Задание №1: |
А пока пусть каждый из вас ответит на вопрос (только двумя, максимум тремя предложениями): Что такое молитва? Почему важно самостоятельно отвечать на подобные вопросы? Потому, что вы занимаетесь своим спасением, покаянием, молитвой и другими деланиями и как то их сами для себя определяете. Иначе просто не возможно. Как можно молиться, не зная, что такое молитва? Каждый из вас имеет свой ответ для самого себя (пусть наивный, неправильный, неполный и т.п.). Поскольку в духовной жизни должно иметь о каждом духовном предмете правильное понятие и ведение, то полезно показать свое знание и в случае верности, утвердить его, а в случае ошибки поправить. Так постепенно вы выправите все свои неправильные понятия о духовной жизни и будете не только сами твердо знать их, но сможете и другим подсказать на пользу душ их. Пусть Сам Господь Своею благодатью поможет вам усвоить этот урок во спасение ваше.
|
|
Ученик: Ольга Хабарова, Торонто, Канада
|
Ответ от 31/01/03:
|
Молитва это живой разговор с Богом. Может совершаться посредством призывания Святых Божиих. Предстоя перед Ним с благоговением, нужно обращаться к Нему как к живому, как мы обращаемся к человеку, с детской простотой.
|
|
Комментарий отца Олега: |
Это все правильно и можно еще много говорить о молитве. Я же хочу услышать ответ не о молитве вообще, не о том как предстоять и перед Кем, а о том, что есть молитва такое сама по себе. Что это за состояние: МОЛИТВА? Правильный ответ может быть из собственного опыта или из опыта святых отцов.
|
Ответ от 01/02/03:
|
Молитва, если учесть что это состояние - неизреченный мир и тишина от помыслов. Святые отцы испытывали. Архимандрит Сафроний Сахаров описывал состояние молитвы: что душа, как бы осторожно изымается Богом, и находиться вне времени и вне пространства и при этом испытывает неизреченную радость и покой прибывания с Создателем."Уму тогда даются созерцания исключительные по глубине и объему.","...и дух восходит к созерцанию Вечного."
|
|
Комментарий отца Олега: |
Неизреченный мир сердечный и тишина помыслов это не молитва, а плод молитвы. То, что описал о.Софроний тоже не молитва. Это то, что сверх молитвы, предел молитвы, упразднение от молитвы. Молитвой это состояние названо потому, что молитва к нему приводит. Я же спрашиваю о собственно молитве, ее сущности и качестве, или иначе говоря, о молитве внутреннего человека. При ней обильно действует благодать, но и человек присутствует.
|
Ответ от 03/02/03:
|
Молитва - восхищение ума к Богу.
"Начало молитвы - помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина - когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец - восхищение ума к Богу". Святитель Игнатий (Брянчанинов).
"И иногда во весь день чем-нибудь занятый на один час посвящает себя молитве, - и внутренний его человек с великим услаждением восхищается в молитвенное состояние, в бесконечную глубину оного века, так что всецело устремляется туда парящий и восхищенный ум. На это время происходит в помыслах забвение о земном мудровании; потому что помыслы насыщены и пленены Божественным небесным, беспредельным, непостижимым, и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час человек молится и говорит: "о, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!"
Преподобный Макарий Египетский. "Духовные Беседы".
|
|
Комментарий отца Олега: |
Выписка из творений Владыки Игнатия Брянчанинова хороша. Но она определяет связь молитвы с помыслами. Выписка из преподобного Макария Великого великолепна. Она точно описывает, что есть молитва, но несколько пространно. Нам надо определить тоже, но короче и проще.
|
|