Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)
к оглавлению
Слово на Крестопоклонную Неделю
Вот, братия мои, опять перед нами Крест и опять в нашем сознании воспоминания о страданиях Христа. Так будет продолжаться несколько недель. Воспоминания эти буду все усиливаться до тех пор, пока не достигнут наивысшего напряжения.
Похоронные напевы будут все нарастать в нашем сознании до того момента, когда в своем воспоминании мы дойдем до смерти Бога. Тогда Церковь скажет нам: "Молчи"'. Это будет в Великую Субботу. Церковь скажет: "Да молчит всякая плоть человека".
Бог умер... Что ваши слезы тогда, что ваши страдания! Тогда ни росинки слез не будет в глазах, в них будет один ужас. Умер Бог... В смерти Бога - драма, мировая драма. Завязка этой драмы кроется в самом Рождестве Христа. Он родился в грязи, в скотских яслях, и тотчас злоба обрушивается на Него: Его, Младенца, ищут убить. За что? И Он должен бежать в Египет
Дальше проследите жизнь Христа на земле. Три года Его служения народу - это одни только страдания. Вы забыли, как ненавидели Его? Говорили, что Он творил чудеса силою веельзевула, называли Его богохульником, другом грешников, прелюбодеев и мытарей. Вы помните, как Он говорил Своим ученикам: "Зверьки малые лесные имеют норы, а Я не имею, где главы приклонить".
Что можно сказать о народе? Толпа шла за Ним, но не потому, что видела в Нем Бога: она требовала чудес, получала их и потому шла за Ним. Но Христос знал настроение толпы, и вы, наверное, помните, как Он говорил об этой толпе Своим ученикам после чуда насыщения пятью хлебами "Вы думаете они верят в Меня как в Бога? Нет, они просили у Меня хлеба, и Я дал его им". Толпа шла за Ним, пораженная внешним видом чудес, она кричала Ему: "Осанна", но знал Христос, что эта же толпа закричит: "Распни Его".
Но что говорить про эту грубую, тупую и невежественную толпу, когда ученики Его, эти избранные любимцы, оставили Его? Один, самый преданный, самый крепкий, отрекается, другой предает. Он, Который всю Свою жизнь не имел, где главы приклонить, Который все отдал людям, остается всеми покинутый, оплеванный, поруганный, израненный. Один.. Вы знаете, что такое одиночество? Не физическое, а нравственное одиночество. Это - ужас, и его переносил Христос. Немудрено, что перед молитвой в Гефсиманском саду человеческая душа Его смущалась. Накануне Своих смертных страданий Он подводит итог Своей жизни, смотрит назад: каков же итог? Позади - пустыня, впереди - безславная смерть...
Какая же цель Креста и смысл страданий? Ведь если бы Христос умирал смертью героя за народ, тогда эти страдания я пони- маю. А то ведь Он умирал безславно, как проходимец, политический авантюрист, выдававший Себя за Царя Иудейского. Душа Его скорбит за тот народ, среди которого Он не посеял учения Отца Своего, и молит Он Отца, чтобы Отец прославил имя Его. И был голос: "Прославлю и паки прославлю".
И Христос, одинокий, поруганный, израненный, бесстыдно обнаженный, под крики неистовствующей толпы и ругань висящего с Ним разбойника отдает Свой Дух Отцу. Что это? На- смешка? Нет, не насмешка. Прошло два дня и Отец прославил Его. За Крестом был Гроб, а за Гробом - Воскресение, победа над смертью. Нет больше смерти, есть жизнь! Вот в чем смысл, во-первых, страдания и Креста, а во-вторых, путь Креста Христова - это наш путь. "Если вы не несете Креста, вы - не Мои ученики", - говорит Господь. Приидите, поклонитесь Кресту. Пусть Он будет для вас предметом глубочайшего почитания, вашей Святыней.
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..."
Александро-Невская Лавра
1924 г.
к оглавлению