Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово о смерти
к оглавлению
Приготовление к смерти.
Приготовимся к вечности и к переходу в вечность, именуемому
смертию, во время земной жизни, в этом преддверии к вечности. Земная
жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнию и
смертию: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся
между ими, оспариваемся ими. Если оценим справедливо то краткое
мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земли, сравнив его с
неизмеримою и величественною вечностью, то найдем только одно
правильное употребление земной жизни. Употребляется она правильно,
когда проводится в приготовлении к вечности. Так судит о земной жизни и
Слово Божие: не бойся, малое стадо, завещает Господь ученикам Своим на время их земного странствования, яко
благоизволи Отец ваш дати вам Царство. Продадите имения ваша и дадите
милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо
на небесах, идеже тать не приближается, ни моль растлевает. Идеже бо
сокровище ваше, ту и сердце ваше будет. Да будут чресла ваша препоясана
и светильницы горящии: и вы подобни человеком чающим господа своего,
когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему.
Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих: аминь глаголю
вам, яко препояшется и посадит их, и минув послужит им. И аще придет
во вторую стражу, и в третию стражу придет, и обрящет (их) тако,
блажени суть раби тии. Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины,
в кий час тать придет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего.
И вы убо будите готови: яко в оньже час не мните, Сын Человеческий
придет. Кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь
над челядию своею даяти во время житомерие? Блажен раб той, егоже
пришед Господь его обрящет творяща тако. Воистину глаголю вам, яко над
всем имением своим поставит его. Аще же речет раб той в сердцы своем:
коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити
и упиватися: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в
час, в оньже не весть: и растешет его, и часть его с неверными положит (Лк.XII,32-40,42-46). Мало и уничижено словесное стадо истинных
христиан; оно в презрении и гонении у гордых сынов мира; но Господь
заповедует ему не изнемогать в скорбях и не страшиться их, заповедует
не обращать внимания на эти скорби, устремлять все внимание к Небесному
Царству, обетованному благоволением Отца Бога. Он заповедует
превратить земное имение милостынею в небесное имение, чтоб самое
сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу. Он повелевает
так устраивать свои обстоятельства и проводить такое жительство, чтоб
непрестанно быть готовым к смерти. Называя земную жизнь ночью, Он
возвещает, что неизвестно, в которую стражу этой ночи придет смерть: в
детском ли возрасте, или в юношеском, в зрелом ли мужестве, или в
глубокой старости. Господь угрожает неожиданною смертию тому, кто,
считая ее далекою от себя, позволяет себе злоупотреблять земною жизнию
и дарами Божьими.
Истинные ученики Христовы с точностью исполнили завещание
Господа. Апостол Павел говорит о себе, что он умирал ежедневно (1 Кор.15,31).
Точно: кто ежедневно приготовлен к смерти, тот умирает
ежедневно; кто попрал все грехи и все греховные пожелания, чья мысль
отселе переселилась на небо и там пребывает, тот умирает ежедневно. Кто
умирает ежедневно, тот уже живет вечною, истинною жизнию [176].
Такой жизни мыслию и сердцем на небе, при жизни телом на земле,
такого ежедневного переселения в вечность достигают весьма немногие из
христиан, даже проводящих жизнь в святых обителях; тем менее доступно
это духовное состояние христианам, живущим посреди мира. Земные
попечения непрестанно гнетут мысль к земному, привязывают к временному
и тленному, похищая у нее памятование о вечности. Это, однако ж, не
должно приводить христианина в уныние. Если он не может постоянно
пребывать в области вечного и духовного, то может обращаться к ней
часто и благовременно приготовляться к смерти. Приготовляться к ней
должно хранением себя от всякого дела, слова и помышления, воспрещенных
Христовыми заповедями. Приготовляться к ней должно ежедневным или, по
возможности, частым исповеданием своих согрешений как пред отцом
духовным, так и в душевной клети пред единым Сердцеведцем Богом.
Должно приготовляться к смерти воздержанием от брашен и напитков,
воздержанием от празднословия, шуток, смеха, рассеянности, увеселений и
игр, воздержанием от роскоши, требуемой тщеславием мира, и от всех
излишеств, соделывающих помышление о смерти чуждым уму, льстиво
представляющих земную жизнь как бы бесконечною. Должно приготовляться
молитвами от сердца сокрушенного и смиренного, слезами, воздыханиями,
рыданиями; должно приготовляться обильным подаянием милостыни,
прощением обид, любовию и благодеянием врагам, терпением всех земных
скорбей и искушений, которыми искупаются вечные скорби ада. Если смерть
застанет христианина в этом подвиге, то, конечно, она застанет его
препоясанным, то есть приготовленным к совершению далекого пути от
земли к небу, и со светильником горящим, то есть с разумом и поведением,
озаренными Божественною Истиною.
[176] Преподобного Макария Великого Беседа ХLIХ,гл.2.
к оглавлению