|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди
к оглавлению
Синаксарь в понедельник по Пятидесятнице, сиесть Святаго Духа
Стихи:
Всякое дыхание прослави Духа Господня:
Имже лукавых духов всуе дерзости.
|
Стихи:
Всякое ныне дыханье Духа Господня пусть славит,
Силой Его расточилась дерзость лукавых духов
|
В сий день, в понедельник Пятдесятницы, Того Всесвятаго и Животворящаго, и Всесильнаго Духа празднуем, единаго от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. В сий убо день Пятдесятницы святым апостолом существенне найде, в виде огненных языков, сед на единаго коегождо их в горнице, в нейже бяху пребывающе. |
В тот же день, понедельник Пятидесятницы, совершаем празднование Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогушему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется. В самый день Пятидесятницы Он сущностным образом сошел на апостолов в горнице, где те пребывали, и опустился на каждого из них в виде огненных языков (см.: Деян.2,1-3). |
Чести же ради ко Всесвятому Духу, и раздельне, и в сей Пятдесятнице узакониша праздновати Ему, иже вся добре разчинивше божественнии отцы. Обещавый бо Спас, прежде страсти, Утешителя пришествие, рек (Иоан. Зач. 52): Полезно есть, да Аз иду, аще бо Аз не иду, Утешитель не приидет. И паки: Егда же приидет Оный, научит вас, и наставит вас на всякую истину. И паки: Умолю Отца, и иного Утешителя послет вам, Духа истины, Иже от Отца исходит. И по страсти же, егда и на небо восходя, рече: Вы же пребудите во Иерусалиме, дондеже облечетеся силою с высоты: посылает Его: пребывающим бо им внегда исполнитися дню Пятдесятницы, об часе третием дне на горнице, внезапу гром с небесе бысть, яко и множеству вселенныя претещи: и в виде огненных язык явися Дух Святый, единому их коемуждо, не токмо дванадесятим, но и седмидесятим. И глаголаху странными языки, сиречь, един кийждо от апостолов, всеми языки языков глаголаше. Не убо своим языком апостолу глаголющу, иноплеменник слышаше, но коегождо языка язык апостол слышаше и глаголаше: отонудуже и собравшимся народом, пиянствовати возмнешася. Не ведый бо кийждо, како апостол особно всеми языки глаголаше, пиянствовати тому непщеваху. Инии же дивляхуся глаголюще: что убо хощет сие быти? бяху же сии от всея земли собрани праздника ради: парфяне, мидяне и еламите, прежде мала от Антиоха пленени бывшии[1]. |
Но ради чести Святого Духа божественные отцы, все превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу. Ибо Спаситель прежде Своих страданий, обещав пришествие
Утешителя, сказал: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16,7). И еще: Когда же придет Он... то наставит вас на всякую истину (Ин.16,13). А также: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Духа истины (Ин.14,16), Который от Отца исходит. И после страдания, когда на небо восходил, молвил опять: Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк.24,49). Итак, сие обещав, посылает Его. И когда при наступлении дня Пятидесятницы они пребывали в горнице, около третьего часа дня внезапно раздался с неба гром, и такой, что пришло в волнение множество народа [собравшегося , в Иерусалим со всей] Вселенной, и Дух Святой в виде огненных языков явился на каждом не только из двенадцати, но и из семидесяти учеников. И говорили они чужими языками, то есть каждый апостол говорил наречиями всех народов. Иноплеменник слышал апостола, говорящего не своим родным языком, апостол же различал язык каждого народа и говорил на нем, почему и показалось собравшимся, что апостолы пьяны. Ибо никто не знал, каким образом апостол говорит всем по отдельности, и принимали его за пьяного. Иные же дивились, говоря: Что бы это значило? (Деян.2,12). Ибо то были люди, собравшиеся ради праздника со всей земли в том числе парфяне, мидяне и эламиты, незадолго до того плененные Антиохом[1]. |
По Вознесении убо десятим днем минувшим, приходит Дух Святый, и не абие вознестися Христу, да паче теплейшия сотворит ученики ожидающия Его. Глаголют же нецыи: яко на кийждо от дней, един кийждо ангельских чинов, приходя обоженной плоти оной покланяшеся. Девяти убо днем исполншимся, в десятый день Утешитель прииде, примирению бывшу сыном. По пятидесятих же днех от Пасхи, в воспоминание ветхаго закона. Израиль бо отнелиже Чермное море пройде, пятидесятим днем мимошедшим, Десятословие прият. Зри же и знамения: тамо гора, зде горница: тамо огнь, зде языцы огненнии. Вместо же громов и мрака, дыхание зельное зде. |
Итак, Дух Святой приходит не тотчас вслед за тем как вознесся Иисус, но когда минуло десять дней по Вознесении, чтобы сделать ожидающих Его учеников еще более усердными. Некоторые же утверждают, что в каждый из тех дней один из ангельских чинов приходил поклоняться обоженной плоти Христовой. И вот, по прошествии девяти дней, в день десятый пришел Утешитель, поскольку уже совершилось чрез Сына примирение неба и земли. А то, что на пятидесятый день по Пасхе пришел, то это в воспоминание ветхого Закона, ибо Израиль получил десять заповедей, когда минуло пятьдесят дней с его перехода чрез Красное море. Рассмотри и символы: там гора, здесь горница, там огонь, здесь языки огненные, вместо же тамошних громов и мрака бурное дуновение здесь. |
В виде убо языков сниде Дух Святый, яко свойственно имети к Живому Слову являет: или и яко апостоли научити и приводити языки, языком имяху. Огненных же, зане Бог огнь поядаяй есть, и очищения ради: Разделяемых же, дарования ради. И якоже иногда един язык ведущих, на многия раздели, и размеси: тако и ныне, ведущих един язык на многия раздели, да соберет от онех языков по концам вселенныя разсеянныя. В праздник же бывает, да множайшим собравшимся, повсюду вещь возгласится, и да иже в Пасхе прилучившиися, и яже о Христе бывшая видевше, чудитися имут. В Пятдесятнице же, зане подобаше в неже время древле закон дан бысть, по немуже и Духа благодати излиятися, якоже и Христос сотвори в законной Пасхе, Свою Пасху совершив, истинную Пасху. Не на уста же седе Дух Святый, но на главах апостолов, владычественное обымая, и большее телесе, и самый ум, от негоже и язык еже глаголати имать. Или яко образ некий глас языком Дух испущает, яко рукополагати апостолы чрез главы, всея поднебесныя учители: рукоположение бо на версе глав бывает. Глас же и огнь, занеже и в Синаи сия быша: яко да явится Тойжде Дух, и тогда и ныне законополагаяй, и вся разчиняяй. |
В виде же языков Дух сходит для указания, что Он Живому Слову сродни или потому, что апостолам предстояло учить и обращать народы чрез слово. [А в виде языков] огненных потому что Бог есть огнь поядающий, и еще ради очищения; [в виде же языков] разделяющихся по причине разделения дарований. И как некогда знавших один язык разделил Он на многие языки и смешал их, так и ныне знающих один язык на многие разделил, чтобы из людей тех языков собрать всех, до краев вселенной рассеянных. В праздник же [Сошествия Духа] случается с тем, чтобы из-за множества собравшихся и известие об этом распространилось бы повсеместно, а еще чтобы подивились те, кто были в Иерусалиме на Пасху! и видели происшедшее с Христом; в Пятидесятницу же с тем, что и благодати Духа надлежало изойти в то самое время, в какое некогда дан был закон, и сообразно с тем, как Христос поступил, во время законной пасхи собственную Пасху совершив Пасху истинную. Не на устах, а на главах у апостолов Дух почил с тем, чтобы объять главенствующее и превосходнейшее в теле и сам ум, от которого язык получает способность говорить. Или потому еще, что когда Дух, рукополагая апостолов в наставники всей поднебесной, посредством огненного языка издавал неким образом глас, то касался их глав, ибо всякое руковозложение над верхом главы совершается. Шум и огонь [присутствовали здесь] оттого, что и на Синае были, дабы обнаружилось, что Тот же Дух и тогда, и ныне подавал Закон и все устраивал. |
Смятеся же множество шумом дыхания, понеже мняху концу быти, елика иудеом Христос о разрушении их провозвести. Якоже огненны, рече: да никтоже телесно что о Дусе Святом смыслит. Пиянством убо осуждаются апостоли: но Петр став и провещав посреде народа, сие обличи, не истиною держимое, Иоилево пророчество в словеси привед, и покори от них яко три тысящи. |
А от шума ветра народ пришел в замешательство потому, что все провозвещенное от Христа иудеям об их погибели приблизилось, как думали, к исполнению. И что языки были как огненные, дееписатель сказал с тем, чтобы о Духе Святом не помыслил никто ничего телесного. Апостолов обвиняли в пьянстве, но Петр, став среди народа и произнеся речь, отверг это как ложь и, приведя в своем слове пророчество Исайи, увлек из бывших там около трех тысяч. |
Утешитель же Дух Святый глаголется, яко утешати и покоити нас могий: вместо бо Христа Сего прияхом, и Онаго Тем имеюще, яко и ходатайствует о нас гласы неизглаголанными к Богу, яко Человеколюбец наш предстояй якоже и Христос: Утешитель бо и Он. Сего ради и иный Утешитель Дух Святый глаголется. Глаголет бо апостол: имамы Утешителя Иисуса к Богу. Иный же речеся, за единосущное: еже бо рещи, иный и иный, о тождесущественных, и купноестественных. А еже ино и ино, о различных вемы естествах. Сей Святый Дух един есть и Отцу и Сыну во всех: темже и соделовает купно с Нима все, и тое самое имущее быти воскресение. |
Дух Святой зовется Утешителем, как могущий утешать и освежать нас, ибо мы приняли Его взамен Христа и чрез Него же Им обладаем, и потому еще, что Он ходатайствует о нас неизреченными словами пред Богом, будучи, как и Христос, человеколюбивым нашим Заступником. Ибо и Христос Утешитель, отчего и Дух Святой называется другим Утешителем (Ин.14,16). Апостол же говорит: «Имеем Утешителя Иисуса Христа пред Богом» (ср. 1 Ин.2,1). Другой сказано о Духе ввиду Его единосущия Отцу и Сыну. Ибо «одного» и «другого» усматриваем в тождественном и единосущном, а «одно» и «другое» в том, что по природе различно. |
И елика хощет, творит: освящает, разделяет, новотворит, спосылает, умудряет, помазует пророки: просто рещи, во всем самовластный есть, всесильный, благий, правый, владычествуяй. Тем вся премудрость, живот, движение, всяко причастный святыни, и всякому животу. Просто, вся имать, елика Отец и Сын, кроме нерождения и рождения, от Отца единаго исходяй. Излиявшуся убо на всякую плоть Духу Святому, мир всякими дарованьми исполнися: и Тем вси языцы к боговедению руководствовашася, и всякий недуг, и всякая язя прогнана бысть. |
Сей Дух Святой присутствует у Отца и Сына во всем, а потому вкупе с Ними все совершает, в том числе грядущее воскрешение мертвых, и что захочет, то в исполнение приводит: освящает, отделяет на служение, воссоздает, посылает, умудряет, помазует пророков проще же сказать, творит все, будучи самовластным, всесильным, благим, правым и властительным. Чрез Него вся премудрость, жизнь, движение и все причастное святыне и всяческой жизни. Как исходящий от Отца, имеет Он попросту все то же, что Отец и Сын, кроме нерожденности и рождения. Когда Дух Святой излился на всякую плоть, мир исполнился всевозможных дарований, и все народы приведены были Им к богопознанию, а всякая болезнь и немощь душевная изгнаны. |
Трегубо же от Христа учеником дан бысть Дух Святый. Прежде страсти не яве зело. По Воскресении дуновением явственнее. Ныне же низпосла Сего существенно: паче же Сам сниде совершенный, просвещаяй и освящаяй их, и тем паки концы вселенныя приводяй, пришествием Святаго Духа. Молитвами святых апостол, Христе Боже наш помилуй нас. |
Трижды подавался от Христа ученикам Дух Святой: прежде страданий Его весьма неявно, по Воскресении чрез дуновение, более явно, ныне же послал Его сущностным образом, вернее, Тот сошел Сам, всесовершенно просвещая и освящая их, а чрез них усваивая Себе и концы вселенной. Наитием Святого Духа, по молитвам святых апостолов, Христе Боже наш, помилуй нас. |
[1] Парфяне, мидяне, мамиты в собственном смысле: древние народы, бывшие в то время подданными Парфянского царства (территория современного Ирана и сопредельных регионов). Деяния апостолов разумеют под ними, вероятнее всего, потомков иудеев, переселенных из Палестины ассиро-вавилонскими завоевателями, но сохранивших связь с Иерусалимским храмом, несмотря на утрату языка предков. Антиох Антиох III Великий, греко-сирийский царь из династии Селевкидов (223187 до Р.Х.), воевавший с Парфией и на короткое время присоединивший ее к своей державе.
к оглавлению
|
|