Архиепископ Аверкий (Таушев)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие
к оглавлению
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа
12. Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к Cебе труждающихся и обремененных
(Матф. 11:20-30 и Луки 10:13-16 и 21-22)
С сердечной скорбью изрекает Христос «горе» городам Хоразину, находившемуся на север от Капернаума, и Вифсаиде, находившейся на юг от него, за то, что они не покаялись, хотя много видели чудес Христовых. Господь сравнивает эти города с языческими городами Тиром и Сидоном в соседней Финикии и говорит, что положение последних будет на Страшном Суде лучше положения евреев, которым предоставлена была возможность спастись, но они не захотели покаяться, как покаялась в свое время во вретище (грубой власянице, причиняющей боль телу) и пепле (посыпав пеплом главу и севши на пепел в знак глубокого сокрушения) Ниневия, в результате проповеди Ионы. Предрекает Господь гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения, вследствие внешнего благосостояния. Он сравнивает его по нечестию с городами Содомом и Гоморрою, которые были наказаны Богом чрез истребление их серным дождем и огнем. Все эти города действительно скоро постигла кара Божия: они были совершенно разрушены римлянами в ту нее войну, когда был разрушен и Иерусалим. Гордые своею мнимою мудростью и знанием Св. Писания книжники и фарисеи не поняли Господа Иисуса Христа и Его учение. Оно, по их духовной слепоте, оказалось сокрытым от них, и вот Господь славит Своего Отца небесного, что истина Его учения, сокрытая от этих «мудрых и разумных», оказалась открытой «младенцам» людям простым и безхитростным, каковы были Апостолы и Его ближайшие ученики и последователи, не умом, но сердцем, почувствовавшие, что Иисус есть подлинно Мессия-Христос. «Вся Мне предана суть Отцем Моим» все отдано под власть Мою, и мир телесный, видимый, и мир духовный, невидимый, отдано не как Сыну Божию, Которому всегда была свойственна такая власть, но как Богочеловеку и Спасителю людей, чтобы все Им могло быть обращено ко спасению человечества. «И никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец, и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыта» все величие и благость Сына никто из людей не в состоянии постигнуть, так же, как величия и благости Отца. Только Сын в Себе Самом открывает Отца для тех, кто приходит к Нему. А Он всех призывает к Себе: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии», т.е. изнемогающие от суетного и безплодного труда под гнетом греховных страстей, проистекающих от гордости и самолюбия, «и Аз упокою вы», дам вам мир от страстей. «Возьмите иго Мое на себе», иго евангельского закона, научитесь от Христа кротости и смирению, и найдете мир для души. Это иго евангельского закона, по сравнению с игом страстей, «благое» и «легкое», ибо Господь Сам дает силы для его несения в виде благодати Св. Духа и Собственным примером воодушевляет нас на несение этого ига.
к оглавлению