|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Добротолюбие. Том 1Евагрия монаха наставления о подвижничестве
к оглавлению
8.
Мысли его же, соединяемые со статьею о восьми помыслах
- Есть пять дел, помощью которых снискивается Божие
благоволение. Первое чистая молитва, второе
пение псалмов, третье чтение Божественных Писаний,
четвертое воспоминание с сокрушением о грехах своих,
о смерти и страшном суде, пятое рукоделие.
- Если хочешь в теле служить Богу, подобно
бестелесным, старайся непрестанно иметь сокровенную в
сердце твоем молитву. Ибо сим образом душа твоя прежде еще
смерти приблизится к подобию Ангелов.
- Как тело наше, по удалении души, бывает мертво и
смрадно, так и душа, в которой не действует молитва, мертва
и смрадна. Но что лишение молитвы должно считать горшим
всякой смерти, этому явно учит нас Пророк Даниил, который
готов был лучше умереть, нежели лишить себя молитвы в
какой-либо час. Бога надобно вспоминать чаще нежели дышать.
- Ко всякому дохновению прилагай трезвенное призывание
имени Иисусова и помышление о смерти со смирением. Оба сии
действия великую приносят пользу душе.
- Хочешь ли быть познанным от Бога? Сделай, чтоб ты
сколько можно менее был известен людям. Если будешь всегда
помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни
делаешь, душою и телом, то ни в каком деле не погрешишь и
Бога будешь иметь Сожителем себе.
- Ничем столько человек не уподобляется Богу, как
благотворением другим. Но делая благодеяния, всячески
опасаться должно, как бы не обратить их в промысл.
- Бога достойным наконец сделает тебя то, если ты не
делаешь ничего Его недостойного.
- Бога тогда преславно почтишь, когда посредством
добродетелей отпечатлеешь в душе твоей Его подобие.
- Люди делаются лучшими, когда приближаются к Богу.
- Мудрый человек, Богу воздающий честь и поклонение,
познан бывает от Него. Потому нимало не беспокоится, если
остается в безвестности для всех людей. Дело благоразумия
состоит в том, чтоб ту часть души, в которой находится
гнев, возбуждать к ведению внутренней брани. Дело мудрости
в том, чтоб возбуждать ум к непрестанному
внимательному бодрствованию. Дело правды в том, чтоб
ту часть, в которой положена похоть, направлять только к
добродетели, да к Богу. Дело мужества наконец в том,
чтоб править пятью чувствами и не допускать, чтоб чрез них
осквернялся внутренний наш человек, т.е. дух, или внешний, т.е. тело.
- Душа есть субстанция живая, простая, бестелесная,
невидимая для телесного зрения, также бессмертная и
одаренная умом и разумом. Что око в теле, то ум в душе.
- Из сущих под небесами разумных творений одни
борятся, другие защищают, третьи нападают. Борятся люди,
защищают Ангелы Божии, нападают нечистые силы. Но не по
причине оскудения защищающих, и не по преизбытку сил в
нападающих, а по беспечности борящихся бывает, что познание
вещей Божественных и Самого Бога в нас не водворяется.
- Зло собственно не есть субстанция, но лишение добра:
подобно тому, как мрак не другое что есть, как отсутствие света.
- Мало осторожна и предусмотрительна бывает простота,
и зла не подозревает тот, кто свободен и обезопасен от зла.
- По истине непотребство бестолково, и ничего не
придумаешь, чем бы людей развратных можно было побудить
взяться за ум.
- Чистые и облагодатствованные души дивно зорки и
тотчас замечают дьявола и прогоняют, хотя он в ином очень
хитр и в нападениях крайне злокознен.
- Ничем так Бог не умилостивляется, как телесными
самоозлоблениями.
- Некто из св. Отцов сказал, что кто не может
восприять строгой и многотрудной жизни монашеской, тот
другим способом может достигнуть спасения. Если они будут
иметь веру к монахам, их утешать и доставлять потребное им,
то и это, между прочим, будет у них не из последних дел,
ведущих к спасению.
- Проводи ночь в молитвенном труде, и душа твоя вскоре
обретет утешение.
- Чтением занимайся со спокойным духом, чтоб ум твой
непрестанно восхищаем был к созерцанию дивных дел Божьих,
взимаемый как бы рукою чьею, к нему простираемою.
- Спание днем указывает на болезнь тела, или на уныние
души, или на ее беспечность, или на неопытность.
- Всякая душа, благодатью Духа Святого и собственнным
трудом и тщанием, может совокупить и сочетать в себе
следующие качества: слово с умом (может быть, красноречие с
образованием ума), деяние с созерцанием, добродетель с
наукой, веру с познанием свободным от всякого забвения, и
притом так, что никое из них не будет ни больше, ни меньше
другого. Ибо тогда она бывает сочетана с Богом истинным и
благим, и только с Ним Единым.
- Есть восемь помыслов, от которых рождается всякий
грех: у тех, кои ведут уединенную жизнь помысел
уныния, тщеславия, гордости, скупости, печали, а у тех, кои
живут под начальством других (в киновиях)
чревоугодия, гнева и блуда.
к оглавлению
|
|