховных, всех мирских и земных помыслов, мечтаний, предприятий и воспоминаний.
- Для полного исцеления и уцеломудрения своего ума.
- Для достижения благодатного внимания и непарительной молитвы.
- Для реального богообщения.
- Для самораспятия и отвержения от мира сего (распятия себя миру), с достижением мироотречности.
- Для освящения себя святостью имени Бога.
- Для стяжания благодати Божией.
- Для стяжания страха Божьего и истинного смирения.
- Для стяжания плача и очищающих слез, из него происходящих.
- Для изменения себя в нового по Христу человека.
- Для привлечения Духа Святого жить и действовать в тебе.
- Для усвоения себя Христу и привлечения Христа жить в себе.
- Для достижения и насаждения в себе святых добродетелей.
- Для стяжания в себе и хранения даров Божьих.
- Для стяжания в себе любви к Богу и ближним.
- Для достижения христианского совершенства.
- Для обожения себя.
В отношении помыслов напоминаю, проясняю и уточняю, что во время произнесения Иисусовой молитвы должно отвергать не только явно греховные помыслы, но любые помыслы вообще! Любой помысел, приходящий во время делания молитвы по причине нашего неотвержения его, независимо от его вида и содержания, является греховным по отношению к самой молитве. Он противится молитве, рассеивает внимание, действует против внимания и сосредоточения на Господе Боге. Должно избегать не только посторонних и суетных помыслов, но и так называемых помыслов контроля. Помыслы контроля – это такие помыслы, которые говорят нам о контроле за самим деланием молитв. Например, какое количество я прочитал, как я дышу, сколько слогов молитвы на вздохе и сколько на выходе, и т.п. Все это следует обдумать до совершения молитвы. Во время молитвы подобные помыслы отвлекают от внимания и заглушают покаянное чувство.
Внимание при делании ИМ сосредотачивается и удерживается по отношению к трем предметам – словам молитвы, месту ее принесения Богу (сердечное место) и на присутствующем Господе Боге.
Забота внимания к словам в том, чтобы не допускать никакие прочие помыслы или слова, кроме слов молитвы.
Забота внимания о сердечном месте состоит в нахождении сердечного места и постоянном удержании ума в этом месте.
Забота о внимании к присутствующему Господу Богу состоит в том, чтобы удерживать наш ум в присутствии Бога, произнося молитву Ему с должными чувствами смирения, благоговения, страха Божьего и сокрушения. При этом после прочтения некоторого числа молитв должно без принятия помыслов останавливаться (пождание) и прислушиваться к присутствующему Богу в надежде, что Он нечто ответит тебе.
Когда Бог отвечает, то Он отвечает не через обычный механизм помыслов, который все время должен находиться под нашим контролем и блокировать любой приходящий помысел на самом его подходе так, чтобы не рассмотреть даже его вид. Об этом святой Давид писал: «приходящего ко мне не познах». Ответ от Бога приходит в директории внимания предстояния пред Богом.
Помышления, исходящие от Бога к нам, тонкие и духовные. Они не препятствуют молитве и не рассеивают внимание. Они усугубляют внимание настолько, что само внимание о внимании пропадает! Они сокрушают сердце и производят плач и слезы. Они дают истинное видение своего греха, правильное самовоззрение и смиренномудрое ощущение, а также искреннее поболение о своей греховности. Божественные помышления приходят в ум и сердце самовластно, производя должное и желаемое Богом благое воздействие на нас.
Они являются искомым нами содержанием и смыслом. Так в ИМ мы исполняем заповедь Бога «Ищите, толцыте и просите».
Толкаем (стучим) мы непрестанным призыванием имени Иисуса Христа со вниманием в дверь сердца. Бог находится здесь, с нами, но за дверями нашего сердца. Ищем мы Божьего ответа, приносящего нам содержание (предмет, пищу), необходимое нам именно сейчас и сегодня. Просим мы единого на потребу – исцеления и очищения благодатью Божией посредством покаяния, плача и слез. Открывает нам Бог дверь покаяния, дверь своего милосердия, дверь нашего сердца. Когда дверь нашего сердца отворяется Богом, тогда мы имеем общение с Ним лицом к Лицу.
Он может взойти к нам, в наше сердце или позволить нам вознестись к Нему. Другими словами, триединое внимание в молитве заботится о том, Кому мы молимся (т.е. присутствующему здесь Богу), где мы молимся (т.е. в сердце или в сердечном месте для новоначальных) и о чем, чем и как мы молимся (т.е. содержание нашей молитвы с его основным центром – именем Иисуса Христа).
Соответственно трем образам нашего внимания в молитве мы имеем трехгранное зеркало, отражающее наше состояние.
Внимание к словам молитвы показывает нам чистоту (или нечистоту) нашего ума. Вершиной этого внимания является зрение содержания молитвы целиком, или умная (зрительная) молитва. При овладении этой вершиной ум наш бывает совершенно чист и упразднен не только от всякого страстного помыла, но и от всякого житейского, земного и попечительного помысла. Если эти помыслы пробивают, значит, мы страдаем миролюбием и заземленностью.
Внимание к сердечному месту показывает нам чистоту сердца и его состояние. Вершиной этого внимания является достижение нами любви к Богу от всего сердца. Молитва при этом называется сердечной.
Соединение чистоты ума и сердца дают нам умно-сердечную молитву.
Внимание к Богу показывает нам наше пред Ним состояние (предстояние) и устроение, наше к Нему отношение и Его отношение к нам. Здесь мы начинаем видеть и ощущать Бога как Бога. Ощущаем страх Божий. Ощущаем любовь и благодарение к Богу от всего нашего естества. Вершиной этого внимания является благодатное смирение и дивное благоговение. Здесь мы ощущаем и переживаем внимание, заботу, ласку и любовь Бога к нам.
Напоминаю, что если мы молимся с принятием посторонних помыслов, значит, мы находимся под адом, не исцелены еще и должны находиться под благим игом покаяния и покаянного трудничества. Избавление от посторонних помыслов не является духовным достижением, но есть лишь возвращение к утраченной нами чистоте и восстановление нашего естественного состояния.
По виду и содержанию пробивающихся к нам на молитве помыслов мы можем судить о господстве владеющей нами страсти. Если во время молитвы к нам приходят, например, помыслы попечения и земных забот, значит, у нас господствует страсть миролюбия. Если, например, приходят помыслы неприязни или недовольства в отношению к кому-то из людей, значит, мы страждем страстью осуждения, ненависти и гнева. При пропускании подобных помыслов от нашей молитвы (которая вменяется нам в грех) есть только одна польза – обнаружение движущейся страсти или страстей. После этого мы должны приносить покаяние в обнаруженной страсти и в разрушении нам нашей молитвы, в пленении нас бесовскими и страстными помыслами, в грехолюбии и неотлипчивости (неотвязчивости) греха.
Средства помощи к указанным видам внимания.
Для тех видов внимания: должно уединяться; выбрать (после разогревательных поклонов) подходящее положение тела (сидя, полулежа, лежа), чтобы оно не мешало и не отвлекало от молитвы; находиться в малоосвещенном помещении; устранить посторонние звуки и шумы.
Для внимания к словам молитвы: должно подобрать подходящую скорость произношения слов молитвы; установить подходящее внимание; заключать ум в слова молитвы (как бы заливая жидкий гипс в форму молитвенных слов) и не выходить из них ни под каким предлогом; трезвением (боковым духовными зрением и чувством) наблюдать за возможными появляющимися на горизонте помыслами с тем, чтобы отогнать их ранее, чем они покажут свой вид и свое содержание. Если они все же успеют показать свой вид, то сразу волевым усилием и призыванием имени Бога (а значит, и Его помощи) гневаться на помысел и отгонять его.
Для внимания к сердечному месту: помогать механическим надавливанием пальцев своей руки на сердечное место (примерно два пальца вверх от левого сосца); держать свои глаза закрытыми; склонять свою голову к левой груди и как бы зреть по направлению внутрь сердца своим умом.
Надеюсь, написанное мной поможет вам в вашем молитвенном трудничестве.