Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
— ОБЛИЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЕРЕСИ "НЕО – ХИЛИАЗМА".
"И увидел я новое небо и новую землю"
(Апок. 21, 1-7). |
Такими словами, взятыми из Апокалипсиса, начал св. праведный о. Иоанн Кронштадтский свою чрезвычайно-знаменательную последнюю новогоднюю проповедь. В этой своей проповеди, явившейся как бы завещанием нам, поскольку она произнесена им незадолго до его блаженной кончины, он живо начертал картину страшного нравственного растления современного мiра и высказал мнение, что этот мiр «близится к своему концу», что уже «наступили последния времена».
В этой своей проповеди, как и во многих других проповедях и отдельных мыслях и изречениях «Моей Жизни во Христе», св. Иоанн выступает ярким обличителем страшной ереси современности, в корне подтачивающей православно-христианское учение о спасении. Эта ересь в наше время так широко распространилась и, вместе с тем, так искусно сумела скрыть свое губительное еретическое существо, что ее ныне исповедуют весьма многие даже из принадлежащих к нашей Православной Церкви, не исключая и духовных лиц, занимающих притом иной раз и высокое иерархическое положение.
Что же это за ересь?
Ересь эта, в сущности, не представляет собою чего-то совершенно нового: она есть всего лишь своеобразное преломление, или проявление в современных условиях, в современной обстановке жизни, некогда осужденной Вторым Вселенским Собором ереси так называемого «хилиазма», или ложного учения о тысячелетнем Царстве Христовом на земле.
Мы называем ее поэтому «нео - хилиазмом».
Это — вера в грядущий прогресс человечества на земле, или — в «устроение Царствия Божия на земле», как выражаются те, которые считают себя принадлежащими к Церкви Христовой, якобы призванной, по их убеждению, здесь на земле еще, осуществить для людей райское житие — полное благополучие, мир и благоденствие.
Приверженцы этой ереси совершенно игнорируют многочисленные и весьма категорически-звучащие места Священного Писания, которые ясно говорят, что совершенного осуществления христианских идеалов на теперешней нашей земле никогда не будет, что ждать человечеству полного благополучия и благоденствия здесь безсмысленно и нелепо, а что наоборот — жизнь людей постепенно, с течением времени, будет все дальше и дальше отходить от истинной веры и заветов христианства, что любовь христианская, эта единственная основа прочного благополучия, будет все более и более оскудевать в людях и что, наконец, история человечества завершится страшнейшими потрясениями, каких «не было от начала мiра» и ужасающей катастрофой, в результате коей самая эта земля будет уничтожена огнем, а, вместо теперешнего видимого неба и теперешней грешной земли, явится «новое небо» и «новая земля», на которых будет «жить правда». (2 Петр. 3, 3-14).
Ведь все это — «Альфа и Омега» истинно-христианского учения, так ясно-выраженного в словах Самого Господа Иисуса Христа и посланиях Его Святых Апостолов — как же не признавать этого?!
Но свойство этой современной ереси «нео-хилиазма» таково, что она совершенно ослепляет духовные очи и заставляет человека спорить, возражая против очевидности. Этим-то «нео-хилиазм» и особенно губителен, что духовно ослепляя человека, даже считающего себя христианином, он в корне извращает все православное христианское мiровоззрение. Заставляя своих адептов забыть об аскетической сущности христианства, непримиримого, по самой природе своей, ко злу и греху, эта современная ересь учит примиряться со всей современной жизнью мiра, более чем когда-либо прежде «во зле лежащего» (1 Иоан. 5, 19), идти на всякого рода компромиссы и сговоры с грехом и даже явным Богоотступничеством, под громкими лозунгами «христианской любви» и «всепрощения».
Как ни трудно это видеть, вернопреданными последователями «нео-хилиазма» являются все современные «модернисты» и «реформаторы» Христианства и Православия, стремящиеся оправдать грех и беззакония и примирить евангельское учение с современной утопающей во грехах жизнью мiра, под какими бы то предлогами и по каким бы мотивам это ни делалось. Сюда надо отнести и так называемое «живоцерковничество», и «обновленчество», и «сергианство», и советскую «московскую патриархию», и так называемый «экуменизм», и новую политику Ватикана с его «вселенским собором», готовым все переделать на новый лад, в угоду «современности», вплоть до перередактирования самого Евангелия (как иначе назвать его постановление о невиновности евреев в распятии Христа?).
Эта подтачивающая, как червь, исконное подлинно-христианское мiровоззрение нео-хилиастическая ересь ставит себе задачей отвлечь мысли современных христиан от неба, от будущей вечной жизни и приковать их к земле. Поэтому для последователей нео-хилиазма ненавистно и нестерпимо напоминание о происходящем в мiре процессе отступления, о явлении антихриста, о Втором Пришествии Христове, о кончине мiра, о Страшном Суде и о вечных адских муках, ожидающих нераскаянных грешников.
Ничего этого они не хотели бы слышать, ибо это мешает им жить. По их собственному признанию, это их приводит в уныние, «подсекает им крылья», парализует энергию и волю к жизни и деятельности. Понимая христианскую деятельность чисто-внешним образом, как работу, направленную на «устроение Царства Божия на земле», они не представляют себе, как можно трудиться иначе, да «и вообще зачем над чем-то трудиться, если скоро всему придет конец».
Нетрудно видеть, как подобные мысли и чувства в корне противны Евангелию. Разве не завещал нам Господь ожидать Его Второго Пришествия и быть всегда готовыми к сретению Его?
«Бодрствуйте», неоднократно поучал Он Своих учеников: «потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что еслибы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24, 42-44).
«И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака», так еще учил Он: «дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин пришед найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им... Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук. 12, 36-40).
А вот и грозное предостережение тем, которые не хотят думать о Втором Пришествии Христовом и готовиться к нему, как современные «модернисты»-«нео-хилиасты»:... «Если же раб тот скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой» (а ведь именно так говорят они: что Второе Пришествие Христово будет «не скоро»!), и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться (это, между прочим, для многих из них — самое милое их сердцу занятие, почему они и проэктируют отменить посты!), то придет господин раба того в день, в который он не ожидает (вот почему и надо ожидать этого всегда, а не отклонять от себя мысль о Втором Пришествии Христовом!), и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук. 12, 45-46).
Неужели этих слов Христовых недостаточно? или они не ясны и не убедительны?
Вот почему правильное православно-христианское мiровоззрение требует всегдашней мысли о близости Второго Пришествия Христова и постоянной подготовки себя к нему.
Сам Господь ведь не напрасно дал нам ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, причем сказал: «Итак, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Матф. 24, 33). И даже строго укорил не желающих внимать знамениям времен: «Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лук. 12, 56).
Апостольские Писания к этому добавляют, что мы не просто должны готовиться к этому великому дню «святою жизнью» и «благочестием», но и «ожидать и желать пришествия дня Божия, в который воспламененныя небеса разрушатся и разгоревшияся стихии растают», и это, конечно, потому, что нынешняя наша земля, исполненная зол и беззаконий, тогда уничтожится, а явится «новое небо» и «новая земля», на которых «будет обитать правда» (2 Петр. 3, 10-13).
Вот потому-то и весь цикл наших боговдохновенных священных книг, именуемый Библией, заканчивается знаменательной молитвой возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова, выражающей собою самое заветное чаяние каждого истинного христианина:
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20).
Не хотят так молиться и даже думать об этом только современные еретики — «нео-хилиасты», ибо все мысли и чувства их здесь, на этой грешной земле, существование которой они хотели бы продлить как можно дольше, устроив на ней мнимое «Царство Божие», прямо вопреки учению Слова Божия.
А ведь наша Св. Православная Церковь учит нас, каждый день, возстав от сна, начинать его мыслью о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде. Для этого на ежедневных утренних молитвах и установлено ею читать многознаменательные слова: «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!», а далее в 5-й утренней молитве: «Даруй нам бодренным сердцем, и трезвенною мыслию, всю настоящаго жития нощь преити, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его...»
Вот оно — правильное православно-христианское мiровоззрение!
Для истинного христианина здешняя временная земная жизнь есть только «ночь», а все мысли и чувства его должны быть устремлены к ожидаемому им «светлому дню», когда «Судия всех приидет».
Потому-то и первое богослужебное чинопоследование суточного круга, называемое «полунощницей», центральным пунктом своим имеет столь же знаменательные тропари: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща...» и «День он страшный помышляющи, душе моя, побди, вжигающи свещу твою»...
Но что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви, (кроме верховодов и заправил этой ереси, конечно, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царствия Божия на земле, а — в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда древних Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле, полного изобилия и благополучия, под громким названием «Царства Божия», будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе никто иной, как Антихрист.
Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики — «нео-хилиасты»!
Неужели в нынешнее время это может быть кому-то еще не ясно?.
Не случайно поэтому наша Русская Зарубежная Церковь в переживаемые нами столь судьбоносные дни взяла на себя дерзание — прославить нашего великого всероссийского, паче же всемiрного светильника, Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Какую яркую картину всеобщего повального отступления и несомненной близости кончины мiра и Второго Пришествия Христова нарисовал он в своей последней новогодней проповеди!
«Посмотрите, как мip близится к концу», говорит он в ней; «смотрите, что творится в мiре: всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мiре вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод; повсюду угрозы смертью, повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности; повсюду потеря стремлений к высоким духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мiр потерял веру в безсмертие души и вечные ея идеалы, или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: «будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти, и обогащению хищническим способом; огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мiр окончательно растлел и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез всемiрный потоп. Наступили последния времена»... и дальше о. Иоанн изображает картину этих времен словами св. Апостола Петра (2 Петр. 3. 3-18).
Эту свою замечательную проповедь св. праведный Иоанн заключает предостережением того же св. Апостола Петра, направленным как будто прямо против современных еретиков — «нео-хилиастов»:
«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения», то есть от истинного христианского учения, которое эти еретики хотят ниспровергнуть своим пагубным лже-учением о мнимом «Царствии Божием на земле» (2 Петр. 3, 17).
Имеющий уши слышати, да слышит!
к оглавлению