|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Добротолюбие. Том 1Евагрия монаха наставления о подвижничестве
к оглавлению
12.
Евагрия монаха изречения
- Авва Евагрий сказал: избегай беседы о мирском, чтоб
ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было
нарушено.
- Говорил также: много значит молиться без
развлечения, а еще более петь (псалмы) без развлечения.
- Еще говорил: помни всегда об исходе твоем, не
забывай вечного суда, и сохранишь душу твою от всякого
греха.
- Еще говорил: не будь искушений, никто бы не спасся.
- Сказал авва Евагрий: начало спасения
самоукорение.
- Он же сказал: если впадешь в малодушие, молись, но
молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и
трезвенно.
- В начале своего монашеского жительства авва Евагрий
пришел к некоторому старцу и сказал ему: Авва! Преподай мне
душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь
спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде,
нежели он спросит тебя.
- Однажды по какому-то делу было собрание в кельях, и
авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем,
авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог
быть епископом и начальствовать над многими, а теперь ты
сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут
сим, но не смутился и, кивнув головою, сказал: точно так,
отец, но единою глаголах, второе не приложу (Иов.
39, 35).
- Евагрий в своем Гностике говорит: мы научились у
праведного Григория, что главных добродетелей четыре:
разумность (fronesis), мужество, целомудрие и
справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том,
чтоб созерцать умные святые силы, дело мужества
стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не
уклоняться к несущему; приняв семена от первого
земледельца, отвращаться от всевателя (врага) свойственно,
по его мнению, целомудрию.
А дело справедливости воздавать каждому по достоинству.
- Там же говорит он: столп истины, Василий
Каннадокийский, говорит: знание, происходящее от людей,
усовершается постоянным занятием и упражнением, а
происходящее от благодати правдой, кротостью и
милосердием: первое могут приобретать и люди страстные, а
последнее в состоянии принимать только бесстрастные,
которые во время молитвы зрят свет, озаряющий их ум.
- Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион
сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением,
любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и
пожелание.
- Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою
о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в
памяти. Промысел особенно виден в возведении нас от греха и
неведения к добродетели и ведению.
к оглавлению
|
|