Добротолюбие. Том 2
Подвижнические уроки Св. Иоанна Лествичника
к оглавлению
1. Общие начала подвижничества.
1. Бог есть жизнь и спасение для всех, одаренных свободною волею.
2. Богу себя посвятивший, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию безплотных, - держится одних только Божиих словес и заповедей, во всяком времени, месте и деле, - всегда неослабно хранит свои чувства и творит насилие или осуждение естеству своему, - всегда помышляет о смерти, скорбя и болезнуя душею, - отвращается от вещественных благ, похваляемых миром, для получения благ премирных.
3. Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущаго ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно. Впрочем добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения.
4. Когда хотим выдти из Египта и бежать от Фараона, то и мы имеем нужду в некоем Моисее, т.-е. ходатае к Богу и по Богу, который, стоя посреди деяния и ведения, воздевал бы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые им перешли мы море грехов и победили Амалика страстей.
5. Для всех покусившихся с телом взойти на небо, по истине потребно самонасилие (нуждение себя) и непрестанное самоозлобление (произвольныя лишения), - особенно в самом начале отречения, доколе сластолюбивый наш нрав не очистится и безчувственное сердце не согреется любовию к Богу. Ибо труд, поистине труд и великое сокровенное болезнование неизбежны в сем подвиге, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, не сделается целомудренным и любительным. - Впрочем, страстные и немощестующие! - будем благодушны. Исповедуем Христу Господу немощь свою, представляя ее Ему несомненною верою, как десною рукою, - и непременно получим помощь Его, - даже сверх нашего достоинства, если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия.
6. Приходящие к сему подвигу должны всего отвергнуться, все презреть, всему посмеяться, все отрясти, чтобы положить твердое основание. Хорошо следующее трехстолпное основание: незлобие, пост и целомудрие.
7. От твердаго начала (решимости) без сомнения будет нам польза, еслиб мы впоследствии и ослабели; ибо душа, бывшая прежде мужественною, если ослабеет, - то воспоминанием прежней ревности, как острым оружием, бывает уязвляема. Некоторые много раз воздвигали себя сим образом, от расслабления.
8. Когда душа, предательски изменяя сама себе, погубит блаженную и вожделенную теплоту, тогда пусть исследует прилежно, по какой причине она ея лишилась; и на эту причину да обратит весь труд свой и всю ревность; ибо прежнюю теплоту нельзя иначе возвратить, как теми же дверьми, которыми она вышла.
9. В самом начале отречения, без сомнения, с трудом, самопринуждением, и прискорбностью исполняем добродетели; но предуспевши, перестаем ощущать в них скорбь, или ощущаем, но мало; а когда плотское мудрование наше будет побеждено и пленено огнем ревности, тогда совершаем их уже со всею радостию, вожделением и Божественным пламенем.
10. Спрашивали меня миряне: "как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей христианской жизни?" - Я ответил им: "все доброе, что только можете делать, делайте; никого не осуждайте, не окрадывайте, ни кому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте мидосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. - Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небеснаго.
11. С радостию и мужеством приступим к доброму сему подвигу. Не будем бояться врагов наших; ибо они взирают на лице души нашей, хотя сами и невидимы, - и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда яростнее вооружаются против нас, видя, что мы устрашились. Итак смело вооружимся против них; ибо с мужественным борцем никто бороться не может.
12. Желающие истинно работать Христу прежде всего да приложат старание - избрать себе, при помощи духовных отцев и собственным разумением, приличныя места и образы жизни, пути и обучения; ибо не для всех полезно общежитие, и не все способны к безмолвию. Каждому должно разсмотреть, какой путь соответствует его качествам.
13. Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве; или в безмолвствовании с одним и, много, с двумя; или наконец, в терпеливом пребывании в общежитии.
14. Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущаго Царствия, кто имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине водрузил в себе память о суде и о вечном мучении, кто истинно страшится исхода из сей жизни, тот не возлюбит уже ничего временнаго, уже не станет суетиться и заботиться ни об имениях и приобретениях, ни о славе и чести мира сего, и ни о чем земном; но отложив всякое о сем попечение, еще же и тело свое возненавидев, наг и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи, по слову Святаго сказавшаго: прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9), и по слову инаго приснопамятнаго: аз же не утрудихся, последуя Тебе, и дне или покоя человеча не пожелах, Господи (Иерем. 17, 16).
15. Стыдно нам оставившим все, опять воспринимать заботу о том же. Сие-то и значит - обратиться вспять и не быть управлену в Царствие Божие.
16. Слушай, что сказал Господь юноше оному, едва не все заповеди исполнившему: "одного тебе не достает - продать имение свое и раздать нищим, и самого себя сделать нищим для принятия милостыни от других" (Лук. 18, 22, Мф. 19, 21).
17. Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким путем, в самом деле не блуждать по широкому и пространному. Вот верное начертание узкаго пути: утеснение чрева, всенощное стояние, умеренное питие воды, скудость хлеба, очистительное питие безчестия, укоризны, осмеяния, ругательства, отсечение своей воли, терпение нападков, не роптание при презрениях, перенесение досаждений тяжелых, - чтоб мужественно претерпевать, когда обижают, не негодовать, когда клевещут, не гневаться, когда осуждают, смиряться, когда унижают. Блаженны ходящие стезями показаннаго здесь пути, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3-12).
18. Кто думает, что не имеет пристрастия к какой либо вещи, а лишившись ея печалится сердцем, тот прельщает сам себя.
19. Сие пристанище (отречение от мира) бывает причиною и спасения и бед; это знают преплывающие сие мысленное море. Но жалкое зрелище, когда спасшиеся в пучине претерпевают потопление в самом пристанище.
20. Устранившись мира, не прикасайся к нему; ибо страсти удобно опять возвращаются.
21. Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича, ибо когда мы не видим запрещеннаго плода, то не так сильно его и желаем.
22. Постараемся подражать Лоту, а не жене его; ибо душа, обратившись туда, откуда вышла, уподобится соли, потерявшей силу, и сделается неподвижною. Беги из Египта невозвратно; ибо сердца, обратившияся к нему, не увидели Иерусалима, - т.-е. земли бесстрастия.
23. Да будет отцем твоим тот, кто может и желает помочь тебе в свержении бремени твоих грехов; материю - сокрушение, которое может омыть тебя от скверны; братом - сотрудник и соревнитель в стремлении к горнему; в неразлучную сожительницу возьми - память смерти; любезными чадами твоими да будут сердечныя воздыхания; рабом да будет тебе тело твое, а друзьями сделай себе небесныя силы, которыя во время исхода души могут быть полезными для тебя, если будут друзьями твоими. Сей есть род ищущих Господа (Пс. 23, 6).
24. Удаляясь от мира, мы должны избрать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию, - и смиренныя; если же не так, то мы действуем по страсти.
25. Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился от всякаго сродства с миром.
26. Добрый и благоустроенный нрав приобретается многим трудом и подвигом; но можно в одно мгновение потерять то, что было приобретено долгими усилиями: тлят бо обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33).
к оглавлению