Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово о смерти
к оглавлению
Смертный грех.
Выше было сказано, что смертный грех православного христианина,
не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке;
также было сказано, что язычники, магометане и прочие лица,
принадлежащие ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены
всякой надежды спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко
спасению. Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол,
богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство,
любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи,
кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж,
воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих
грехов самоубийство не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из
них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства,
доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Если человек
впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою: иже бо весь закон соблюдет, сказал Богобрат, согрешит
же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл
есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси
преступник закона (Иак.II,10-11). Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к
врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его
жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин.XI,25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно
когда смертный грех обратится в навык! Никакие добрые дела не могут
искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения своего с телом от
смертного греха. В царствование греческого императора Льва жил в
Константинополе человек очень славный и богатый, подававший обильную
милостыню нищим. К несчастию, он предавался греху прелюбодеяния, и
пребыл в нем до старости, потому что от времени укрепился в нем обычай
злой. Непрестанно подавая милостыню, он не отступал от прелюбодеяния
и внезапно умер. Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий
с другими епископами. Одни говорили, что он спасен, по сказанному в
Писании: избавление мужа души свое ему богатство (Притч.XIII,8). Другие утверждали против этого, что рабу Божию должно быть непорочну и
нескверну, потому что также сказано в Писании: аще и весь закон исполнит человек [иже бо весь закон соблюдет], согрешит же во единем, бысть всем повинен (Иак.II,10-11) не помянется вся правда его (Иезек.XXXIII,13), и Бог сказал: в чем тебя застану, в том и буду судить (Иезек.XXXIII,20). Патриарх повелел всем монастырям и всем затворникам
просить у Бога, чтоб открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней
некоторому затворнику. Он пригласил патриарха к себе и поведал ему пред
всеми: "В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место,
имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же
- огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным
раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он
часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям. И видел я
светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего "Человек! что
ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за
то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая".
Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом и сказали:
"Истину провещал апостол Павел: бегайте блудодеяния: всяк (бо) грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй в свое тело согрешает" (I Кор.VI,18). Где те, которые говорят: если и впадем в любодеяние, то
спасемся милостынею? Милостивый, если он милостив истинно, то должен
прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой
никто не узрит Бога. Не приносит никакой пользы серебро, раздаваемое
рукою нечистою и душою нераскаянною[170].
[170] Пролог 12 августа.
к оглавлению