Митрополит Филарет (Вознесенский)
Христианский катехизис
к оглавлению
ГЛАВА XIV
Труд и его необходимость для христианина. Развлечения и самособранность духа. Молитвы, обеты и зароки, как средства преодоления дурных навыков.
Необходимым условием всякой деятельности человека, укрепляющей его волю, является труд. Он был заповедан Богом согрешившему человеку еще в раю: "В поте лица твоего будешь есть хлеб твой". Поэтому, трудиться должен каждый из нас.
В 1-м послании к Солунянам ап. Павел о необходимости труда писал так: "Умоляем вас, братие, делать свое дело и работать собственными руками, как мы заповедали вам". А во 2-м послании он резко отзывается о тех, которые поступают безчинно и "суетятся" - и точно формулирует свой призыв к труду: "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (эти слова также украдены коммунистами, выдающими их за продукт собственного творчества). При этом необходимо отметить еще то, что христианство никогда не разделяет труда на работу "белую" и "черную". Такое разделение часто принималось до последних лет в современном обществе, причем к "черной" работе (по преимуществу - физическому труду) относились пренебрежительно. Христианство же требует от человека только того, чтобы труд его был честен и приносил соответствующую пользу. И с этой христианской точки зрения, человек, занимающий высокий и ответственный пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчиненных, если последний исполняет свои обязанности по-христиански добросовестно. При этом всякий знает на личном опыте, какое отрадное удовлетворение чувствует тот, кто честно и усердно работает, и какой скверный осадок остается на душе после времени, проведенного пусто и безсмысленно...
В наши дни среди молодежи очень распространен ложный и греховный взгляд на труд и на развлечения. На труд смотрят как на что-то в высшей степени неприятное, как на тяжкое подневольное иго, и заботятся о том, чтобы поскорее от него отделаться - "свалить с плеч". И все свои стремления и усилия направляют к тому, чтобы как можно скорее "отдохнуть" (от чего?!) и развлечься. Есть поговорка - "делу время, потехе час". Многие хотели бы, чтобы было наоборот... Но, во-первых, это грешно и совсем не по-христиански, а, во-вторых, и самый отдых и развлечения только тогда бывают приятны и радостны, когда они заслужены предшествующим трудом. А для того, чтобы в душе не было той пустоты и рассеянности, которые так обычны теперь - в наше нервное, безпокойное, суетное время - христианин должен приучать себя к самособранности. Нужно следить за собою во всех отношениях, и ясно отдавать себе отчет в своем настроении и стремлениях, а также представлять себе точно: что мне нужно сделать в данный момент, и к какой цели направлять все свои усилия.
Говоря об укреплении воли, необходимо еще упомянуть о тех случаях, когда человек чувствует волю свою безсильной для того, чтобы устоять против какого-либо соблазна, или укоренившейся греховной привычки. Здесь он должен помнить то, что первое и основное средство в таких случаях - молитва, смиренная молитва веры и упования. О молитве речь будет ниже; пока же только еще раз вспомним то, что даже такой могучий духовно человек, как ап. Павел, говорил о безсилии бороться с грехом и творить добро: "Не еже хощу доброе - сие творю, а еже не хощу - злое сие содеваю" (доброе, которого хочу - не делаю, а злое, которого не хочу - делаю). Тем более, так бывает постоянно с нами - немощными и слабыми. А молитва может нам помочь, т. к. она на помощь нашему безсилию привлекает Божию всемогущую силу.
Помимо молитвы, большое значение для укрепления воли в борьбе с грехом имеют еще так называемые обеты и зароки. Обетом называется обещание человека сделать какое-либо доброе, благоугодное дело - напр. помочь бедняку, построить храм или богадельню, взять на воспитание сироту (или - как часто делали наши благочестивые предки - сходить куда-либо в святые места на богомолье) и т. д. Применительно к нашим условиям, такие обеты могут состоять в следующем: если человек замечает за собой неисправность в каком-либо отношении - мало помогает другим, ленив трудиться, мало заботится о семье и т. д. - он должен выбрать себе в этой области определенное постоянное доброе дело и исполнять его неуклонно, как свою обязанность.
Зароки - это те же обеты, только отрицательного характера. В этих зароках человек дает обещание не делать того или иного греха, бороться самым решительным образом с той или иной греховной привычкой (напр. пить, курить, сквернословить и т. д.). Часто эти зароки даются торжественно, пред св. крестом и Евангелием.
Конечно, самый лучший вид зарока бывает тогда, когда человек дает его на всю жизнь. Однако допускаются - и часто бывают - случаи, когда зарок дается на 1-2-3 года. Само собой разумеется, что обеты или зароки человек должен давать, взвесив свои силы, с решимостью во что бы то ни стало выполнить их с помощью Божией. От неосторожных, необдуманных и непосильных обетов Спаситель предостерегает нас притчею о неразумном строителе башни, над которым смеялись окружающие, говоря: "Этот человек начал строить, и не мог кончить"... Соответственно этому, русская пословица говорит: "Руби дерево себе по плечу", а другая добавляет: "Не спросясь броду, не суйся в воду"... Но зато - если обет уже дан - то исполняй его непременно, призвавши помощь Божию, "не давши слова - крепись, а давши - держись"...
к оглавлению