Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 1
к оглавлению
"Что есть истина?"
Такой вопрос, как мы знаем из Евангелия, задал некогда римский прокуратор Понтий Пилат Господу Иисусу Христу в ответ на слова Его, что Он «на та родился и на то пришел в мiр, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоан. 18, 37). В этом вопросе гордого римлянина, на который он, по-видимому, и не ждал ответа, звучало горькое разочарование древне-языческого мiра, отчаявшегося в поисках истины и утратившего веру в ее существование.
Древне-языческий мiр, в лице разных мудрецов, волхвов и философов, более или мене добросовестно искал истину, стремился познать «что есть истина», и если ему это не удалось, то в этом нет ничего удивительного. Духовный мрак окутал душу человеческую со времени грехопадения, и в этом мраке невозможно было отличить истину от лжи: все перемешалось.
В течение ряда тысячелетий люди, в полном смысле слова, «сидели во тьме и сени смертней» (Матф. 4, 16) и все более и более закосневали в своем греховном омрачении, дойдя ко времени Рождества Христова до полного умственного и нравственного растления и изверившись в самой возможности существования истины. По явились даже так называемые «софисты», которые открыто проповедывали, что абсолютной истины вообще не существует и что «человек есть мера всех вещей».
Но вот, «егда прииде кончина лета» (Гал. 4, 4) когда наступила предопределенная Богом, желавшим спасения человечества, «полнота времени», когда люди окончательно сознали свое полное безсилие познать истину без Бога, «посла Бог Сына Своего Единороднаго». Сам Сын Божий воплотился, стал человеком и пришел на землю для того, чтобы открыть людям Истину «чтобы свидетельствовать об истине» (Иоан. 18, 37).
Он был «Свет истинный просвещающий всякого человека» (Иоан. 1, 9), разсеивающий ту греховную тьму, которая в течение столь долгого времени окутывала человека. Мало того: Он Сам был Воплощенная Истина, как Он засвидетельствовал это в своей прощальной беседе с учениками: «Аз есмь путь и истина и живот» (Иоан. 14, 6). И проповедывал Он о необходимости прежде всего познать истину: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8, 32). Кто отметает Слово Божие, или Слово Истины, принесенное на землю Воплощенной Истиной Господом нашим Иисусом Христом, тот «раб греха», тот раб диавола, который «не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 34-44).
Ради сохранения на земле принесенной Им Божественной Истины, ради обезпечения ее от искажения людьми, возлюбившими «паче тьму, нежели свет» (Иоан. 3, 19) и служащими отцу лжи диаволу, Господь Иисус Христос учредил Церковь Свою, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) и дал ей великое обетование: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Матф. 16, 18).
Не сказал Господь, что созиждет несколько или много разных церквей, но лишь одну Церковь. И в Своей первосвященнической молитве, по окончании Тайной Вечери, Он завещал всем Своим истинным последователям такое полное внутреннее единение в недрах основанной Им единой Церкви, которое подобно единству трех лиц Пресвятой Троицы: «Да будут все едино: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17. 21).
К стоянию в истине и к полному единомыслию и единодушию постоянно призывали последователей Христовых христиан Св. Апостолы. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине», писал св. Апостол Иоанн Богослов «возлюбленному Гаию» (3 Иоан. 1, 4). «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся!» (1 Кор. 16, 13) наставляет св. Апостол Павел. «Имейте одне мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию»... поучает он в другом послании (Филип. 2, 2-3), а «еслибы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат. 1, 8).
Как все эти свидетельства Слова Божия не вяжутся с умонастроениями многих современных людей, даже из числа именующих себя «христианами», с их самоуверенными высказываниями и горделивыми заявлениями, что «все веры равны», что «все вероисповедания равноценны и одинаково спасительны» или, что «абсолютной истины нет ни в одном вероисповедании», а надо всем объединиться и создать какую-то новую «церковь» на «началах равноправия» и «взаимного уважения».
Словно забываются слова Господа Иисуса Христа и Его великое обетование: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Матф. 16, 18). Если все вероисповедания равны и одинаково имеют право на существование, то где же эта Единая Истинная Церковь, основанная Христом Спасителем, принесшим Истину на землю и даровавшим ее Своей Церкви?
Или слова Его оказались ложными, и врата адова одолели Церковь, и ее больше нет на земле?
Может ли это быть?
Обезумели современные «христиане», а вернее отступники от христианства, возводя такую страшную хулу на Самого Сына Божия, пришедшего в мiр спасти человека.
Истина только одна, и Истинная Церковь тоже только одна.
Это Церковь, сохранившая во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, проповеданное и записанное Святыми Апостолами, тщательно изъясненное и истолкованное их ближайшими учениками и преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами. Эта Церковь, как ни в чем не погрешившая против истины учения Христова, одна только право, или правильно славит Бога, а потому, по всей справедливости, и именуется православной.
Где находится теперь истинная Церковь Христова, это должно быть ясно каждому человеку, не заглушившему в себе голос совести и давшему себе труд добросовестно познакомиться с историей Церкви, от апостольских времен до нашего времени. История сама говорит за себя.
К сожалению, большинство современных «христиан» весьма далеки от того безпристрастного, искреннего, добросовестного стремления познать истину, которым отличался древне-языческий мiр. Безыдейность, безпринципность, легкомыслие и безпечность характерные черты нашего времени. Истина, как таковая, мало кого интересует. Преследуются лишь свои собственные, личные, эгоистические, своекорыстные цели, и им приносится в жертву все даже Истина, принесенная на землю Господом Иисусом Христом для спасения человека. На первое место ставится материальное благополучие. Все интересы сводятся к обладанию всякого рода земными благами, удовольствиями и наслаждениями.
Удивительно ли поэтому, что Истина, требующая самоотвержения и самоотречения, встречает иной раз даже явно-враждебное к себе отношение?
Современный мiр настолько далеко отошел от идеала духовной жизни, проповедуемого истинным христианством, требующим несения креста и самораспятия (см. напр. Марк. 8, 34), что ему гораздо более приемлемы все те безчисленные суррогаты «христианства», которые так умножились за последнее время в виде всевозможных сект или, как здесь принято выражаться, «деноминаций».
Вот он и клевещет на Истину, пропагандируя равноправие и равноценность всех «вероисповеданий», под видом так называемой «веротерпимости» и столь модного ныне «экуменизма».
Самая Церковь разсматривается теперь многими лишь как объект для достижения все тех же материалистических устремлений, чисто-земных целей. Все политические партии стремятся ее так или иначе использовать в своих видах, совершенно забывая или, попросту, не желая знать, что она не является такою же земной организацией, как они сами, или как все другие человеческие организации, а есть учреждение небесное, основанное Господом Иисусом Христом не для каких-либо земных целей, а для вечного спасения людей.
Кто не считается с Церковью, с проповедуемой ею Божественной Истиной, кто желает подчинить ее себе и сделать ее своим орудием, с целью достижения своих земных видов, тот грешит против самого себя тот готовит самому себе и всем своим единомышленникам и сообщникам вечную погибель.
Судия Праведный и Нелицеприятный никогда не попустит, чтобы Его Чистая и Непорочная Невеста Святая Церковь могла стать каким-то игралищем земных страстей. «Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» {Евр. 10, 31).
Тем более необходимо всем подлинным ревнителям чистой и безкомпромиссной Христовой Истины объединиться вокруг истинной Церкви для нас, русских, Русской Зарубежной Церкви, и всячески хранить чистоту ее от всякой скверны, или порока, «или чего-либо от таковых» (Ефес. 5, 27).
Пусть диавольская ложь, в тех или иных видах и формах, даже под внешним обличием «Церкви» лже-церкви пока торжествует победу и господствует в этом мiре, подлинно во зле лежащем. Настанет час, и кто знает, быть может, он уже и недалек, когда явится Господь Упование наше и убиет антихриста духом уст Своих (2 Солун. 2, 8). Тогда диавол, под образом зверя, и слуги его будут ввержены в озеро огненное, горящее жупелом (Апок. 19, 20 и 20, 10), а Истина восторжествует, и все верные служители ее войдут с Господом Победителем зверя на «брак Агнчий» (Апок. 19, 9).
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20).
к оглавлению