Добротолюбие. Том 1
Преподобный авва Исайя
к оглавлению
Предисловие
Краткое сведение о преподобном отце нашем Исайи, авве Нитрийском и его писаниях
Преподобный отец наш Исайя отшельник жил во второй
половине четвертого столетия от Р.X. (ум. 370),
современно с Аввою Макарием Великим. Местом подвигов его
был нижний Египет, а в нем пустыня Скеф (Skethos), обычно
называемая нами Скит (Skete), недалеко отстоящий от
Александрии, где монашествующие проводили жизнь
созерцательную в глубоком безмолвии (sige). В каком возрасте
избрал он поприще монашеской жизни, неизвестно, знаем
только, что он был сыном бедных и незначительных родителей,
как это видно из плача его и из поношений, какими поносил
его ученик его Елисей, во время искушения своего называвший
его человеком низкого происхождения.
Преподобный Исайя пользовался вниманием современных ему
монахов, из которых многие руководствовались советами его и
охотно оказывали ему совершенное послушание. Был он знаем и
тогдашнему патриарху Александрийскому, который, когда
преподобного злословил его Елисей, сказал: немы да будут
устны льстивые, глаголющие на праведного беззаконие,
гордынею и уничижением (Пс. 30, 19).
Преподобный Исайя был крайне смирен и имел благодать
глубокого плача, как это видно из кроткого ответа его
ученику Елисею во время искушения поносившему его и
злословившему, и из 14 слова его практика плача,
внимательное чтение которого может умягчить и привесть в
сокрушение даже каменное сердце.
По обычаю отцов, безмолвствовавших в Ските, преподобный
Исайя имел двух учеников Петра и Елисея. Для первого
написал он преназидательное слово (26-е), а о последнем
есть в Герондике душеспасительное сказание. Кроме этих двух учеников, его
советами и наставлениями руководствовались и многие другие
монахи, с которыми он вел беседы не лично только, но и
письменно. День и ночь поучаясь в Божественных Писаниях, и
обильные почерпнув струи духовной мудрости из спасительных
сих источников, он соделался творцом многих прекраснейших
словес, которые обнимают разные душеспасительные предметы и
составляют целую книгу.
Преподобный Исайя назван отшельником по причине любви
его к глубокому уединению и подвижнического отдаления его
от всех, так что в последние годы его жизни с ним не жили
даже ближайшие его ученики, а только по временам навещали
его, как видно из 27-го слова.
О писаниях Преподобного упоминают: Епископ Аммон в
послании своем к Феофилу патриарху Александрийскому,
Никифор монах в слове своем о хранении сердца. Варсанофий
Великий, Иоанн Дамаскин, Григорий Синаит и др.
Память Преподобного отца нашего Исайи совершается
православной Церковью в субботу сырной седмицы.
В дошедшем до нас сборнике слов аввы Исайи содержится их
29, но очень вероятно, что здесь помещены не все слова аввы
Исайи. Ибо в извлечениях из его слов есть такие
наставления, которых нет в сих словах.
Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для
новоначальных монахов, сохраненные аввою Венедиктом
Анианским (нач. 9-го века), в его сборнике монашеских
уставов. Об
этих правилах в означенном сборнике замечается, что они
извлечены из слов аввы. Но в словах не все их можно найти.
Потому надо допустить, что многие и из них или взяты из
несохранившихся слов аввы, или были преподаны им отдельно
от слов разным лицам, в разное время, и потом
переходили из уст в уста и кем-нибудь собраны воедино, не в
порядке течения мыслей, а как были слышаны, так и
прилагались в общее собрание их. Они одного духа и
содержания с правилами св. Антония Великого. Некоторые
слово в слово одинаковы с ними. Надо полагать, что авва
Исайя был ближайшим преемником учительного дара аввы
Антония Великого, вместе с аввою Макарием Великим.
В Добротолюбии помещена статья аввы Исайи о блюдении
ума, в 27-ми главах. О ней говорится там в предисловии, что
она есть извлечение из слов сего аввы, и содержит краткое
наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять
совесть незазорной, держать сокровенное поучение в сердце,
и разумно блюсти во всяком безмятежии троечастность души.
В томе 40 Patrol. graec., после слов, напечатана
подобная же статья под заглавием: о подвижничестве и
безмолвии, в 19-ти главах с греческим текстом. И эти главы
суть тоже извлечения из слов, что и указывается в самом
издании цитатами, откуда взята какая глава. Некоторые из
них слово в слово одинаковы с теми, кои находятся в статье
Добротолюбия.
Но как в числе этих 19-ти, так и в числе 27-ми
Добротолюбия, есть наставления, которых нет в словах. Это,
между прочим, и служило побуждением к тому, чтобы в
настоящем издании писаний аввы Исайи поместить обе эти
статьи.
Чтобы ничего не пропустить, что исходило от сего аввы,
помещаем здесь и изречения его, кроме приводимых в
Достопамятных Сказаниях, те, кои содержатся в нашем
Алфавитном Патерике, в переводе впрочем только со
славянского, ибо подобного патерика на греческом нет. Это
есть труд наших ревнителей подвижничества. Всякий и сам
увидит, что и между сими изречениями есть немало таких,
каких нет в словах.
Таким образом, здесь предлагаются:
I. Слова аввы Исайи.
О словах сих сообщается к
сведению, что в первом издании они предложены в переводе с
латинского, на котором одном они и существуют в печати. Но
потом, когда старцы Афонские нашли на Афоне греческий текст
сих слов и список с них доставили в Москву, сделан новый их
перевод с сего текста, в каковом переводе они и
предлагаются теперь любителям чтения таких книг. При
сем переводе принимаем был во внимание перевод сих слов
Нямецкого старца Паисия, каковым переводом обязательно
одолжили старцы Оптиной пустыни. В нужных местах на него
указывается в сносках.
II. Его правила для новоначальных монахов.
III. Изречения его.
IV. Статья из Добротолюбия, о хранении ума, в 27-ми главах.
V. Главы о подвижничестве и безмолвии.
к оглавлению