Аскетическия наставления преподобнаго Нила Синайскаго
к оглавлению
4. Мысли, отводящия человека от тленнаго и прилепляющия к нетленному (Ч. 2, 246)
1. Путь к добродетели - бегство от мира, - путь благий и краткий.
2. Вожделевшему нетленнаго надлежит ни во что вменять все тленное.
3. Если желаешь истинной жизни, ожидай всегда человеческой смерти.
4. Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, как безпорядочно вращается ея колесо.
5. Не вожделевай благ, которыми пользование преходит и обладание утрачивается.
6. Смейся над теми, которым во всем успех, и сострадай тем, которым во всем неудача; ибо это ведет к награде, а то к любомудрию.
7. Подвизайся в терпении, какое, как знаем, показали мученики; потому что и от нас требуется мученичество совести (чтоб устоять в требованиях совести).
8. Всему предпочитай душу, и путь добродетели потечет тогда без труда; ибо все тленно, а душа безсмертна, тленному же надлежит предпочитать безсмертное.
9. Будь готов к скорбям, и большую от этого будешь иметь пользу.
10. Не проси у Бога приятнаго, но одного полезнаго; ибо перваго, сколько ни проси, Бог не даст, если же и получишь его как нибудь, оно скоро пропадет.
11. Не порицай нищеты; потому что она делает ничем не развлекаемым борца на поприще закона.
12. Не увлекайся богатством; потому что заботы о нем всего чаще отлучают человека от Бога и против воли.
13. Близок конец; готовься, ленивый, к бичам.
14. Не далеко до жатвы; очистим же от терний ниву души.
15. Ничто не сокрыто от Судии; и напрасно усиливаемся мы укрываться, греша.
16. Паче людей стыдись Ангелов, коих при нас много, и удаляйся от всякаго срамнаго деяния.
17. Заботливо помышляй о весах Судии, - и выбросишь из дел жизни твоей все, что не может выдержать настоящаго веса (на весах тех, - или что подложным окажется по причине примеси чуждых расположений, как оказывается подложною, например, золотая монета, не выдержав своего нормальнаго веса, по причине примеси других элементов).
18. Почитай для себя ущербом праздность и покой, и спеши делать что либо такое, что имеет быть потребовано от нас.
19. Помышляй всегда о непостоянстве настоящей жизни, и ничто в ней не в состоянии будет развлечь тебя.
20. Да не услаждают тебя земныя радости, - временныя; ибо это - уда, душу, как рыбу, приманивающая и уловляющая.
21. Против искушений стой, показывая потребное мужество.
22. Никогда не презирай проливающаго слезы бедняка, чтоб не были презрены слезы твоей молитвы.
23. Любомудрие есть самое изрядное для людей стяжание; но, будучи единственно, оно и сопребывать хочет с единым стяжавшим его.
24. Добродетель - хитон Божий; его тки, - и будешь облачителем Одевающаго всю тварь.
25. Наземное похищается татями; делай небесное, которое недоступно перстам похитителей (неухватимо перстами сими).
26. Отказываться должно от утех; потому что оне вовлекают в дела, от которых после отрезвления бывают стенания.
27. Плотолюбивыми помыслами надобно всячески гнушаться, потому что они растлевая тело и душу оскверняют.
28. И земныя блага не без трудов достигаются; почему же из-за трудов уклоняемся мы от благ небесных?
29. Хочешь ли творить добродетель, не чувствуя труда? Держи в мысли, что труд этот временен, а награда за него вечна.
30. Все, истаявающие по безместным (непотребным) сластям, подумали бы о краткости наслаждения ими и о длительности наказания за него.
31. Все почитай тленным, - и только добродетель нетленною.
32. Пренебреги всем, что делает человека скотоподобным, - и делай то одно, что может сделать тебя небесным.
33. Ревнуй о добродетели; потому что она чрез любомудрие богом являет Адама.
34. Удерживаешь чрево? удерживай и язык, чтобы не быть одному рабом, а от другаго свободником безполезным.
35. Люби Бога, и к своим не будь привержен более, чем к Нему, чтоб, по Слову Его, не оказаться тебе недостойным Его, хотя и не желаешь ты сего.
36. Терпеливо переноси скорби; потому что в них венец для ратоборцев.
37. Блаженно - терпеть зло, а делать - преокаянно; ибо терпящий его - наследник Христов, а делающий - сонаследник диаволу.
38. Добр хлеб поста; потому что нет в нем кваса сластолюбия.
39. Свят жертвенник молитвы; потому что привлекает к нам Святаго святых.
40. Не считай справедливость приделием добродетели, потому что без нея всякое дело нечисто.
41. Если сеешь в нищих, сей свое; ибо чужое горчае плевел.
42. Слеп милостивый, если он несправедлив; ибо возделывает поле, с котораго не может собрать жатвы.
43. Всегда ожидай смерти, но не бойся (или поставь себя в состояние не бояться); ибо то и другое - истинныя черты любомудрия.
44. Носи образ добродетели, но не для того, чтоб обмануть, а чтоб принести пользу видящим тебя.
45. Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошаго, чтоб, устыдясь своих слов, начал он и делать.
46. Если истинно желаешь неба, то ничтоже тебе и земле; ибо это не позволяет воспарять к тому.
47. Не желай разбогатеть ради нищелюбия; ибо Бог законоположил праведнику подавать милостыню от сущих (Лк. 11, 41; - из того, что есть у него).
48. Если чаша студеной воды оправдывает милосердаго, то какая награда ожидает расточающаго все на бедных?
49. Чистота и сострадательность - матери добродетелей, потому без той и другой нельзя ввоиниться Христу (или воинствовать под Христом).
50. Не неради о сострадательности; ибо она благаго Владыку низвела с неба.
51. Не пренебрегай чистоты; ибо чрез нее соделавшаяся орудием воплощения (Пресвятая Дева) даровала людям воплотившагося ради нас Бога.
52. Не говори: отмщу врагу; ибо есть у нас на небе праведный Судия (и Отмститель).
53. Не желай ни жить в утехах, ни богатым быть, ни славиться; потому что это - житейская тля, а мы созданы не на истление.
54. Не плачь над умершим, - это - общий путь; и блажен, кто достигает конца его (безукоризненно).
55. Плачь о грешнике, а не о нищем; ибо этот уготовляет себе венец, а этот - муки.
56. Смейся над колесом жизни, безпорядочно вертящимся; но берегись бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем.
57. С Богом беседуй много, а с людьми мало; но, поучаясь в законе, исправишь то и другое.
58. Благодетельная для души баня - слезы во время молитвы; но после молитвы помни, о чем ты плакал.
59. Не ублажай сильных мира; потому что сильнии сильне истязани будут (Прем. 6, 6); почему и Судию будут они иметь строжайшим к себе.
60. Адаму (т.-е. падшему человеку) трудиться положено (телом, невольно и безнаградно); но, трудясь в законе, мы стяжеваем воздаяние.
61. Наследникам Евы необходимо скорбеть; но, когда с благодарением переносим скорби, тогда клятва обращается нам в благословение.
62. В деяниях своих имей светильником совесть; ибо она показывает, какия из них добры, и какия худы.
63. Осудим себя, - и Судия умилостивлен; ибо Он, как благий, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое.
64. Если сделано нами что либо нечистое, омоем это покаянием; потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым.
65. Уврачуем душевные струпы прежде обнажения их, - чтоб сими врачевствами отвратить бичи наказания.
66. Как связанным неудобно ходить, так и сплетшимся с житейским нельзя чисто совершать течение добродетели.
67. Надлежит ненавидеть грех; ибо при этом, если и впадет кто в него, скорее выйдет из сетей его.
68. Кто не имеет ненависти ко греху, тот, хотя и не делает греха, причисляется к грешникам.
69. Стенай о ближнем грешащем, чтоб и о себе возстенать; ибо мы все повинны грехам.
70. Падшему другу напомни о Судие, - и свою намастишь чрез это греховную рану; ибо такой совет есть общее врачевство.
71. Намереваясь что нибудь сказать или сделать, поимей в виду и ответ, который вскоре потребуется от тебя; и уцеломудришься под действием страха.
72. Бойся наказания за грех, и цепеней при мысли о посрамлении из-за него; потому что тяжесть того и другаго безмерна.
73. И лепота и множество будущих благ безпредельны, а настоящия - тень, дым, водяной пузырь.
74. Не сей зла, потому что жатва близко, - и возделывателя терний ожидает огонь.
75. Лицемеры, любостяжатели, сластолюбцы - розы мира сего; но пождешь немного и видишь (вместо роз) траву истоптанную.
76. Всякое худое дело оружие против нас дает диаволу; но он, вооруженный им, жестоко обходится с вооружившими.
77. Хочешь ли привести в изнеможение врага? Отсеки грех, и можешь тогда издеваться над ним, как над ощипанным воробьем.
78. Горе нечестивому; ибо, когда все просвещаются, он мраком покрывается.
79. Горе богохульнику; ибо свяжется у него язык пред лицем Судии, - и он ничего не будет в состоянии сказать в оправдание свое.
80. Горе беззаконнику; ибо пойдет он к строгому Судии и праведному Законоположнику.
81. Горе любостяжательному! богатство от него отбежит, приимет же его огнь.
82. Горе ленивому! Взыщет он времени, зле потраченнаго.
83. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он.
84. Горе блудолюбцу, осквернившему брачную ризу! Со стыдом извержен он будет из брачнаго чертога царскаго.
85. Горе бранчивому и с ним пьянице! С убийцами они вчинены будут и с прелюбодеями наказаны.
86. Горе предающемуся утехам в это короткое время! Откармливает он себя, как тельца, определеннаго на заклание.
87. Блажен, кто идет тесным путем; ибо он внидет на небо венценосцем.
88. Блажен, кто попирает утехи; ибо его трепещут демоны.
89. Блажен, кто чист в душе и нелицемерен в добродетели; ибо он будет судить мир, а не судим вместе с миром.
90. Блажен, кто неусыпен в молитвах, чтении и доброделании; таковый не уснет в смерть.
91. Блажен, кто высокую имеет жизнь и смиренное мудрование; ибо он подражает Христу и со Христом совозсядет.
92. Блажен, у кого закон не сходит с языка; ибо от скинии таковаго никогда не отступает Бог.
93. Блажен многим благодетельствующий; ибо на суде найдет он многих защитников.
94. Блажен, у кого добродетель не поддельна; ибо лопата Судии безошибочно развеет все.
95. Блажен украшающий дела свои прежде появления огня, коим все искушено будет.
96. Блажен поспешающий к будущей жизни; потому что настоящее издает воню тления и влечется к смерти.
97. Блажен, кто расточает собранное зло и чистым предстанет чистому Судии.
98. Но глава слова: душа, не будь безпечна! Потому что спустя немного станешь пред весами страшнаго судилища Христа, Бога нашего.
к оглавлению