Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
ГЛАВА 21
ГИМН МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. ПЕСНЬ СВ. СИМЕОНА СОЛУНСКОГО. ПРИКРОВЕННОЕ СЛОВО О СЕЙ МОЛИТВЕ ЕП. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА. ВДОХНОВЕННЫЙ ГИМН ПРИЗЫВ СВ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО.
Многие св. Отцы много потрудились в славном делании
молитвы Иисусовой. Много потрудились и написать о сей дивной молитве.
Как она мала и как много о ней изречено сокровенного! Как она мала и как
много в ней великого! Как она проста и удобоизрекаема и как неизглаголанна!
Тайна действенности сей молитвы для нас НЕДОСТУПНА,
как недоступен Сам Бог, ею именуемый. В этой малой молитовке, как в малом
семени, сокрыта великая живительная благодать. И оправдалась на Отцах прикровенная
притча Господня о малом семени горчичном:
"Царство Небесное подобно зерну горчичному,
сказал Господь, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя
меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех
злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в
ветвях его" (Мф. 13, 31 32).
Посеяли Отцы сие семя малое и выросло оно в
великую и единственную в мире неподражаемую литературу святоотеческую, истинную
путеводительницу ко Спасению.
Посеяли Отцы сие семя малое и выросло оно и
принесло безсмертные плоды, Божественные, райские. Выросло сие семя в древо
Жизни, что посреди смертного мира в обители иноческие, в них же многие души
укрылись и вкусили от плода безсмертия.
Вырастет сие семя малое Царствия Божия, сия малая
молитовка, в Тайну великого радования "О Бозе Спасе" и во всякой душе, которая
неленостно потрудится посеять на поле своем сие малое семя. Мала она в форме
но вмещает Великого и Невместимого. Мала она в словах но велика в действенной
силе. Словеса ее исполнены непостижимой силы Божественной, как Сам Бог непостижим,
Имя Которого она носит в себе.
Словеса ее святы, ибо носят Имя Святого Бога:
а Имя его Свято есть. Тайну сию познала Пресвятая Дева (Лк. 1, 49). Словеса
сей молитовки спасительные для грешников, и носят Имя Единственного Спасителя
грешников. Сию тайну познали все грешники, которых она соделала святыми.
И сии Святые, познавшие тайну сей молитовки, пропели
о ней Божественные песни и гимны. И вот одна из многих песен, пропетая
св. Симеоном, архиепископом Солунским. Эта божественная
песнь звучит в таких речениях:
"Сия Божественная молитва, состоящая в призывании
Спасителя, есть следующая:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!
Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Подательница Духа Святого и
Божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение,
духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и
телес врачеватель, пища, божественного просвещения подательница, Милости Божией
источник, смиренным даровательница откровения тайн Божественных.
ЕДИНСТВЕННАЯ СПАСИТЕЛЬНИЦА, яко Имя Спасителя
нашего Бога в себе носящая Имя Иисуса Христа Сына Божия. "И несть иного имени
под небом, с кем же подобает спастися нам" (Деян. 4, 12).
Много изрекли Отцы о ней неудобь разумеваемого.
Много написали. Но речениями прикровенными, тайными, недоступными для разума
непросвещенного Благодатью Божией. Потому "мудрые и разумные" от книжного разума
богословского много изрекли о ней хулений и нелепостей невежественных.
И оставалась сия священная молитовка от дней древних
и до последних сокровенной жемчужиной, зарытой в поле, которую покупали только
Отцы, Великие Искатели Божией Красоты, покупали отречением и слезами, "умным
житием". Ибо только этой ценой она приобретается.
А для нас, не знающих отречения и имеющих "богатые
владения помыслов и вожделений" в сем мире, она была недоступна всегда как
и ныне. Владеющий сим невещественным богатством помыслами и вожделениями пока
не продаст их не отрешится не обретет сего сокровища.
Отрешение и покаянный плач это цена, коей обретается
"умная молитва". Сия Божественная и сокровенная Молитва всегда скрывается в
одиноких кельях Богомудрых иноков и в душах тайных искателей странников, отрешенных
и безприютных, нищих и многоскорбных; только в них она имела приют, только им
открывала свои тайны Царствия, только с ними делила свою богатую Тайную Вечерю
и всегда при закрытых дверях.
Таинство Богообщения совершалось втайне. В скорбях
и слезах, в объятиях креста, они вкушали из ее рук Жизнь и безсмертие.
И вот в последних временах Дух Святый благоволил
изречь о ней некое сокровенное слово Богомудрыми устами Святителя Игнатия Брянчанинова,
слово спасительное для нашей расслабленной веры и воли, чтобы мы нашим слабым
произволением, презрев свое "владенье", хотя бы немного потрудились в призывании
Святого Имени Божия Оно сильно спасти нас, как спасло Отцов. Ибо они спасались
призыванием Сего Имени.
Святитель Игнатий Брянчанинов, великий и весьма
опытный делатель сей молитвы, муж: благодатного разума, спрашивает: "В чем заключается
сила Молитвы Иисусовой?" И сам же отвечает такими словами: "Сила молитвы Иисусовой заключается в Божественном Имени Богочеловека,
Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Господь Иисус Христос есть единственное
средство нашего спасения и человеческое Имя Его заимствовало от Божества Его
неограниченную, всесвятую силу спасти нас".
Вот слово, исполненное благодати и истины о тайне
"умного делания", привлекающего и нас прибегнуть к сей "неограниченной всесвятой
силе, нас спасающей", заключающейся в сем Святом Имени Святого Бога.
И Богомудрый древний Отец великий Варсонофий,
говорит о том же, только иными словами:
"Нам немощным остается Только прибегать к Имени
Иисусову, Ибо страсти суть демоны И исходят от призывания Сего Имени".
И золотые уста церковные св. Златоуст говорит
о том же:
"Имя Иисуса Христа страшно для демонов, для душевных
страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя".
И св. Ерм, муж Апостольский, из глубокой древности
вещает нам:
"Имя Сына Божия велико и неизмеримо, И оно держит
весь мир. И никем другим не может быть спасен кроме Его великого и прославленного
Имени".
И св. Апостол Петр, познавший неограниченную великую
силу Имени Великого Бога, с Апостольской решительностью изрек перед всем неверным
миром:
"Нет другого Имени под небом данного человекам,
которым надлежало бы нам спастись". (Деян. 4, 12).
Познали Отцы эту истину, что в сем Имени спасение
и восприняли это Имя устами своими, И Оно ввело их внутрь в Царство Небесного
Бога.
Восприняли Отцы сердцем эту малую молитовку, о
дивном Имени Бога, и уплыли на ней, как на Великом Корабле, в дивный и необъятный
Океан Божественной Жизни и Любви.
Восприняли Отцы эту молитовку небесных звучаний
своим очищенным слухом и услышали:
"Среди гимнов небес, сие Имя чудес,
И Предивное, и Пречудное, и Преславное!
Превзошедшее звучанием славным
Херувимские хоры.
Потому все взоры святых
И дольних и Горних
С нежнейшей усладой взирают
На Лик тот чудесный земной и небесный
Что носит предивное Имя
И трепетным сердцем любя,
Немолчно Его величают".
Закончим эту главу святыми и горячими словами,
исполненными божественного вдохновения и любви к сему святому Имени, Святителя
Дмитрия Ростовского, который говорит:
"Почему не сделается для тебя сладким Пресвятое
Имя Господа Иисуса? Почему не разжжется и не распалится окаменелое сердце твое?
Почему предпочитаешь обольстительную, мрачную суету радостному пресладкому
взыванию ко Господу? Зачем предпочитаешь окаянную, расслабленную леность Усердному
и теплому восклицанию к Богу? Взывай, взывай, не ленись! Восклицай к Нему тщательно,
не чувствуя усталости Не давай сна очам твоим и зеницам дремания, Пока не обрящешь
Искомого и не получишь Желаемого И не соединишься с Присносущным Всегда, день
и ночь, непрестанно взывай к Богу, День и ночь устремляйся к
Богу, День и ночь взыскуй Бога Да обрящешь Его, да найдешь Искомого. Ища бо,
несомненно обрящешь, И просяй, без сомнения приимет, И толкущему отверзется,
сказал Господь".(Мф 7, 7 8)
Помни, что все святые имели великую ревность
и неутомимую любовь к Богу.
От сильной любви к Богу они даже забывали иногда:
в теле ли они? Ты же и малого не имеешь, чтобы мог сказать в день Суда! Гори
и распаляйся Божественной любовию, Чтобы это всегда было твоим утешением Все
речение и желание Твое направляй к Нему Да весь погрузишься в любовь к Нему
И пребудешь с Ним едино, никогда не разлучаясь. Старайся трезвиться и прилагай
всякий день усердие к усердию, да всегда восходишь к Нему желанием и любовию,
да всегда распаляешь к Нему сердце свое, где будешь весь в Боге и Бог в
тебе, да обрящешь тихое пристанище душе твоей,
и сподобишься вечных благ".
(Алфавит Духовн. стр. 240-242)
к оглавлению