Слова прп. Симеона Нового Богослова. Том 2
к оглавлению
Слово шестьдесят второе
Богословское третье – о том, что что есть Отец, то же есть и Сын, и что есть Сын, то же есть и Дух Святой, и что Три Сии суть един Дух, Единочестный, Единосущный и Единопрестольный.
Бог присновоспеваемый и славимый, то есть, безначальный Отец, собезначальный Сын Отца, и Дух Святой соприсносущный и единосущный Отцу и Сыну, есть едино естество и слава, Троица Единосущная, единое Божество, равночестная и триипостасная сущность, начало всего сущего, и вседетельная (всесоделывающая – ред.) сила, единопрестольная и единославная, вседержительное Господство и Царство. Сей Бог единый, когда созерцается и веруется в единстве естества, единично и поклоняем бывает от нас, яко Бог единый; когда же исповедуется Троицею, троично и от нас воспевается, то есть в трех раздельных Лицах, как научены мы Господом нашим Иисусом Христом, единым из Лиц Триипостасного Божества, Который заповедует Апостолам Своим крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, чем показывает, что иное Лице Пресвятой Троицы есть Отец, иное Сын, иное Дух Святой. И опять, когда в другом месте Евангелия говорит Он: Отец Мой более Меня (Ин.14,28), или: ничего не делаю от Себя (Ин.8,28), то тем показывает, что ино Лице есть Отец, и ино Сын. Когда также говорит: и Аз умолю Отца Моего, и иного Утешителя даст вам (Ин.14,16) … Духа истины, иже от Отца исходит (Ин.15,26), то тем показывает, что Дух Святой, яко иный Утешитель, есть Лице ино от Отца и Сына. Но теми же словами Господа благодать Его дает нам разуметь всяческое единство триипостасного и единосущного Божества и Царства, торжество присносущной жизни и нераздельное единство Трех Ипостасей, так что где воспевается Отец, там есть и Сын со Святым Духом; где именуется Сын, там есть и Отец с Духом Святым; и где прославляется Дух Святой, там есть и Отец с Сыном.
Будучи таким образом просвещены блогодатию Духа Святого, что Три Лица Пресвятой Троицы единосущны суть и равночестны, то есть что ипостаси их неслиянно и нераздельно пребывают вкупе в Божеском естестве и существе едином для всех Их, мы, когда возносим ум свой к Богу Отцу, блогодатию Святого Духа, восторгающего нас горе чрез Сына, Бога Слова, и простираем к Нему руки и очи свои, говорим: Отче наш, Иже еси на небесех! И опять, когда приступаем воздать молитвы Единородному Сыну Отца блогодатию Духа Святого, подающего нам ведение и разумение, говорим: Единородный Сыне, соприсносущное Слово Бога и Отца, единый Сын из единого Отца, Бог из Бога, Безначальный из Безначального, Присносущий из Присносущого, Вечный из Вечного, Свет из Света, Жизнь из Жизни, Неприступный из Неприступного, Непостижимый из Непостижимого, Неизреченный из Неизреченного, Неизменный из Неизменного, Недомыслимый из Недомыслимого, очисти грехи наши! Также, когда призываем Духа Святого, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения, Дух податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, безпопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух показатель божественных таин, обручение Небесного Царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов, Дух любви, мира, веры, воздержания, прииди и вселися в ны и пребудь с нами неотлучно и нераздельно, освяти, обнови, и просвети сердца наши, яко единосущный, равночестный и сопрестольный Сыну и Отцу, делающий богами по блогодати тех, кои приемлют Тебя, истребляющий всякий грех и приносящий вместе с нисшествием Твоим всякую добродетель, не отвне имея приносимое Тобою, но естественно будучи всякое благо, и тех, коих избираешь в обитель Себе, делая существенно вместителями всякого добра.
Так приносим мы песнь трем Лицам Святой Троицы, не как разделяющие на трех богов единое Божество, которое есть единый Бог, нераздельный, но как поклоняющиеся вместе со Отцом Сыну и Духу, вместе с Сыном Отцу и Духу и вместе с Духом Отцу и Сыну. Прославляя сии три Лица, мудрствуем, что едино есть естество единого Триипостасного Божества, единосущное, равномощное, единовольное, соприсносущное, собезначальное, неслиянное и нераздельное. Мы не разделяем неразделимого единства Божества, не помышляем, якобы в Нем есть нечто иное, и иное и иное, якобы Отец есть иного естества, и Сын иного, и Дух Святой иного, и не допускаем несмысленно сущностей и естеств неподобных и друг другу чуждых, но веруем, что сии три Лица Божества един есть Бог, Который разделяется нераздельно по Ипостасям и единится неслиянно по единости единого естества, весь единый в трех Ипостасях, и весь троимый в пресущной единости. Один и тот же Бог есть три по Ипостасям, и един по единости существа и естества. Так открыл нам Сам Единородный Сын Отца Господь наш Иисус Христос, то есть что сей самый Сын со Отцом и Духом единочестны суть, и единосущны и сопрестольны, говоря: Аз и Отец едино есма , и в другом месте показывая, что и Дух Святой неотменен от того же естества, когда говорил: Дух истины, иже от Отца исходит . Ибо как из источника воды исходит такая же вода, так и от Бога Отца исходит Бог Дух. Сказано: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4,24). Итак, если Отец есть Дух, явно, что и Сын, рожденный от Него, есть Дух, почему святой Павел и говорит: Господь же Дух есть (2 Кор.3,17). Дух есть и Дух Святой, исходящий от Отца, и чрез Сына подаемый нам недостойным. Мы говорим: посылается и дается Дух Святой, не в том смысле, якобы Сам Он не хотел того, но в том, что Дух Святой чрез Сына, одно из Лиц Святой Троицы, совершает, как собственное свое хотение, то, что блогоугодно Отцу, ибо Троица Святая нераздельна по естеству, существу и хотению, но по Ипостасям именуется лично Отец, Сын и Дух Святой, и три сии един есть Бог, имя же Ему Троица. Он, будучи превыше всякого именуемого имени, слова и глагола, превышает постижение всякого ума, и не есть нечто из всего сущего от Него, яко пресущественно изъятый из круга того.
Но помысли, как Святое Писание говорит, что три едино суть. Ибо хорошо говорить одно и тоже, потому что помышление и беседа об одном и том же услаждает того, кто умеет находить в сем боголепное удовольствие, и божественное слово освящает душевные чувства его. Дух есть Бог Отец, как говорит Господь наш. Дух есть и Сын, как рожденный от Него. Если Бог есть Дух, и Дух есть Господь, как говорит Апостол, и Господь в Божественном Писании именуется Духом, то един Дух есть Бог, в трех Лицах познаваемый, как сказал о сем Сын, показывая, что Триипостастный Бог есть единый Дух, равномощный, единопрестольный, единосущный; почему три сии Лица и наименованы единым Духом, чтоб ты не думал, что между тремя Лицами Святой Троицы есть какое либо неравенство, что одно лице больше, а другое меньше, или что есть в них какое либо разделение, так чтоб одно Лице было вне другого. Бог именуется Триипостасным, Отец, Сын и Дух Святой, не для того, чтоб ты помышлял, будто есть какое либо отособление и неравенство во Святой Троице, но чтоб научить тебя сими наименованиями, что есть в Боге три Лица, или три сии Ипостаси, и только. После же того, как познаешь сие, будучи научен и просвещен, как мудрствовать о Боге, не ищи уже более и не исследуй ничего выше сего, но приняв сие с верою, стой в том, содержа и исповедуя, что все другое, что выше сего, совершенно непостижимо.
Если хочешь вдаться в размышление о том, что свойственно Божескому естеству, то есть как есть Бог, что есть окрест Бога, что из Бога и что в Боге, послушай, что скажу тебе. Бог есть свет и свет безпредельный, и что в Боге, свет есть, единимо будучи по единости естества и нераздельно разделяемо по Лицам. Разделяя нераздельное, скажу тебе о каждом из сих Лиц особо. Отец есть Свет, Сын Свет, и Дух Святой – Свет; три един Свет, простый (на части неделимый – ред.), несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный. Также и то, что от Бога, свет есть, так как подается нам от света, именно жизнь свет есть; безсмертие свет; любовь, истина, мир дверь Царствия Небесного, само сие Царствие свет есть; брачный чертог, рай, сладость райская, земля кротких, венцы жизни, самые ризы святых свет есть; Христос Иисус, Спаситель и Царь всего Свет есть; хлеб Пречистого Тела Его свет; Воскресение Его свет; Лице Его свет; рука, перст, уста, очи Его свет; глас Его свет, поколику исходит из света; благодать Святого Духа, свет; Утешитель свет; бисер, зерно горчичное, виноград истинный, квас, надежда, вера свет есть. Все сие и другое, что слышишь от Пророков и Апостолов о неизреченном и пресущном Божестве, есть существенно единое безначальное начало, в единости Троичного света поклоняемое. Так надлежит тебе помышлять. Ибо един есть Бог, во Отце, Сыне и Духе Святом, будучи свет неприступный и предвечный, который имеет многие наименования и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действенно производит то в нас, как научили нас опытно тому наученные.
Желая показать тебе и другие светы Божии, наряду с теми, о коих сказано, говорю, что благость Его свет есть, милость свет, благоутробие свет, целование Его свет, доброта свет, жезл и утешение свет. Хотя и о нас говорится многое подобное, но о нас говорится, как о людях, а о Нем, как о Боге. Не поленюсь пояснить тебе сие примерами: Бог именуется Отцом отцами называются и люди; Христос именуется Сыном Божиим, сынами человеческими называемся и мы; Духом Божиим именуется Святой Дух, духами называются и наши души. Бог есть жизнь жизнь имеем и мы; Бог есть любовь любовь имеют между собою и многие грешники. Итак что же? О любви человеческой можешь ли ты сказать, что она есть Бог? Да не будет. И мир, какой имеем мы между собою, когда не бранимся и не ссоримся из за чего либо, можешь ты назвать миром, превосходящим ум? Никак. Также и то, если не скажешь кому либо ложного слова, Божиею истиною назовешь ты это? Конечно нет. Слова человеческие текучи и пусты. Слово же Божие есть живое и действенное. Равным образом и истина Божия есть паче ума и слова человеческого, Бог непреложный, сый и живый. Наконец и вода сия, какую имеем мы, не есть как оная вода живая, и хлеб сей, какой обыкновенно вкушаем, не есть как оный хлеб животный. Но, как сказали мы выше, все оное есть свет, и Бог есть единый свет, и кто причащается сего света, тот вместе с причастием его причащается и всех тех благ, о коих поминали мы, бывает кротким и смиренным и готовым на всякое добро, потому что и эти доброты вместе с другими свет суть, и кто возымел свет, тот вместе с светом имеет и сии качества. Тогда Бог подвигает на всякое добро душу, в которой обитает, и бывает для нее всяким добром, и душа та, которая имеет Бога обитателем в себе, не скудеет ни в каком добре, но бывает полна и преизбыточествует всегда всеми оными неизреченными благами Божиими, свеселясь и спребывая с чинами небесных Сил. Каковые блага Божии когда бы сподобились богатно получить и все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
к оглавлению