Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии,
и о созерцании
1. Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя в келии?
И сказал старец: совсем не иметь в келии и воспоминания о человеке.
2. Вопрос: Какое же делание полезно иметь в сердце?
Ответ: Сие есть совершенное делание монаха - внимать Богу неуклонно.
3. Вопрос: Как должен ум изгонять помысл?
Ответ: Не может он всецело сделать сего сам по себе, ибо не
имеет силы. Когда же помысл западет в душу, надлежит прибегать к Сотворившему
ее с молитвою, и Он расплавит помыслы, как воск, ибо Господь наш есть огнь
поядай.
4. Вопрос: Как же отцы скитские употребляли помысл ратоборствующий?
Ответ: И это есть делание великое и добродетельное, но трудное
и не для всех безопасное. Ибо когда войдет помысл в душу, и она, много
потрудившись, возможет изгнать его, другой помысл, войдя в душу, занимает
ее, и таким образом душа, противодействующая помыслам, никонда не может
быть свободна для созерцания Бога.
5. Вопрос: Каким способом помысл прибегает к Богу?
Ответ: Если придет к тебе помысл блуда, тотчас, отрешивши ум,
вознеси его горе со тщанием, не мешкая, ибо мешканье сопредельно с соизволением.
6. Вопрос: Если придет в душу помысл тщеславия, что все
совершил, ужели не полезно противодействовать помыслу?
Ответ: В то самое время, как ты противодействуешь ему, он более
тебя находит чем противоречит тебе, и таким образом дух не может удержать
его. Ибо оказывается, что человек как бы говорит: я сам по себе силен к
тому, чтобы бороться со стастьми. Как имеющий духовного отца, всю заботу
о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всем, и не подлежит осуждению
от Бога, так и предавший себя Богу совсем уже не имеет нужды заботиться
о помыслах, отвергая ли их, или оставляя им место войти в душу. Если и
войдет помысл, вознеси его горе к Отцу твоему и скажи: мне дела нет, вот
Отец мой, - он знает. И когда будешь ты еще возносить его, среди пути он,
оставив тебя, отбежит. Выше и безпечальнее такого делания нет ничего в
Церкви.
7. Вопрос: Как же скитяне угодили Богу ратоборствующим
помыслом?
Ответ: Поелику они делали от простоты и страха божия, ради сего
Бог и помогал им, и впоследствии приходило к ним делание созерцания, по
изволению Божию, ради великих трудов и их любви к Богу.
8. Вопрос: Как может таковый внимать созерцанию?
Ответ: Писание показало, как. ибо Даниил созерцал Его, как Ветхаго
деньми, Иезекииль на колеснице херувимской, Исаия на престоле высоком и
превознесенном, Моисей Невидимаго терпяше, яко видя (Евр. 11, 27).
9. Вопрос: Как может ум видеть то, чего никогда не видел?
Ответ: Царя ли никогда не видал сидящего на престоле, хотя на
иконах?
10. Вопрос: Полезно ли для ума описывать Божество?
Ответ: Лучше описывать Божество, чем иметь сложение к нечистым
помыслам.
11. Вопрос: Не сочтется ли это за грех?
Ответ: Держись того, что видели пророки исторически, и совершенное
само придет, как сказал Апостол: "видим пока в зеркале и в гадании, а тогда
увидим лицем к лицу."
12. Вопрос: Не произведет ли сие изступления мыслей?
Ответ: Если кто поистине подвизается, не потерпит никакого вреда.
Некто сказал, что совершал сие в течение всей седмицы, не вспоминая памятью
человеческой. Говорил же мне, что был он в пути и видел двух ангелов шедших
с ним, по ту и другую сторону, и не обратил на них внимания, поелику написано,
что ни ангелы, ни силы не могут отлучить нас от любви Христовой. Итак всегда
может ум созерцать, и даже, когда бывает одолеваем помыслами и не замедлит
прибегнуть к Богу, не лишается божественного созерцания. Говорю же, что
если помысл усовершится в сем, удобно созерцает он и не скоро подвигается
с горнего. Ибо как осужденный, содержащийся под стражей во тьме, когда
будет освобожден и увидит свет, уже не захочет воспоминать о тьме, так
и помысл, когда начнет видеть умный свет. Ибо сказал некто из святых: когда
я, желая испытать помысл мой, пойдет ли он в мире, разрешил его, он остановился
на одном месте, никуда не движась. Ибо он видел, что если пойдет он кружиться,
я могу укротить его; и я опять возвел его горе. Таковое делание совершает
безмолвие с молитвою. Сказал еще, что постоянная молитва скоро приводит
ум к совершенству.
13. Вопрос: Как можно всегда молиться, ибо тело немощно
для службы?
Ответ: Не одно то, чтобы стоять во время молитвы, называется
молитвою; но чтобы всегда, ешь ли, пьешь ли, работаешь ли, не отставать
от молитвы. Посему и сказал Апостол: "всякою молитвою и молением." Ибо
когда не отвлекаешься беседуя с кем-либо, молись сам в себе молитвою.
14. Вопрос: Какою молитвою надлежит молиться монаху?
Ответ: "Отче наш, Иже еси на небесех."
15. Вопрос: Какую меру полезно иметь для молитвы?
Ответ: Мера не показана. Ибо сказать: всегда и неотложно, не
есть мера, ибо если монах тогда только молится, когда становится на молитву,
таковой совсем не молится. Ибо великий авва говорил и учил: когда я был
в Ските, пришел к одному пребывающему там, и он только приветствовал меня,
и когда ничего не отвечал мне, то сидя я занимался созерцанием, равно и
он плетя веревку. И в конце дня около девятого часа говорит мне: брат,
как обрел ты сие делание? Я же сказал, что мы от юности научены сему от
отцев наших. А ты как обрел его? И сказал старец скитянин: "этого учения
я не получал от отцев моих, но как видишь меня, так и провожу все время
мое, - немного рукоделия, немного размышления, немного молитвы и по силе
очищение помыслов, и таким образом созерцание пришло ко мне, так что я
не замечал, и совсем не знал, что некоторые имеют такое делание." Я говорю
ему: поистине, авва, так обрели путь сей великие отцы и так получили дарование
сего созерцания. ибо великий Антоний так делать научен был ангелом. Сказал
же он, что надлежит таковому на всех людей смотреть, как на одного и удерживаться
от оглаголания.
16. Вопрос: Если от монаха необходимо требуется такая
молитва, как может он сохранить ее среди людей?
Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог требует
от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до малой иглы, ибо
и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении о небесном и о плаче.
к оглавлению