Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово сорок первое
На День Преславного Рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
25 декабря 1907 года
Пойте Господу родшемуся от Девы, воспойте песнь воинства небесная земнородные, восплещите руками: ибо Бог в человецех. (Стихира малой вечерни) |
Да не покажется странным, если в нынешнее безбожное время я предложу сегодня всем такой вопрос: кто из христиан, интеллигентов называемых, живо интересуется, с духовной точки зрения, нынешним Великим Праздником Рождества Христова? А ведь событие, которое совершилось близ две тысячи лет тому назад, было единственное по своему величию и спасительности для рода человеческого, единственное, говорю, в судьбах Божиих и в истории человечества, только однажды Бог вочеловечился, однажды приходил на землю для нашего спасения и второй раз придет уже судить живых и мертвых.
Задаю я всем такой вопрос потому, что ныне многие, многие перестали интересоваться этим событием (а интересуются только ради праздности), мы, служители веры, искренно верующие и пользующиеся спасительными плодами веры Христовой, и должны воскрешать и пробуждать высокий интерес веры в это событие и в Виновника его, Господа нашего Иисуса Христа. Неверие людское не упразднит и не поколеблет еще ревностнее к ней и к защите ее от неверующих. Оно пробуждает в нас безмерное удивление к неверным и безконечную жалость о их легкомыслии, тупоумии, безхарактерности и развращении. Человек — христианин, получивший с рождением в сердце своем семя веры в Бога, и воспитанный в вере, никогда не отпадет от веры, сладость которой он испытал на себе тысячекратно.
И так повторяю вопрос: кто из христиан искренно интересуется нынешним Праздником Рождества Христова? Земля сегодня удостоилась принять на себя Бога воплотившегося; Пречистая Дева родила по плоти предвечного Творца неба и земли, содержащего всесильною рукою всю тварь — видимую и невидимую, родила Иисуса Христа, Спасителя человеческого рода, Агнца Божия, принявшего на себя грехи мира.
Но чем знаменуется на земле рождение безмерно великого, несозданного Существа? Безмерным смирением и безмерною нищетою, в обличение человеческой гордости. Гордостию пал денница, гордостию пали Адам и Ева, возмечтавшие быть богами и дерзновенно преслушавшие заповедь Божию.
Иисус Христос, как всемогущий Врач, падшего гордыней человеческого рода, чрез самые обстоятельства Своего рождения в убогих яслях, от чистой, но бедной Девы, царского рода, хочет исцелить нас от недуга гордости и преподать урок смирения. Да и всею Своею жизнию Он поучил нас смирению и самоотвержению. Он пеленается не златотканными или легкими одеждами, а рубищем, которое могла приготовить бедная Дева, Он водворяется в яслях, а не в великолепных чертогах, свойственных царям земным. О, вольное убожество, о добровольная нищета Того, Кто обладает всеми сокровищами земли, всеми светилами неба, Кому с трепетом предстоят на небе Ангельские соборы! Вот чем и как врачует Врач человечества нашу злейшую болезнь — гордость, начало всякого греха.
Цари земные, окруженные блеском вашего сана, приидите мысленно в Вифлеем, наклоните свои венценосные главы к этим яслям, в коих возлежит истинный и вечный Царь царей, и сложите ваши венцы к подножию их, смиритесь и признайте, что вы сложены из праха и в прах обратитесь, и исповедуйте пред Ним, смиренным Младенцем, что от Него дана вам держава и власть над народами, что вы Его помощники и Им держатся ваши престолы, что без веры в Него и правители ваши расщепинившиеся рожны, на которых нельзя опереться вам.
Ученые мира сего, разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства и всяких других, вы, учащие и учащиеся, особенно в высших учебных заведениях, но для Бога самых последних и отверженных по духу мятежа и непокорности властям, посылаю я и вас к яслям Вифлеемским, отбросьте вашу гордость пред Вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным Учителем и смиритесь перед Тем, Кто принес на землю мир от Отца Небесного и благоволение человекам, кто повинен земному кесарю. Не забудьте, что Он говорит о мятежных гордецах, что Он есть Камень, на Который кто упадет, того раздавит (Мф.21,44).
Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России и в других государствах?
Возвратитесь к смиренной вере, к Евангелию мира, к Церкви, от коих вы безумно отпали, как некогда сатана с падшими ангелами от Бога.
Горе мятежникам и непокорным, как Корею, Дафану и Авирону.
К вам обращаю мою священническую речь, хотите слушайте, хотите не слушайте, но я говорю вам, как искренно верующий собрат. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда, чашу — и вам и России. С Праздником! Аминь.
к оглавлению