Добротолюбие. Том 1
Наставления Марка подвижника о духовной жизни
к оглавлению
Предисловие
Сведения о жизни и писаниях святого Марка
Святой Марк подвижник принадлежит к числу знаменитейших
отцов Египетских. Но об обстоятельствах жизни его мало что
известно. Палладий (Лавс. гл. 20), видевший его лично,
говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что
в этом никто сравниться с ним не мог, и что с юных лет
любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с
ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет (это же
повторяет Созомен. Ист. Ц. кн. 6, гл. 29. 30).
Строгость жизни и чистота сердца поставили его на
высокую степень духовного совершенства. Святой Макарий
Александрийский свидетельствует об особенной милости Божьей
к нему во время причащения Святых Тайн, которая указывает и
на великую силу веры св. Марка, и на пламень любви его к
Господу, и на смирение его крайнее.
Святой Марк жил более ста лет, и почил, надо полагать, в
начале пятого века. Но он жил и обращался с первыми
преемниками жизни и учения святого Антония, а может быть, и
с самим Антонием.
Благодать Божья, опыты жизни и изучение Слова Божия
сделали его глубоковедущим тайны духовной жизни. Не скрывая
этого таланта, он учил и писал много, но до нас дошли
только некоторые его писания. В русском переводе издано
десять его слов. Патриарх Фотий читал их только восемь, а
Никифор Каллист, кроме этих восьми, приписывает ему еще
тридцать два слова (Церк. Ист. кн. 13, гл. 53. 544).
В настоящий Сборник берем то, что находится в
Добротолюбии, прибавляя к тому наставления, извлеченные из
всех других слов, и располагаем все в таком порядке:
- Послание к монаху Николаю. Оно ставится на первом
месте ради того, что в нем содержится очерк подвижнической
жизни с начала ее и до конца. За ним будут следовать:
- Наставления, извлеченные из прочих слов св. Марка,
как продолжение уроков, данных в послании, и приготовление
к пониманию кратких изречений, содержащихся в главах,
которые и последуют тотчас.
- 200 глав о духовном законе.
- 226 глав к тем, которые думают оправдаться делами.
При переводе служили: Греческое Добротолюбие, Творения
св. Марка в издании св. Отцов Migne, Patrologiae graecae.
t. 65 и рукопись монастыря св. Саввы, что в Палестине,
которая полнее и точнее других.
к оглавлению