|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди
к оглавлению
Синаксарь в неделю шестую по Пасхе о слепом
Стихи:
Света податель, от света сый свет,
От рождения воочаеши слепого слове. |
Стихи:
Света податель, от Света быв Свет,
Слепорожденному очи Ты даруешь, Слово |
В тойже день, в неделю шестую по Пасце, иже от рождения слепаго, празднуем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чудо, еже убо и то от воды содеяся, якоже и еже о самаряныни, и о разслабленнем. Бысть же сице: Христу беседующу иудеом, и себе равна показующу Отцу, и прежде Авраама бытии: Аз есмь, глаголющу, они камение на Него мещут. |
В этот день, в неделю шестую по Пасхе, празднуем чудо Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сотворенное над слепым от рождения. Чудо это, подобно бывшему с самарянкой и расслабленным, тоже совершилось при посредстве воды. Произошло же оно так. Когда Христос в беседе с иудеями объявил Себя равным Отцу и сказал: Прежде был Авраам,
Я есмь (Ин.8,58), те мечут в Него камни. |
Он же отходя оттуду, обретает слепаго претыкающася, бяше же тако родився, образ токмо един и долины имея очию. Обрет убо его Спас сице имуща, вопрошаемь бывает от ученик слышавших во еже о разслабленном: се здрав был еси, ктому не согрешай. И, яко грех родительский на чадех: Учителю, кто согреши, сей ли, или родители его, да слеп родися; Инако же, и мнение некое епикурское[1] содержаше душам пребывати, и согрешившым невещественно сводитися в телеса. Яже вся отемля Христос, рече: не сих ради, да явятся дела Бога, сиречь Мене. Ни бо о отце слово: а еже да, изречения есть, а не вины. |
Он же, удалившись оттуда, видит спотыкающегося слепца, который и родился таким, имея лишь очертания глаз и углубления вместо них. Итак, когда Спаситель встречает его в таком состоянии, ученики спрашивают: Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? (Ин.9,2), ибо слышали, как Он говорил расслабленному: Вот, ты выздоровел; не греши больше (Ин.5,14), и что грех родителей на детях (Иер.32,18). Вдобавок [среди некоторых иудеев] господствовало эпикурейское мнение[1], будто души существуют прежде [чем возникает тело], и те из них, что в бесплотном образе согрешили, низводятся в тела. Отвергнув все подобное, Христос сказал: «Не потому он слеп, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий (ср.: Ин.9,3), то есть [подразумевал Он] Мои». Ибо здесь не об Отце речь, поскольку оборот «чтобы» указывает на приговор, а не на причину. |
И се рек Христос, плюнув на землю, брение сотвори, и помаза ему очию места, и к Силоамскому источнику ити, и умытися повелевает, да покажет, яко Той есть в начале персть приемый от земли, и создавый человека. И понеже всем око господственнейшее в телеси, сие создавает не сущее, показуя, яко и душевной силе движение Той есть подаваяй: не помаза же водою, но плюновением. И да ведомо будет, яко благодать всякая от плюновения уст бяше, и яко к Силоаму послати того хотяше. Умытися же тому повелевает, да не кто тамошнею землею и брением «даст» (возомнит) цельбу. Посылает его к Силоаму, да многи имать исцеления послухи, многи бо срете идый помазаны брением имея очи. Глаголют же нецыи, яко умывыйся не отложи, еже бе от плюновения брение, но тое брение приложением мокраго ко очию здания преобразовашеся. |
Молвив это и плюнув на землю, Христос помазал слепому места, где следовало быть очам, и посылает его умыться к источнику Силоам, дабы показать, что Он Тот, Кто при начале бытия взял прах от земли и сотворил человека. И поскольку глаз наиглавнейшее в теле, то Он творит его из небытия, показывая этим, что и душевной силе тоже дает движение. Слюной же, а не водой воспользовался, дабы ясно было, что благодатная сила от слюны Его, а не от воды, и потому еще, что имел намерение послать слепца к Силоаму. Умыться же его понудил с тем, чтобы никто не приписал исцеления тамошней земле и грязи, а к Силоаму отправляет ради многочисленных свидетелей исцеления, ибо многих должен был встретить он, когда шел с очами, грязью помазанными. Некоторые же говорят, что слепой и после омовения не удалил с глаз грязь от смешения слюны с землей, но сама грязь эта при соприкосновении с водой изменила свою природу таким образом, что образовались очи. |
Силоам же, послан, толкуется: купель бо тая вне града Иерусалима бяше. При Иезекии же ратником обседшым град, и Силоам объемшим, воспятися вода отонуду: предния же кладязи и рвы ископаша внутрь, на принятие воды. И аще кто повелением пророка Исаии тамо посылаем бяше, вода паки исхождаше и почерпашеся: аще ли же кто от ратник хотяше почерпсти, удержавахуся воды источницы, и из онаго тако бываше. Да убо покажет и Христос, яко от Бога и Сам, сего ради слепаго посылает тамо, и свет абие последует. Нецыи убо возмнеша, послан, Силоам толковатися, и настоящего ради слепца послана от Христа. |
Слово «Силоам» в переводе с еврейского означает «посланный» (Ин.9,7), ибо купальня та находилась вне Иерусалима. При Езекии, когда враги осадили город и захватили Силоам, вода устремилась прочь оттуда. И покуда находившиеся внутри города не выкопали колодцы и водосборные рвы, всякий раз, как посылали туда кого-нибудь по велению пророка Исайи, вода тотчас выступала и могла быть почерпнута, если же кто приходил сам по себе, а тем паче враг, истечение прекращалось. И с того времени было так. Потому и Христос, желая показать, что Он от Бога, посылает слепого туда, и тотчас открывается ему свет. А согласно некоторым, Силоам и назван так ради сегодняшнего слепца, посланного Христом. |
Воочается убо слепый, умывся, неизглаголанною некоею силою, ниже самому пострадавшему таинство уведевшу. Соседи же ему и инако знаемии, видевшее его добре прозревша, сумнящеся бяху. Он же убо исповедаше себе прежде бытии слепа, и о виновном прозрению вопрошаемь, целителя страсти Христа проповедаше. Фарисеем убо преславное слышащым знамение, паки Спас хулим бывает, яко субботу не блюдый. В субботу бо, якоже обыче, и еже на слепом содеяся. Распря убо бывает посреди сих, овем убо глаголющым от Бога бытии Иисусу, бываемых ради чудес: овем же не от Бога, яко субботы не хранит. Благое убо мнение о Нем имущии слепаго вопрошают: ты что глаголеши о Нем; он же пророка Его проповедает, еже убо онех бяше честнейше. Они же паки не веруют, яко слепу сущу Христос цельбу дарова: убо и родителей его призывают, соседом не верующе, яко и паче то покрыти хотяще. Но и вящше творят явленно, родителем вся исповедающым, аще и от сонмища отлучена бытии боящяся, на онаго возраст деяния возводят. Но и паки к слепому глаголют: даждь славу Богу, яко от Него исцеление, а не от Христа, грешен бо есть, яко разоряет субботу. Сей же делы показати хотя, яко Бог есть: не вем, глаголет, едино вем, яко слеп сый, тем вижду. Паки убо ему рекоша: како отверзе твои очи; он же стужаемь не потонку глаголет, но составляет, яко аще не бы от Бога был, не бы сицевое знамение сотворил. И первее убо досаждаемь бывает от них, яко исповедавый, и ученик быти Онаго, и зане рече: никтоже отверзл есть очи слепаго рожденнаго. Слепыя бо и друзии просветиша, рождену же слепу ниже един: поругавшееся убо ему, далече от сонмища изгнаша. |
Итак, умывшийся слепец обрел зрение некоей неизреченной силой, сам же страждущий тайны той не уразумел. А соседи и знакомые, увидев его без причины прозревшим, находились в сомнении. Он же признал, что раньше был слеп, и когда спрашивали его о причине прозрения, то врачевателем болезни своей объявил Христа. Стоило фарисеям услышать о столь дивном чуде, как Спаситель вновь подвергся хуле за несоблюдение субботы, ибо чудо над слепым совершилось, по обычаю Христа, в день субботний. Случилось меж них разделение, когда одни, ввиду происшедших чудес, говорили, что Иисус от Бога, другие же, что не от Бога Он, поскольку не хранит субботу. Те, кто держались доброго мнения об Иисусе, вопрошали слепого: Что ты скажешь о Нем? (Ин.9,17). Тот провозглашает Его пророком, что для них было всего почетнее. А они по-прежнему не верят, что Христос даровал исцеление истинному слепцу. Не доверяя и соседям, посылают, само собой, за родителями. Но чем больше хотят сокрыть это в тени, тем сильнее на свет выводят, так как и родители всё признают, хоть и сводят дело к его возрасту, чтобы не быть отлученными от синагоги. И вновь говорят слепому: «Воздай славу Богу (Ин.9,24), ибо от Него исцеление, не от Христа, а Тот грешник, потому что разоряет субботу». Но сей, желая показать от дел, что Христос Бог, отвечает: «Не знаю; одно знаю, что я, быв слепым, благодаря Ему вижу» (ср.: Ин.9,25). И опять вопрошают: Как отверз твои очи? (Ин.9,26). А тот, раздосадованный, не обиняками уже говорит, но пускается в спор: «Будь Он не от Бога, не сотворил бы такого чуда» (ср.: Ин.9,33). И терпит укоры от них за то, что признал себя учеником Иисуса и за то, что сказал: «Никто от века не отверзал очи слепорожденному» (ср.: Ин.9,32), ибо слепых и другие исцеляли, но слепого от рождения ни один. Итак, осмеяв его, выгнали прочь из синагоги. |
По сих же обретает его Иисус, и глаголет ему: ты веруеши ли в Сына Божия; он же уведев Кто есть, иже с ним глаголяй, и виден бываяй тем, не бо ведяше Его прежде яко слепый сый, поклонися Ему, и ученик Его бысть, благодеяние проповедуяй. |
После сего находит его Иисус и говорит: Ты веруешь в Сына Божия? (Ин.9,35). Он же, узнав, что это Тот, Кто с ним говорит, и видя Христа (ибо прежде не видел, поскольку был слеп), поклонился Ему и стал Его учеником, проповедуя везде [совершившееся над ним] благодеяние. |
Реклося бы сие и возводительно: Слепый убо, и сущии от язык людие, ихже преходя вместо еже на земли пожития, а не на небеси, обрете Христос, или и яко еврейских ради прииде людей. Преходя же прииде и во языки, и плюнув на землю, и брение сотворив помаза: вместо еже научи я прежде, зане яко капля сниде на землю, и воплотися от Святыя Девы. Таже и божественное крещение предаде, еже есть Силоам. Посем от язык христианстии людие за Христа на вся дерзают, и гоними бывают, и свидетельствуют, и послежде от Него проповедуются и прославляются. |
Можно это и в иносказательном смысле представить. Слепой есть в то же время люди из язычников, которых Христос нашел проходя (Ин.9,1), т.е. на земле, а не на небесах пребывая, или потому, что пришел ради народа еврейского и, проходя, явился к язычникам и, плюнув на землю и сделав брение, помазал (Ин.9,6), то есть сперва научил их, ибо снизшел, подобно капле, на землю и воплотился от Девы Марии, а после божественное Крещение преподал, каковое есть Силоам. Далее, [тот же слепой есть] христианский народ из язычников, пред всеми ради Христа дерзающий, преследуемый и свидетельствующий, а под конец Им Самим [как Его народ] признаваемый и прославляемый. |
Неисчетною милостию Твоею, Светодавче Христе Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь. |
По беспредельной милости Твоей, света Податель, Христе Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь. |
[1] Епикур (Эпикур) (341270 гг. до Р.Х.) греческий философ, учивший искать в жизни чистых, душевных удовольствий; его последователи, епикурейцы, извратили его учение и целью жизни ставили угождение плоти. В учении о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму.
к оглавлению
|
|