Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО —
ПРАЗДНИК БОЖЕСТВЕННОГО СМИРЕНИЯ.
«Се, иду… еже сотворити волю Твою, Боже!» — так изрек в Предвечном Совете Божием Единородный Сын Божий, Слово Божие, Бог-Еммануил (Псалом 39, 7-9; Евр. 10, 5-9).
Ибо «не терпел» Вседержитель-Господь, «милосердия ради милости Своея, зрети от диавола мучима рода человеча», а потому, как благодарно взывает Ему Церковь, «пришел еси, и спасл еси нас» (Молитва на Великое Освящение воды).
И вот совершилась «велия благочестия тайна — Бог явися во плоти» (1 Тимоф. 3, 16).
«Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Иоан. 1, 14).
Как же, при каких обстоятельствах, произошло это великое и дивное событие?
Не в роскошных царских чертогах, не в пышности, богатстве и знатности явился на земле Вочеловечившийся Сын Божий, а в убогом вертепе и, вместо детской колыбели, положен был в яслях. Всю жизнь Свою на земле Он провел, «не имя, где главы подклонити» (Матф. 8, 20). И преследуемый постоянной злобой книжников и фарисеев, Он, оставленный даже Своими ближайшими учениками, был предан позорной смерти, будучи пригвожден ко кресту.
Он «Себе умалил», как учит св. Апостол: «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Филип. 2, 7-8).
Уже самое вочеловечение и пришествие в мiр Воплотившегося Сына Божия, как мы видим, было запечатлено глубочайшим смирением, какое только можно себе представить.
Ибо «Что хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен?.. в нихже просия Божества Твоего богатство».., как умиленно поет св. Церковь в день Рождества Христова (Vпакои по 3-й песни канона).
Вот почему великий подвижник первых веков христианства преп. Исаак Сирианин характеризуя смирение, как высочайшую христианскую добродетель, так выразительно и образно о ней говорит:
«Смиренномудрие есть риза Божества, в которую облеклось Вочеловечившееся Слово и чрез него беседовало с нами» (Слово 53).
Поэтому Рождество Христово и есть праздник Божественного смирения, который и всех нас учит прежде всего смирению, как главной христианской добродетели, без которой невозможно спастись.
Прекрасно говорит об этом только что прославленный нами наш великий всероссийский праведник св. о. Иоанн Кронштадтский в своем вдохновенном слове на Рождество Христово, произнесенном в 1906 году:
«Размыслим о благости, правде и премудрости Божией, проявившихся в тайне воплощения Божия. «Великая тайна благочестия: Бог явися во плоти». В чем тайна? Именно в том, что Бог явился во плоти, Себя умалил, принял образ раба, быв в подобии человека и по всему став человеком, смирил Себя, послушлив быв (Отцу) даже до смерти и смерти крестной» (Филип. 2, 7-8). Видишь спасительную тайну: безначальный, безконечный, всесильный Бог и Творец, для твоего спасения, для исцеления твоей гордости, неверия, непослушания, лукавства Себя умалил, чтобы тебя научить высокотворному смирению, чтобы тебя научить кротости, послушанию, терпению, незлобию, милосердию и состраданию. Видишь, как Он учит тебя собственным примером, и не только учит, но и все силы Божественныя готов подать тебе, чтобы ты совершенно изменился к лучшему и возвратил себе все драгоценныя черты образа Божия: простоту и незлобие детское, кротость, смирение и послушание, твердую и непоколебимую веру в Бога и его дела, чтобы ты оставил лукавое неверие, кичение, превозношение, шатание мысли, самоволие, хищение, убийства. Посмотри, что ныне творится вокруг нас, на кого стал похож человек, именующийся христианином? Не на лютаго ли зверя, терзающаго и пожирающаго жертву свою?»
Что сказал бы св. праведный Иоанн Кронштадтский в наши дни, если бы видел страшную непреклонную самопревозносящуюся гордыню современных людей, в том числе и считающих еще себя «христианами» и даже — «христианами православными»?! — Людей, нисколько не желающих смириться в кротости, незлобии, милосердии и сострадании не только друг перед другом, но и перед самим Богом, перед Богооткровенным учением Слова Божия, перед голосом Святой Церкви, перед ее священными канонами и спасительными установлениями?
Ведь нет выше, страшнее и губительнее гордыни, как самого себя считать высшим авторитетом, особенно в делах веры и Церкви, и отметая правила и постановления Церкви, самому писать для нее свои собственные законы!
Не может быть хуже и зловреднее того умонастроения, в силу которого святую нашу веру и Церковь стремятся поставить в какое-то подчиненное положение по отношению к мiру сему, во зле лежащему (1 Иоан, 5, 19), или сделать Церковь орудием своих страстей, использовать ее в своих собственных выгодах, для достижения своих личных эгоистических целей, и авторитетом Церкви стараться прикрывать сведение личных счетов со своими врагами и противниками.
А ведь это все так распространено теперь!
С тем большей силою должен звучать для нас пламенный призыв к смирению в последней рождественской проповеди св. праведного отца нашего Иоанна, сказанной им в 1907 году:
«Цари земные, окруженные блеском вашего сана, приидите мысленно в Вифлеем, наклоните свои венценосныя главы к этим яслям, в коих возлежит истинный и вечный Царь царей, и сложите ваши венцы к подножию их, смиритесь и признайте, что и вы сложены из праха и в прах обратитесь, и исповедуйте перед Ним, смиренным Младенцем, чти от Него вам дана держава и власть над народами, что вы — Его помощники, и Им держатся ваши престолы, что без веры в Него, вы и престолы ваши — трости, ветром колеблемыя; что без веры в Него и правители ваши — расщепившиеся рожны, на которые нельзя опереться вам».
Вот — единственная основа настоящего правильного монархического мiросозерцания, которой многие в наше время не хотят знать совсем, кощунственно ставя Царя и самый монархический принцип над верою и Церковью. Это же есть и единственно-надежное и прочное моральное основание для всякой власти вообще, без коего эта власть будет не законной, Богопоставленной властью, «властью от Бога», а простым узурпаторством, от которого нельзя ожидать никакого подлинного добра.
Свой горячий призыв к смирению св. Иоанн простирает затем и дальше — ко всем тем людям, которые, в силу своего звания и занимаемого ими высокого положения, могут пользоваться уважением и авторитетом и оказывать большое влияние на человеческое общество.
«Ученые мiра сего», взывает он: «разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства, и во всяких других, вы — учащие и учащиеся, особенно в высших учебных заведениях, но для Бога самых последних и отверженных по духу мятежа и непокорности властям (св. Иоанн имеет здесь в виду постоянные студенческие безпорядки, происходившие у нас тогда), — посылаю и вас к яслям Вифлеемским: отбросьте вашу гордость пред вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным Учителем, и смиритесь пред Тем, Кто принес на землю мир от Отца Небеснаго и благоволение человекам, Кто повиновался земному кесарю. Не забудьте, что Он говорил о мятежных гордецах, что Он есть «Камень, на который кто упадет, разобьется, а на кого он упадет, раздавит его» (Матф. 21, 44).
И надо хорошо знать и помнить! Истинное смирение не есть, как некоторые ложно думают, какая-то слабость, малодушие или человекоугодничество (последнее особенно резко осуждается Словом Божиим, как измена Богу, о чем см., напр., Галат. 1, 10; Иерем. 17, 5). Давший нам такой высокий пример смирения Господь Иисус Христос и говоривший: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 29), решительно и грозно обличал пороки людские, а в особенности, злейший из них — лицемерие книжников и фарисеев иудейских, в котором наиболее ярко проявляла себя губительная бесовская гордыня, возведшая, в конце концов, на крест Самого Сына Божия. И потому подражавший Ему, как Пастыреначальнику, сам исполненный духа кротости и смирения, наш великий всероссийский пастырь, чуждый и тени какого-либо человекоугодничества, по долгу пастырского служения своего, не боялся открыто и сильно обличать великих и славных мiра сего.
Но горе тем неисправимым гордецам, которые, не имея на то никакого права, сами себя делают судиями над другими людьми, в том числе и над самими пастырями Церкви (что так часто теперь встречается!), вынося им строжайшее осуждение, зачастую в том, чего они сами не знают и не понимают, являясь совершенными невеждами во всем, что касается нашей святой веры и Церкви, и по духу своему будучи далеки от Церкви и чужды истинного евангельского учения и настоящего православного церковного самосознания.
Ибо «горе» тем, которые «мудри в себе самих и пред собою разумни» («мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»), как провозвещал это Именем Божиим св. Пророк еще в Ветхом Завете (Ис. 5, 21).
Вот от этой-то безбрежной гордыни, угождающей и служащей лишь своим собственным греховным страстям — самолюбию, честолюбию, властолюбию, сластолюбию и корыстолюбию, хотя бы и замаскировывалась она (эта гордыня) всевозможными благовидными лозунгами и даже облекалась в личину мнимого смирения (ибо и это теперь сплошь и рядом бывает!), и страдает так тяжко современный мiр, быстро катясь к своему концу, о котором предречено в Писании.
Для таких, не имеющих в себе духа Христова смирения, нет и не может быть настоящей радости в празднике Рождества Христова — как будто и не родился для них Христос, — и этот праздник становится для них обыкновенным традиционным «сезонным» праздником, без всякого внутреннего содержания, как мы это уже и видим повсюду в современной обездуховленной жизни.
И только для тех, кто смиренно принимает учение истинной Христовой Церкви и добровольно берет на себя благое иго послушания ей, всячески подавляя и искореняя в себе проявления самостной гордыни, нынешний праздник есть подлинно день великой радости: светло и радостно отзываются в их сердцах слова исполненного ликования рождественского песнопения:
«Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся!..»
к оглавлению