Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
„Приидите, вси языцы,
благословенному Древу поклонимся…”
Всемiрное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — так именуется великий праздник, который мы, православные христиане, чествуем 14-го сентября по нашему православному календарю.
Но не только христиане, а и «вси языцы», то есть все народы призываются к поклонению благословенному древу Креста Господня.
Почему же «все народы»? Что это? Фанатизм какой-то, как скажут современные умники, усиленно пропагандирующие сейчас равноправие всех религий.
Нет! Не причем тут «фанатизм». Это — всего лишь живая вера в то, что Сын Божий Единородный, распявшись на кресте за нас, «искупил ны от клятвы законныя» — «избавил праотца нашего Адама от первородный клятвы» и тем спас происшедший от Адама весь род человеческий от греха, проклятия и смерти.
Разве не чувствуют не уверовавшие всем сердцем во Христа-Спасителя люди, как мучительно тяготеет над нами это тяжкое-претяжкое иго греха, проклятия и смерти?!
Сколько страшного, чудовищного порою, зла в мiре только оттого, что не все люди на земле стали истинными христианами, а особенно еще от того, что многие, приняв на себя имя «христиан», лицемерно носят это имя, отнюдь не являясь христианами на самом деле!
Сын Божий Единородный воплотился – Христос пришел на землю — для того, чтобы Своею смертью на кресте искупить все человечество — всех людей, а не только какую-то малую часть из них, предоставляя остальным погибать.
Христианство, конечно, Христианство Истинное, предназначено Самим Творцом и Промыслителем нашим Богом для того, чтобы заменить собою все религии, бывшие до него, как единая Истинная, Богооткровенная Религия Креста.
Как же можно, после этого, считать нормальным существование наравне с христианством других религий? Как можно говорить, что «Бог у всех Один»? Что же? разве Бог разделился? — Одним послал Христа, а другим нет?
Абсурдность таких суждений, столь ныне модных, совершенно очевидна. И все же многие их повторяют, несмотря ни на что.
Отчего это?
Все эти многочисленные разные «веры» и признание их равноправия и якобы одинаковой ценности есть не что иное, как результат скрытого богоборчества, следующего древне-римскому принципу: "Divide et impera!" — «разделяй и властвуй!» Гораздо легче победить истинную веру в Бога, искусственно раздробив ее на части — на множество разных «вер», что мы сейчас и видим на земле, хотя, по здравой логике, все должны были бы быть теперь христианами и, притом, — христианами истинными.
Величайшим знамением и символом истинной христианской веры, как орудия, которым совершено наше спасение — наше искупление от греха, проклятия и смерти — является Честный и Животворящей Крест Господень. Таковым он был от начала христианства, таковым и останется до скончания века.
Вот почему идет такая борьба против него, свидетелями которой мы являемся особенно в самое последнее время, когда эта борьба стала достигать своего наивысшего напряжения.
В самом деле. Где мы сейчас, даже в так называемых «христианских странах», увидим изображение Честного и Животворящего Креста Господня?
Увы! Наше победное знамение — Крест Христов заменен сейчас всевозможными иными символами и эмблемами, которые всюду и на каждом шагу попадаются нам на глаза. Лишь на очень немногих зданиях, да и то далеко не на всех, именующих себя «христианскими храмами», найдем мы изображение креста — да и то изображается он теперь иной раз так, что его сразу и не заметишь.
Уже в катакомбах первых христиан находим мы символические изображения креста и распятого на нем Христа, а современные «христиане» зачастую стыдятся креста Господня и даже гнушаются им. Нынешние места погребения усопших весьма часто уже не увенчиваются крестами, а в некоторых странах кладбищенские управления, под разными предлогами, даже прямо запрещают ставить на могилах изображения креста. Крест, видите ли, «мешает» стричь траву и держать кладбище в чистоте и порядке!..
Знаем мы отлично, кому это «мешает» крест Господень и чем мешает!
Но как это ни странно, против креста нередко выступают теперь люди, даже именующие себя «христианами», которые кощунственно называют крест «виселицей», как бы совершенно забывая, что «на кресте Господь пригвоздил рукописание грехов наших» (Кол. 2, 14), и что поэтому крест для нас не есть более орудие страшной позорной казни, каким он был в древности, а — «сущия радости знамение» — знамение нашего спасения, нашего искупления, а потому и должно быть нами не презираемо, а любимо, чтимо и достопоклоняемо, как величайшая святыня наша.
Сколь ни прискорбна эта хула на крестное знамение со стороны людей, считающих себя «христианами», наше внимание не может не привлекать особенно-примечательное явление нашего времени: крест теперь часто изображается там, где ему совсем не место, — где он может подвергаться поруганию, попранию ногами — на полу, на коврах, на тротуарах.
Например, в одном огромном «христианском» храме крест изображен на мраморном полу — так, что все, входящие в этот храм, ходят по нему, попирают его своими ногами.
И это далеко не единичный случай, хотя 73-е правило Шестого Вселенского Собора повелевает отлучать от Церкви тех, которые начертывают крест на земле.
Но вот еще более показательный случай. Одна православно-христианская семья приобрела себе дом. Когда с пола был поднят большой ковер, чтобы отдать его в чистку, снизу под ним, у самого порога комнаты, оказалось изображение распятия, которое прежние жильцы дома, как очевидно, всегда попирали ногами, входя и выходя из комнаты.
Что же это такое? Ведь не простая же случайность?!
Вот дух времени: или изображения креста совсем почти не увидишь или оно помещается там, где его можно безчестить, топтать своими ногами.
Не должно ли быть совершено ясно нам, христианам, кто внушает эту борьбу против креста Господня, кто вдохновляет современных людей на нее?
Конечно, это — тот, против которого крест является сильнейшим, могущественнейшим оружием, кто трепещет креста, как своей погибели, как поет об этом св. Церковь в своих песнопениях: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его»...
Это — враг Божий и враг человеческого спасения диавол и все его приспешники, творящие волю его, сознательно или безсознательно ведущие борьбу с Богом и со Христом Его и со всеми истинными христианами.
Наглый, почти неприкрытый сатанизм уже готов торжествовать победу в современном мiре, более, чем когда-либо в прошлом, во зле лежащем.
И вот почему столь многим сейчас так ненавистен крест Господень — знамение нашего спасения.
Но страшнее всего положение тех, которые участвуют в борьбе против креста Господня безсознательно, сами себе не отдавая отчета в том, что они делают, с кем в союз вступают. Под предлогом мнимого «добра», они становятся послушными орудиями мiрового сатанинского зла. О, какая трезвенная бдительность необходима нам в нынешнее лукавое злокозненное время, когда добро и зло так перемешаны, так переплетены одно с другим, что часто и самым честным людям бывает трудно разобраться, да где же подлинное добро, а где зло?
Более всего и опасно в этом отношении лукавство, ставшее теперь самым обычным и даже многими похваляемым явлением. Отвыкший от искренности лукавый человек скоро теряет ощущение разницы между добром и злом, и весьма охотно, когда это ему кажется выгодным, зло признает добром, а добро — злом. Привыкший постоянно лукавить естественно и сам, в конце концов, попадает в сети «лукавого». Верить такому человеку нельзя, ибо на словах он — один, а на деле, в деяниях своих и поступках — совсем другой.
Какой подлинный ужас, когда в сети такого лукавства попадают служители Правды Божией — христианские священнослужители!
А как назвать дружественное общение и взаимное сотрудничество таких священнослужителей с явными или тайными (это — все равно!) врагами креста Христова?! О! Они всегда находят для себя благовидные предлоги. Но на самом деле — это не более, как лукавство.
Что же это такое, в действительности?
Конечно, не что иное, как Иудино предательство!
Вот это-то и есть исполнение воочию на наших глазах сделанного еще сто лет тому назад предречения нашего великого российского святителя Епископа Игнатия (Брянчанинова): «соль обуевает!»
Не одними словами (которые могут быть фальшивыми и неискренними!), но и самым делом должны мы доказать свою верность кресту Христову. И прежде всего показать открыто и безбоязненно, что с врагами креста Христова — нам не по пути. Никакого общения и «братания» с ними быть у нас, христиан, не может.
Не забудем никогда, что, по словам Самого Господа, перед Вторым Пришествием, «явится знамение Сына Человеческаго на небеси», то есть Честный Крест Господень, «и тогда восплачутся вся колена земная» (Матф. 24, 30), а особенно те, которые распяли Его, увидев, как они страшно заблуждались и какую погибель себе этим уготовали.
«Муж двоедушен (человек с двоящимися мыслями), неустроен во всех путех своих» (Иаков. 1, 8), а потому в нынешнее предательское, лукавое время покажем особенную всецелую преданность и верность Распятому на кресте за нас нашему Господу и Спасителю и да будет Его Честный крест величайшей святыней для нас, не только на словах, но и на деле!
к оглавлению