Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
«Се творю всё новое»
(Откр. 21, 5).
Так изрек «Сидящей на престоле», как об этом повествует нам в Апокалипсисе Тайновидец — возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, сподобившийся великих и дивных видений от Бога, среди которых дано было ему видеть «новое небо и новую землю», после того, как «прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21, 3). И узрел он «святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба», и услышал «громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними: они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 2-4).
Не ясно ли, что здесь идет речь о новотворении Богом мiра, после того, как грех, исказивший и изуродовавший первоначальное прекрасное Божие творение, будет окончательно побежден и низвержен вместе с родоначальником греха диаволом и всеми его служителями, о чем так сильно и ярко повествует нам Апокалипсис в последних своих главах (17, 18, 19 и 20 гл.)?
Сущность христианства и состоит именно в этом новотворении: новотворении пораженной ядом греха души человеческой, а с нею и всего остального мiра, на который также легла печать этого греха.
Но сколь велико лукавство диавола и предавших себя ему служителей его! Даже все то, что так ясно заповедано Господом в Его Божественном Евангелии, он стремится перетолковать, переиначить на свой лад, лишь бы только не допустить этого новотворения, а еще больше погрузить человека в бездну греха, откуда уже не будет выхода!
«Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17) — так учит нас Слово Божие, то есть кто хочет быть христианином, тот должен переродиться, стать совершенно новым человеком. Об этом постоянно учил Сам Господь наш Иисус Христос, столь решительно сказавший иудейскому законоучителю Никодиму, пришедшему к Нему ночью: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3, 3), а дальше поясняет, как это «родиться свыше» — «водою и духом» (Иоан. 3, 5), то есть через таинство крещения и прочие таинства, подающие благодать Святаго Духа, которая и перерождает человека.
Сказано совершенно ясно и понятно. Но вот в последнее время появились люди, и даже среди священнослужителей и некоторых иерархов Православной Церкви, которые стали учить, что не себя мы должны обновлять с помощью благодати Святого Духа, а Церковь нашу, которая якобы устарела, «отстала» от времени, противится общему «прогрессу», которым все вперед и вперед идет человечество (!?), будто бы здесь на земле.
Так появились у нас в Русской Церкви «обновленцы» и во всем православном мipе — «модернисты», поставившие себе главной задачей не себя самих обновлять, чтобы стать «новою тварью во Христе», а модернизировать Церковь нашу, чтобы она не отставала от «духа времени», а шла «в ногу»» с ним.
И вот мы слышим из уст некоторых высших иерархов Православной Церкви совершенно, казалось бы, невероятные слова. Сказанное Самим Богом об обновлении мiра и человека: «Се, творю все новое» они относят не к духовному обновлению человека, не к его рождению свыше, как новой твари, а к модернизации Церкви, — к изменению и переделке в Церкви всего, что было в ней раньше, от самого начала ее существования, в новом духе, в согласии с веяниями времени, со всем тем, что тешит человеческие страсти — в духе «мiра сего», по слову Апостола, «во зле лежащего» (Иоан. 5, 19), князем которого является никто иной, как сам диавол, по словам Самого Господа, сказанным незадолго до Его крестных страданий (Иоан. 12, 31).
Ведь это — подлинное безумие! Какое оправдание могут эти люди, заблуждающиеся так грубо и других вводящие в заблуждение, найти для себя, когда Слово Божие столь ясно говорит об обновлении именно души человеческой, чего как раз они и не хотят делать, а готовы оправдывать всю греховную порчу души, ссылаясь на «дух времени», который для них является большим законом, чем Закон Божий.
Ведь св. Апостол Павел так ясно говорит именно о таком обновлении, а никак не о реформации Церкви, которую они замышляют и которую уже, на наших глазах, незаконно, порою изподтишка, а порою и открыто уже проводят. Неоднократно мы находим его настойчивый призыв «совлечься ветхаго человека с делами его и облечься в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Колос. 3, 9-10).
Этот великий «Апостол языков» всех нас зовет «отложить прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24).
А в послании его к Римлянам мы находим особенно сильный призыв, направленный как-будто прямо против этих современных модернистов, пропагандирующих следование «духу времени», являющемуся для них почему-то непреложным законом, во имя которого можно и должно даже попирать Закон Божий:
«Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12, 1-2).
Так вот, видите ли: Слово Божие призывает нас «не сообразоваться с веком сим», а модернисты именно это и проповедуют теперь, призывая всех нас сообразоваться с современным мiром, более чем когда-либо прежде во зле лежащим.
Что же это такое? От Бога ли такие «проповедники», хотя бы и были они облечены во священные одежды?
А такой призыв в наше время многим весьма по душе! Да и не удивительно, ибо плыть по течению, угождая страстям своим, гораздо легче и приятнее, чем «совлекаться своего ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях» и «преобразоваться обновлением ума своего». Тут не требуется никакого труда своего, а просто делай, что хочешь, что тебе нравится, что тебе приятно: теперь — все можно, все позволено, ибо сама Церковь реформированная патриархами, это разрешает!
Но что особенно ужасно и преступно, это то, что весь этот модернизм любит прикрываться и оправдывать себя заповедью о христианской любви (!!), под которую подводится все, что угодно, вплоть до самого грубого попрания Христовой Истины, которая для христианина должна стоять выше всего. Ведь истинно-христианская любовь это только та, которая ставит себе главной целью спасение душ в жизнь вечную, но уж никак не их погубление, в угоду чьим бы то ни было страстям человеческим.
С этой точки зрения модернизм хуже и зловреднее атеизма, ибо атеизм открыто заявляет, что не признает существования Бога, духовного мiра и будущей жизни, а модернизм, не отвергая этого прямо, производит такую ломку, такое искажение и потрясение всего того, чему столетиями учила св. Церковь, воспитывая духовно верующих, что люди, без всякаго гонения на них, сами теряют веру и становятся духовными нигилистами, по существу, ничего не признающими.
Это — не голословные утверждения, ибо все это мы теперь видим на деле в современной жизни. Модернисты всеми фибрами души ненавидят «консерваторов», как они называют истинно-верующих, ибо чувствуют, что со своим модернизмом они все потеряли — утратили все подлинные ценности нашей святой веры и остались ни с чем, «у разбитого корыта», с опустошенной душой, оставив лишь напоказ жалкие остатки того, что было когда-то верой. Одним словом, модернизм в вере — это в наше время главное орудие диавола для уничтожения, для полного искоренения веры и насаждения безверия. Гонения открытые и явные только укрепляют в вере истинно-верующих, делают их исповедниками, готовыми на мученический подвиг, а модернизм разслабляет верующие души, как моль и тля подтачивает и искореняет истинную веру, делает поддавшихся ему христиан подлинно «солью обуявшей», по слову Христову (Mф. 5, 13).
Страшно за священнослужителей, а тем более — за иерархов, проповедующих модернизм, стремящихся «обновить» Церковь и Ее учение!
Кому они служат?
Конечно, тому же сатане, как и явные богоборцы, только сатане, «преобразующемуся во ангела светла», по словам св. Апостола (2 Кор 11, 13-15). Подражая своему вдохновителю, и сами они «принимают вид служителей правды». Но Апостол, разоблачая их, называет их «лже-апостолами» и «лукавыми делателями», которые только принимают вид Апостолов Христовых, и предостерегает от них, увещевая беречься их.
И это все вполне понятно. Ибо немногие лишь пойдут за явными богоборцами: вот почему сатане и нужны такие «лукавые делатели», которые под личиной внешнего благочестия способны взрывать Церковь и веру нашу изнутри своими новшествами и самочинными измышлениями, которые порою кажутся иногда благовидными и могут прельщать и увлекать за собой людей, недостаточно знающих свою православно-христианскую веру, недостаточно стойких в вере истинной, «колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4, 14).
Преступные новаторы-модернисты, стремящиеся все превратить, все извратить в Церкви по своему развращенному вкусу, в угоду своим страстям! Не клевещите на Бога, сказавшего: «Се, творю все новое» (Откр. 21, 5), не лгите на Истину! Не о замышляемых вами преступных «реформах» в Церкви это сказано, а об обновлении ваших душ, которые вы упорно не хотите обновлять, предпочитая лелеять в себе «ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях». Вашими «реформами» вы хотите только узаконить для себя и для других, вам подобных, эти «обольстительныя похоти», чтобы творить грех и сеять зло без всякаго зазрения совести, если кое-что от нее у вас еще осталось!
Но вот, что надлежит вам помнить! Это — Богооткровенное слово св. Апостола, обращенное как бы непосредственно к вам:
«Если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема!» (Галат. 1, 8).
Евангелие Христово и все писания Боговдохновенных учеников Христовых открыли нам все, что необходимо нам знать для нашего спасения, а Отцы и Учители Церкви разъяснили, как все это надо правильно понимать и применять в своей жизни, а потому ничего нам более не нужно — не надо никакой туманной философии, никаких лукавых мудрований от собственного каверзного ума, а потому не дерзайте самоуверенно и богохульно перетолковывать и переиначивать все то, чему веками учила наша св. Церковь и чем спасались на протяжении многих веков православные христиане, давшие из своей среды целые сонмы великих угодников Божиих, молитвенников, подвижников и чудотворцев. На это святое учение и на подвиги этих прославленных святых будем взирать с полным доверием и любовью, а вы, — новаторы-модернисты, для нас не авторитет, и нам нечему у вас учиться! Вы — не более как дерзкие, самоуверенные отступники от Святого Православия!
Итак, «Стойте», братия, «в вере, мужайтеся, утверждайтеся!» (1 Коринф. 16, 13). А модернистам, как прелюбодеям в вере, судит Бог! (Евр. 13, 4).
к оглавлению