Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Письма к мирянам
к оглавлению
Утешение по поводу смерти сына
Какую неожиданную весть принесла мне нынешняя почта!.. Константин Федорович, в цвете лет зрелаго мужества, обещавший так много для отечества, для родителей и семейства своего, безценный для всех знавших его, внезапно оставил поприще земной жизни, – и прах его уже покрыт землею! – покоится в Сергиевской пустыне! Там долго он будет покоиться!.. Возбудит и оживит его труба общаго воскресения человеков!.. А душа его!.. да обрящет она покой в блаженных, тихих и светлых обителях Неба! Туда да проложат ей путь и ея собственное благочестие и благочестие родителей! Туда да проложат ей путь молитвы святой Церкви, молитвы отца его, молитвы матери его, молитвы осиротевшей супруги и сиротство почти немоществующих и непонимающих сиротства своего младенцев, детей его!
Постигла вас скорбь крепкая, необыкновенная, но соответствующая крепости души вашей! Вам предлежит облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твердость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим. Вам предлежит сообщать силу души вашей слабой по телесному сложению, хотя и не слабой по упованию на Бога, Дарии Михайловне: – она мать!.. вам предлежит заменить собою почившаго в его семействе, – вступить снова в обязанности отца, пекущагося о воспитании детей. Неожиданный и тяжкий крест лег на рамена ваши! но он послан Богом... Неприметно пришел, приблизился он, – внезапно, всею тяжестию лег на рамена, – и блаженны те рамена, которые сподобились ощутить на себе крест Господень! Блаженна душа, которая с великодушием примет и понесет крест Господень.
Крест – знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатию запечатлевает Христос Своих! этот знак изображают на возлюбленных Божиих ангелы Бога Вседержителя! “Если-ж ты видишь кого, – сказал преподобный Марк Подвижник, – проводящаго жизнь безскорбную, в постоянном благоденствии, – знай: его ожидает по смерти суд немилостивый”. Все Святые признавали за непреложную истину, что тот, который проводит жизнь безскорбную, – забыт Богом. Не ищи, – говорит один из них, – совершенства христианскаго в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом! Какия бы добродетели ни были совершаемы Святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал крест Христов, не запечатлела, не засвидетельствовала печать Христова. Те только пройдут путь, стрегомый херувимом, которые будут иметь при себе рукописания, запечатленныя печатию Христовою.
Милость Божия к вам являлась во все течение жизни вашей и в благословении вас семейным счастием, и в благословении вашего служения Царю и отечеству. Та же самая милость Божия является и в посланном вам кресте. Наказание Божие – не наказание человеческое!.. гнев Божий – не гнев человеческий! Господь наказует, – и любит! Он призывает вас в ближайшее познание Его. Короткое знакомство с великими земли доставляет временныя почести и мнимое богатство; подробное познание Бога доставляет блага вечныя, зрение славы Божией, участие в этой славе.
Всегда смотрел я на вас оком сердца моего, – глубоким сердечным чувством, которое трудно постичь, котораго существования даже и не подозревают проводящие жизнь разсеянную. Думаю: Бог послал мне это чувство с тем, чтоб я имел хотя малую лепту, которою бы мог в час нужды принести вам слабое воздаяние за вашу обильную любовь. Гляжу на вас отсюда, из отдаленной пустыни: вижу то же самое! разстояние не препятствует смотреть и видеть сердцем. Постоянно я ощущал в вас, в вашей душе, какую-то нравственную задачу, которая не имела полнаго решения. Оставалось решить! Воля Божия о вас видна теперь яснее: Ему благоугодно, чтоб душа ваша принесла духовный плод для житницы вечной, соответственный средствам и силам, насажденным в эту душу. Для того – Он вывел вас на подвиг. Ему благоугодно, чтоб вы приблизились к Нему, более познали Его.
Константин Федорович – почти одних лет со мною; немного моложе меня. С того времени как мы познакомились, протекла целая четверть столетия; тогда он был в мундире пажа, а я в мундире юнкера. Первая мысль, мелькнувшая мне при прочтении вести о его кончине, пролетевшая прямо в сердце, была: “и он пошел в монастырь”. Теперь вы – безпристрастный судья: не все ли равно уйти в монастырь несколькими годами раньше, несколькими годами позже?.. Инок – тот же мертвец с живым словом!.. Слово его из другаго мира!.. из того мира, где – душа почившаго. Я, живой мертвец, стяжал новаго сожителя в Сергиеву обитель – сына вашего, мертвеца, заключившаго навсегда уста свои. Да дарует мне Бог произносить вам за него и за себя “слово” из того мира, – слово утешения, слово спасения!..
Заливаюсь слезами, – перо не держится в трепещущей руке. Христос с вами! Он да укрепит вас, и вами все семейство ваше!
Всей душой вам преданный А. И.
4 февраля 1848 года.
к оглавлению