Святитель Григорий Палама
Триады в защиту священно-безмолвствующих.
к оглавлению
Святитель Григорий Палама, архиепископ
Солунcкий, защитник православного учения о
Божественном свете, родился в 1296 году в
Малой Азии. Во время турецкого нашествия
семья бежала в Константинополь и нашла
приют при дворе Андроника II Палеолога
(1282–1328). Отец святого Григория стал крупным
сановником при императоре, но вскоре умер.
Андроник сам принял участие в воспитании и
образовании осиротевшего мальчика,
обладавшего прекрасными способностями и
большим прилежанием.
Император хотел, чтобы юноша посвятил
себя государственной деятельности, но
Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на
Святую Гору Афон и поступил послушником в
монастырь Ватопед, где под руководством
преподобного Никодима Ватопедского (память
11 июля) начал путь подвижничества и принял
монашеский постриг. Через год ему явился в
видении святой евангелист Иоанн Богослов и
обещал свое духовное покровительство. Мать
Григория вместе с его сестрами также
приняла монашество.
После преставления преподобного
Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой
молитвенный подвиг под руководством
старца Никифора, а после кончины
последнего перешел в Лавру преподобного
Афанасия Афонского. Но через три года,
стремясь к более высоким ступеням
духовного совершенства, он поселился в
небольшой отшельнической обители Глоссии.
Настоятель этой обители Григорий стал
учить юношу сосредоточенной духовной
молитве умному деланию, которое
постепенно разрабатывалось и усваивалось
монахами, начиная с великих пустынников IV
века. После того, как в XI веке в трудах
Симеона Нового Богослова (память 12 марта)
подробное освещение получили внешние
молитвенные приемы умного делания, оно
было усвоено афонскими подвижниками.
Опытное применение умного делания,
требующее уединения и безмолвия, получило
название исихазма (от греч. hsucia покой,
молчание), а сами практикующие его стали
называться исихастами.
Из-за угрозы нападения турок вместе с
братией святой Григорий перебрался в
Солунь (Фессалоники), где тогда же был
рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой
Григорий сочетал с жизнью отшельника. В
субботу и воскресенье пастырь выходил к
народу совершал Богослужение и
произносил проповеди. Иногда святой
Григорий посещал богословские собрания
городской образованной молодежи. Он собрал
небольшую общину монахов-отшельников и
руководил ею в течение 5 лет.
В 1331 году святой удалился на Афон и
уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры
преподобного Афанасия. В 1333 году он был
назначен игуменом Эсфигменского монастыря
в северной части Святой Горы. В 1336 году
святой вернулся в скит святого Саввы, где
занялся богословскими трудами, которых не
оставлял уже до конца жизни.
В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви
назревали события, поставившие святителя
Григория в ряд великих вселенских
апологетов Православия.
Около 1330 года в Константинополь из
Калабрии приехал ученый монах Варлаам.
Вскоре Варлаам поехал на Афон,
познакомился там с укладом духовной жизни
исихастов и, на основании догмата о
непостижимости существа Божия, объявил
умное делание еретическим заблуждением.
Варлаам вступил в спор с монахами и пытался
доказать тварность Фаворского Света; при
этом он не стеснялся поднимать на смех
рассказы иноков о молитвенных приемах и о
духовных озарениях.
Святитель Григорий, защищая учение о
Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные
мирской и тщетной мудростью и не внимающие
мужам, опытным в духовном учении, когда
слышат о Свете, осиявшем Господа на горе
Преображения и виденном Апостолами, думают
видеть в нем нечто чувственное и
сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом
на Фаворе ясно показал, что этот Свет не
сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16,
28)...
Везде присутствует Царь всяческих, и
везде Царство Его, так что пришествие
Царства Его не означает перехода его с
одного места на другое, но откровение его
силой Божественного Духа...
Свет Преображения Господня не рождается
и не исчезает и не подлежит
чувствовательной способности и, хотя он
был созерцаем телесными очами..., но
таинники (ученики) Господа на то время
перешли от плоти к духу, посредством
изменения чувств, произведенного в них
Духом...
Воссиял тот Неисповедимый Свет и
таинственно явлен Апостолам... в то время,
когда (Господь) молился; этим показано, что
родительницей этого блаженного видения
была молитва, что блистание происходило и
являлось от соединения ума с Богом, и что
оно подается всем тем, которые, при
постоянном упражнении в подвигах
добродетели и молитвы, устремляют ум свой к
Богу. Истинную красоту свойственно
созерцать только очищенным умом.
Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя
имел этот Свет. По этой причине Он и не имел
нужды в молитве для того, чтобы осиять
Божественным Светом Свою плоть, но только
показал, откуда этот Свет нисходит на
святых Божиих, и каким образом можно
созерцать его: ибо написано, что и святые «просветятся,
как солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело
проникнутые Божественным Светом узрят
Христа... Мы веруем, что Он явил в
Преображении не другой какой-либо свет, но
только тот, который был сокрыт у Него под
завесой плоти; этот же Свет был Свет
Божеского естества, поэтому и
Несотворенный, Божественный...»
Святой Григорий изложил свои доводы в
богословском труде «Триады в защиту святых
исихастов» (1338). К 1340 году афонские
подвижники с участием святителя составили
общий ответ на нападки Варлааматак
называемый «Святогорский томос».
На Константинопольском Соборе 1341 года в
храме Святой Софии произошел спор
святителя Григория Паламы с Варлаамом,
сосредоточившийся на природе Фаворского
Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения
святителя Григория Паламы о том, что Бог,
недоступный в Своей Сущности, являет Себя в
энергиях, как Фаворский Свет, которые
обращены к миру и доступны восприятию, но
являются не сотворенными.
Хотя учение Варлаама было осуждено как
ересь и сам он предан анафеме, споры между
паламитами и варлаамитами не закончились.
К числу вторых принадлежали ученик
Варлаама, болгарский монах Акиндин и
Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341–1347); к ним
склонялся и Андроник III Палеолог (1323–1341).
Акиндин выступил с рядом трактатов, в
которых объявлял святителя Григория и
афонских монахов виновниками церковных
смут. Святитель написал подробное
опровержение домыслов Акиндина. Но
несмотря на это Патриарх отлучил святителя
от Церкви (1344) и подверг темничному
заключению, которое продолжалось три года.
В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем
престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель
Григорий Палама был освобожден и возведен
в сан архиепископа Солунского. В 1351 году
Влахернский Собор торжественно
засвидетельствовал православность его
учения.
За три года до кончины он вернулся в
Солунь. Накануне его преставления ему
явился в видении святитель Иоанн Златоуст.
Со словами «В горняя! В горняя!» святитель
Григорий Палама мирно преставился к Богу 14
ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован
на Константинопольском Соборе при
Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который
написал житие и службу святителю.
Тропарь, глас 8:
Православию наставниче, святителем
украшение, Богословцем поборниче
непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню
великая похвале, проповедниче благодати,
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8.
Подобен: Взбранной:
Премудрости священный и Божественный
орган, Богословия светлую согласно трубу,
воспеваем тя, Григорие Богоглагольниче, но,
яко ум, Уму Первому предстояй, к Нему ум наш,
отче, настави, да зовем: радуйся,
проповедниче благодати.
к оглавлению