Митрополит Филарет (Вознесенский)
Христианский катехизис
к оглавлению
ГЛАВА VIII
Анализ притчи о блудном сыне. Три степени падения и обращения грешника.
После того, как мы рассмотрели вопрос о свободе воли человека, и о первых и основных добродетелях - смирении, духовном плаче, и стремлении к Божией Правде, нам нужно уяснить себе весь процесс обращения заблудшегося грешника на путь праведности. Лучшим примером для этого служит притча о блудном сыне, которая находится в Евангелии от Луки (XV, 11-24). Притча говорит нам о юном сыне, который тяготился заботливой опекой своего отца и в своем неразумии решился на измену ему. Он выпросил у отца свою часть имения - и ушел "в далекую страну". Всякому ясно, что под этим неразумным сыном Евангелие разумеет каждого грешника. В настоящее время измена человека Богу обычно выражается в том, что он, получив от Бога "свою долю" - все, дарованное ему от Бога в жизни - перестает живо верить в Бога, перестает думать о Нем и бояться Его - и, в конце концов, забывает о Его законе. Не такова ли "светская" жизнь многих из современных "интеллигентов", не замечающих того, что в сущности, они живут в отдалении от Бога?...
И на дальней стороне, так заманчивой издали, неразумный сын расточил - растратил - свое имение, живя распутно. Так и неразумный грешник растрачивает свои духовные и физические силы в погоне за чувственными наслаждениями и в "прожигании жизни" все дальше и дальше отходит сердцем и душой от своего Небесного Отца.
Но вот блудный сын расточил свое имение, начал голодать - и стал свинопасом (т. е. пастухом свиней - животных нечистых по закону Моисееву). И рад бы был насытиться свиными рожцами (свиной пищей) - но никто не давал ему... Не так ли и грешник, запутавшийся окончательно в сетях греха, - духовно голодает, страждет и томится). Вихрем пустых развлечений, кутежами и распутством пытается он заполнить свою душевную пустоту. Но все это - лишь "свиные рожцы", не могущие утолить мук голода, от которых изнемогает его безсмертный дух...
И погиб бы несчастный, если бы не помощь от Бога, Который Сам сказал, что не хочет смерти грешника, но - "еже обратитися, и живу быти ему". Услышал блудный сын спасительный призыв Божией благодати - и не оттолкнул, не отверг его, а принял. Принял - и пришел в себя, как больной приходит в себя после мучительного кошмара. И вот - спасительная мысль: "Сколько наемников у Отца моего избыточествуют хлебом, а я - сын Его - здесь с голоду умираю." "...Встану я, - решает он тут же, - и пойду к Отцу моему - и скажу Ему: - Отче, согрешил я против неба и пред Тобою, и уже не достоин называться сыном Твоим - прими меня в число наемников Твоих..." Твердое намерение, окончательное решение; он встал - "и пошел к Отцу своему...
Пошел - весь проникнутый раскаянием, жгучим сознанием своей вины и недостоинства - и надеждой на милость Отца; и нелегок был его путь. "Но когда он был еще далеко, увидел его Отец его (а значит он ждал - и может быть, каждый день смотрел - не возвращается ли сын...). Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его". Сын начал было исповедь: "Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим"... - но Отец не дал ему и договорить, Он уже все простил и забыл, и распутного и голодного свинопаса принимает, как любимого сына. "На небесах больше бывает радости об одном грешнике кающемся, - сказал Господь, - нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии..." (Лук. XV, 7).
Так постепенно проходит в человеке процесс его отпадения - и обращения к Богу. Он как бы спускается и поднимается по ступеням. Сначала - измена Богу, уход от Него "на страну далече". В этом отчуждении от Бога - всецелое служение греху и страстям. Наконец - полное духовное банкротство, духовный голод и мрак - человек дошел до глубины падения. Но тут, по слову Ап. Павла - где умножился грех, там явилось обилие благодати, вразумляющей человека. Грешник принимает спасительный благодарный призыв (а может не принять и погибнуть, и увы - так бывает). Принимает и приходит в себя. Приходит в себя и твердо решает порвать с грехом и идти с покаянием к Небесному Отцу. Идет путем покаяния - и Отец выходит к нему навстречу, и принимает с всепрощением и прежнею любовию...
к оглавлению