И днесь я тону, очарованный,
И совершенно теряюсь, [вспоминая]
Неизреченные, многообразные, непрестанные
Благодеяния Твои, о Великий,
Что одесную и ошуюю, спереди и позади,
Громоздятся [вокруг нас] неисчислимо.
Сказанное здесь снова все о том
И опять о том
Повторяет вновь Духом Божественным вдохновленное
И апостолами изъясненное
Предание, [позволяющее] всеобъемлюще толковать
Лучезарное церкви исповедание.
И к сему [приложено также слово] о неодушевленном
Вещественном [строении церкви],
Которое есть Блаженный Образ Неизреченного.
2
Возношу, дарю отсюда вновь я
Залог восхваления истинного исповедания.
И как некогда по злоумышлению вселукавого
И наиковарного обольщения
Сетью саганы оторван был я
И изгнан был прочь,
Ушел из рая,
Ныне ж единением сим
Истинным и непорочным, [с Символом Веры]
Залогом воистину Благодати [Божьей] –
Снова я опять
Поднимусь вместе с Ним,
Возлечу на крыльях света,
Вознесусь днесь я, достигну небес.
3
И в конце главы моей о вере –
О исповедании Троицы [Святой] –
Следует по установленным для слов канонам
Увековечить в сей книге моей
Достославную Матерь мою Восхваляемую –
Великую и Блаженную Царицу Непорочную,
Наисвятейшую из всех девственниц,
В чьей утробе был я зачат
И в духовных муках рожден,
Дабы оповестить и явить
И племенам грядущим поведать
О мере Славы воскуряемой
И по достоинству обожествляемой,
Почитаемой как тело пречистое,
Глава коего – Слово Божие вочеловечившееся;
И днесь чрез посредство слов молитвы сей,
Начертанной Духом (Святым),
Кои прилажены [мной] к скинии света,
Прими меня, Благий, Благословенный.
Искупленным и освятившимся в ней!
Сними с ее (молитвы) помощью
Хулу с души моей
За грехи мои,
А меня, безгрешного, незапятнанного,
Помести под ней (скинией).
Прими немощного меня в доме давидовом
И перемести оттоль в дом Свой Божий,
Сообразно гласу пророка,
Что разумеет Тебя, Иисус.
Не делай Ты вход и выход [из церкви]
[Для меня] пустым лишь и бесполезным,
И не почитай тепло верования моего
[Всего лишь] холодом,
И лобызание приветствия моего
Не полагай чем-то беспутным,
Не приписывай поклонению неблагодарность
И не отвергни неосторожно обожание,
Дабы не было бесплодным видение образа
И не оставался тусклым внешний вид чуда
Не дай Ты жертве.
Без пламени заживо сжигаемой.
Быть позабытой
И литургии обетованной – сей речи моей
[Не дай] развеяться на стороне.
[Не дай], чтоб вкушение света Тобою
Обратилось смертью для меня,
И чаша крови из ребра Твоего
Стала для меня осуждением.
4
Умоляю Тебя, Господи Иисусе,
Одна из Сущностей [Божественных],
Вкусив которую мы познали
Отца Твоего и Дух Святый Твой.
Ибо именно Тобой мы обучены
Всем дарованным порядкам церковным.
И вместе с этим в святилище
Жизни спасенной и благодатной,
За моления нам пожалованном,
Руки воздевши и сердце расширив,
Возношу Тебе, обитающему там,
Властелину всех и Трисвятому.
Словесный фимиам,
Дарю навеки в сих речах моих
Благодарственных
Иное размышление оБожественном залоге
В Никее определенного символа [веры]
5
Прославляем, возглашая с напевами
И песнопениями благословения,
С верою в словесном богослужении
Благоповелительную причину [всего] сущего
Троицу Безначальную,
Несравненную по возвышенности,
Недосягаемую по смыслу [Своему],
Непостижимую пониманию,
Неощутимую чувствами,
Нестерпимую для тварей.
Мера, [которая объемлет] вышнее небо
И беспредельность бездны глубинной;
Полнота расточения, преддверие начал,
Едина в Трех Неслиянных Лицах
И тройственна в Неделимой Сущности Одной.
Невозбранимая боле, чем мысль,
Вечно длящаяся, всюду простертая.
Неизменно добрая правота непоколебимая,
Цельный образ любви, величие беспримерное,
Высота непреклонная, видение неистребимое,
Благодетельность неиссякаемая, воля твердая,
Повеление живое, спасительное мановение глаз,
Блаженство истинное, упование верное,
Обещание неложное, плодоносный залог,
Благовестие надежное, величие неприступное.
6
Один Отец Сына Единственного,
Облеченный Духом Единым,
Наибогатейший добротой [Своей]
И лишенный совершенно зла,
Громогласно благословляемый и восхваляемый,
Неисповедимым величанием прославляемый.
7
Один из Вышних, Имя грозное,
Единочтимый из имущих общение,
Неизреченный из Единокровных,
Трисветный из Сопричастных,
Несовокупленный из Совершенных,
Устремившийся своей волею и доброхотно
К Отцу Своему Единосущному,
При содействии Духа Святого
Смиренно снизошел с небес,
Не утративши Славы привычной,
Возжелал войти в утробу матери –
Богородицы, Девы Пречистой,
В коей и взрастил семя благословенное
На светоносной ниве непорочности.
И совершеннейшей сущностью Своей
В неразделимом единстве
И всепроницаемом смешении
Чудесно сочетал Дух Божественный
С существом [твари] дышащей,
Тем самым укротил он дерзость мою
Неотвратимой уздою вразумляющих удил
И, [Своей] волею предав Себя на крест,
Вознесся цветок плода жизни
На самый верх древа бессмертия.
Был ранен смертельно
В плоть, единосущную с нами
И неотделимую от Божественности,
Чем оживотворил орудие осуждения,
Непрестанно страдал плотью телесной,
Не отделимой от сущности Творца.
Сойдя в мрачные области ада,
Сорвал он узы, созданные им
Из пут супостата
И, будто пробудившись
От дремотного сна,
Оттолкнул от себя натиск смерти,
Восстал и ожил, как Бог,
Выйдя из земли, [словно] хлеб жизни
И пастырь стада словесного.
Был принят верою в мире,
И явился он [ученикам своим] все таким, как был
Совершенно неизменившимся;
Как пришел цельным –
Целокупным и вознесся [отсель],
Воссел и упокоился на вышнем престоле
Родителя Своего с прежней простотой,
С Божественной Славою.
И мы исповедуем Бога –
Благодетеля и Господа всего [сущего],
Что будет судить всю землю
Справедливым судом в день великий;
Сам он – начало и Сам же – конец,
Все Тот же и прежде, и Он же – и впредь,
В неубывающей целостности
В неприступном царствуя свете.
8
Благословляем вместе с Отцом и Сыном
Также неделимое исхождение Духа Господнего,
Равночестного с Ними,
[Духа], создавшего все и оживотворявшего
Всяческую [тварь],
Что даже и там,
Во вселенской тьме сотворения –
Объявшей мир мгле, –
Носился, живописуя и изображая
Всеобъемлющие воды неисчерпаемые
Моря, разлившегося по земле,
Для претворения [в жизнь] таинства
Нынешнего [крещения] в светозарной святой купели,
Сперва сотворил, а нынче действует;
Создал и постоянно совершенствует:
Мастерство и чудеса.
Предвидения святых,
Внушения Божественные,
Усилия дивные
Пророков, апостолов, вардапетов,
Наставляющих в учении и прозорливости.
Возвел святилище для жертвоприношения
Крови Христовой,
Велел милосердно [даровать], как Христос,
Очищение душам и здравие телам.
Крестил – и сильней, чем водой, –
Довольствуясь лишь одним собою,
Обновил, просветил
И беспрестанно крепнет
Благодеяниями их.
Засвидетельствовал Божественность Единородного
В потоках [реки] Иордан
И, показавшись в виде облака,
[Глаголил] гласом Отца
На горе Фаворской.
По примеру подобного рода
Стал покровителем рода Иакова
При исходе того из Египта
И при шествии во главе с Моисеем
Жестоким ветром потопил фараона.
Священников готовит,
Мудрецов созидает,
Царей укрепляет,
Отпущение подает,
Животворит умерших,
Обновляя их в воскресении.
Он Сам и есть помазание
Вочеловечившегося Бога;
Всегда равно с Отцом вместе
Обожествляемый
В честь величия Сына;
Бесконечным славословием
Присноблагословляемый, Аминь!
Сказанное им (Григором Нарекаци) о таинстве святой церкви против нечестивых раскольников – тондракитов, новых манихейцев
9
Исповедуем с истинной
И неотвратимой верой незапятнанной,
Приветствуя лобызанием губ,
Возведенную из неодушевленных камней
Сень строения церковного,
Обиталище Божье,
Что превзошло и небеса
Своим возвышенным великолепием;
Что было создано
Сонмом самих апостолов
И питомцами вышними было окуряемо,
И служители слова поклонялись [в нем].
Сия сокровищница жизни,
Взяв начало в вышних покоях,
В месте священнодействия,
В горнице, кою наполнил Дух Божий,
Засверкала там мощью Своей
В дни великой Пятидесятницы.
Сперва дому тому пригожему,
Как пример свершения Благодати Святой
Церкви сей, издавна почитаемой,
А затем и обитающим в ней
Пожаловал [Дух] светозарную Славу.
Где жертвоприносится
Кровь Бога страшного,
От века [превосходящая кровь] Авеля,
О смерти вопиющую,
[Ибо кровь христова] громко взывает
Гласом радования
И возвещает жизнь бессмертную.
Поелику не может никто
Нигде под небом и пред солнцем
Отважиться служить
Сему таинству грозному,
Если не будет охраняем крыльями ее (церкви);
И даже не станет довольствоваться
Сие жертвоприношение тела Господня небесами,
Коли не будет иметь как покров
Эту завесу благословенную.
Поелику по [старым] законам
На проклятие смерти
Будет осужден муж тот,
Кто вне хорана сего мученического
Станет обедню служить Божественную.
Наипаче же будет считаться виновником крови,
Кто не совершал жертвоприношение
Той крови, что является приметой души.
Только однажды смертью Христовой
Омывается здесь человек,
Дабы не была Божественность
Опорочена невеждами
И не претерпевались бы прежние [муки]
Просвещенными.
Только однажды рукополагаются они,
Что [проявляется] в светозарном
И достопочтенном освящении,
Дабы не примешивался обман
К незапятнанности.
Только однажды очищаются
[Скорее] милостью, чем покаянием,
Дабы истина не была сокрыта
Под внешним видом коварства.
Одна лишь вера в выбор грядущий,
Дабы угроза возмездия не была бы
Чуждой молвою и россказнями.
Один лишь укор справедливый
Каждому из [двух] естеств наших,
Дабы не было воздаяние человеку –
Его внутренней и внешней [сущности] –
За злодеяния или за добро,
Лишь вполовину творимым;
[Дабы не воздалось бы душе лишь одной]
[В миг] бессмертного могущества
Царственного усыновления;
Чтоб принято было
В великолепии царствия вышнего
[Также] земное
И справедливость была бы явной.
Одно лишь упование жизни
На нетленность святых,
Дабы надежда обетованная
Стала бы в умах внимающих
Убедительной и достоверной.
10
Царица сия обожаемая –
Церковь неодушевленная –
Дарует жизнь и над смертью властвует,
Как тот плод,
Который должен был вкусить Адам.
В [своей] неодушевленности
Чудотворит боле,
Нежели разумные [твари],
Вплоть до того, что
Доводит до совершенства
И утверждает заново,
Живописуя в нас вновь
Образ Славы света.
Написано также, что она –
Род величия свода вышнего,
Возведенного гораздо раньше,
Нежели поселились в ней сонмы небожителей.
Она делает души легкими
И тела одаряет
Некими новыми крыльями,
Воздавая вместе с богатством почитаемых [душ]
Почести и недостойным [телам];
Оскверняется она не собственными грехами,
А людьми злыми
И попирается нечестивцами.
Она – некий образ дивный,
Превосходящий представления наши,
Неодушевленный, одушевленным возведенный,
Покровительствующий ему, (одушевленному),
Подобно тому как высочайший
[Покровительствует] всегда низшему;
Она превыше человека,
Как жезл победный [выше] избранника Моисея;
Она превосходит разумного,
Насколько жезл, таинственно расцветший,
[Превзошел самого] Аарона;
Она отлична от мыслящего [настолько],
Насколько милоть дивная,
Чудесным образом рассекшая реку,
[Была отлична] от Илии и Елисея.
Она вновь дарует помощь
Всесовершеннейшим рукам священным,
Придав им скорее святость, нежели оружие.
Тело вещественное, единосущное камню и земле,
Оно осязаемым тварям и святым тоже родственно,
Подобно живому камню бессмертному.
[Церковь может стать причиной]
Падения и восстановления [многих].
Точно судия над всеми душами,
Проявляет она себя чудесным образом,
Как проклиная, так и благословляя.
Точно видящий невидимое,
[Церковь] всенародно [осуждает] одного,
А другого опекает она,
И к себе зовет, имя записав,
Подобно всемогущему повелителю сущих.
И точно гора вековечная,
Не боится она ударов врага.
Точно дивным неводом Великого,
Улавливает она души [людские].
Следует она невинно, безошибочно
По следам Христа,
С возвышенной величавостью,
Дерзновенно и чистосердечно,
По примеру восхваляемого [Христа]
С [высоко] поднятой головою.
11
И так велика святость ее,
Что даже тех, кто создан по Образу Божьему,
[Принимает] разборчиво по канонам [своим].
Ежели после долгих испытаний выбора
Осмелится кто-то, согрешив,
В притвор [церкви] вступить –
Не осквернится она,
Но затаит обиду на неготовых, несовершенных;
Не станет предавать анафеме,
Но смилуется над теми,
Кто не ведает меры благости;
Не истомится она,
Виновной считая себя,
Но омрачится
От наших [злых] дел.
Не позволит она дважды подойти
При неизреченном таинстве
[Причащения тела и крови] Господней,
[Как не позволил Христос
Дважды подойти Магдалине]
И ухватиться за ноги Его,
Жизнь дарящие,
Дабы случайно не опорочить жертву.
Могуществом своим сочувствует нам
И сострадает,
Сама [нисколько] не подвергаясь
Той скверне,
Что трепещет в нас;
И безгласно самовластием своим
Судит она нас, повелевая.
12
Она как ковчег некий священнейший,
Вдвойне блаженный,
Ибо спасет от погибели
В волнах жизни сей
Не [только] множество бессловесных
Сонмов звериных
И малое число людей,
Но вместе с земными соберет к себе
И [жителей] вышних, и приведет она
Не к смятения волнам,
А поднимет в выси небесные.
Подобно вскормленнику некоему,
Божьим Духом просвещенному,
Бежит она [прочь] от лукавства,
И телесные раны говорят
Не о ропоте смертном,
А о благовествовании жизни.
И не действует она по почину Ноя,
А строится повелением Творца;
И не Моисей с Веселиилом,
А Единородный [Сын] Бога-Отца
С Духом Святым ее украшают,
Не вечнодвижущейся, присноменяющейся,
А прочной навеки с неколебимой основой
Ее воздвигают.
И опять, как ковчежец из дерева,
Безмолвный, из досок сколоченный и бесчувственный,
Предводительствует [церковь] нами, зрячими,
Будто образ Бога Беспредельного,
В предварении явив нам,
Готовит нам место
В светлой жизни грядущей.
[Тот] вместе с Озой погибнет на месте,
В чью душу не проникнет [церковь] в виде креста;
Убьет [она], уничтожит тотчас и немедля,
Коль в супряге волов, к земле приверженной,
Подняв, потащат ее по земле на возу,
Точно некий сосуд рукотворный.
Говорит она не устами человечьими,
А словами ангелов.
Уха нет у нее,
Но слышит быстро и разумеет.
Нет у нее голоса, сообразно глаголющего,
Но заповеди и дела Христовы
Излагает и возглашает
Она племенам всем.
Нет подвижности связок гортани,
Но побуждает она к жизни
Неким дыханием Божественным.
Нет сочленений костей и жил,
Но, как [некогда] неисчислимому войску
Бога Всевышнего –
Оставшемуся в живых полку из воинства
Вооруженной рати иудеев
[Велено было сопровождать
Ковчег] на расстоянии двух тысяч локтей,
Так и ныне вместе с теми,
Как нечистых, лишенных святости,
Неких распаленных страстями греховными,
Хоть и избавленных от тяжких трудов с кирпичом,
Отстранив от себя,
[Церковь] сопровождает лишь на расстоянии.
И даже сущность Бога воплотившегося
Была "наречена именем камня сего";
Из, рассеченного ребра Его (Христа) испили мы все.
Не в жилах текущая кровь,
А сияние небесного света,
Пронизав единство сие (церковь),
Дарит жизнь и хранит [вечно] новой;
Не попечительство смерти подверженных Соломона либо Зоровавеля,
А мудрость Властителя всех,
[Церковь] предначертала.
И не утучняется она рукою Иакова
Елеем простым и всеми вкушаемым,
А освящается кровью Страшного
И Славой Великого.
[И это] не как дом из вещества земного,
А скорее как тело небесное из света Божьего,
[И Господь] сынов ее крестит и рукополагает.
И пестует не детей, взращенных в сей жизни земной,
А наследников царствия небесного,
Дабы вовлеченных в лоно свое
Передать в авраамово лоно.
Жених невесты этой –
Сын Бога Живого.
Дружки на свадебном пиру ее –
Патриархов сонмы.
Сама она забвению предает
Дьявольские высоты идолопоклонства,
Ибо сдружает с Богом Небесным.
Отвергает идолы всех божеств,
Ибо среди всех камней ее (церкви)
Христу поклоняются;
Разрушает открыто
Призрачные леса волхователей,
Ибо среди всех дубрав мира
По подобию с древом жизни,
В [церкви] Господь приносится в жертву.
Разбивает [она] все множество
Дьяволом обольщенных кумиров [каменных],
Ибо достохвальный камень рубин
Драгоценными каменьями и стенами живыми
Здесь утверждается.
13
Сей дивный кров богоприимный
Всецело свободен от всякого рабства.
Воспринимается он
Не как образ вышнего Сиона,
А скорее как истинный [Сион];
Не как капище, с которым идолопоклонники связаны,
Иль как место осуждения,
[С которым связаны] ярмом закона,
А приветствуется нами
Как дароносица благодеяний Господних.
Не колеблется никогда,
Преобразуясь в некую иную форму или вид,
А разрастается широко
Все с той же пышной славой;
Она сама – небеса небес
И на земле лучезарно прославляется.
Как невозможно без Отца Христова,
Так и без ее утробы материнской
[Невозможно] совершенствоваться душою.
Бродит бездомным непостижимый,
Коли в том доме не найдет крова.
Нет места у Него, у Господа всего [сущего],
Чтоб голову склонить,
Ежели только, войдя, не пребудет он [здесь],
В этом обиталище жизни.
Более, чем сводом небес высочайших,
Гордится жилищем вещественным сим.
Неиссякаем свет Божественный,
Что был на лице Моисея,
[Прикрывшего лицо свое],
И по примеру сему
[Церковь] закрыли,
Как бы убежав от Славы Лица Его.
Подобно сему и те, кто был в храме,
Не успокоились,
[Здесь же, в церкви] на торжестве величания,
[Свет тот] воспевается и восхваляется
Сонмами [тварей] разумных.
Здесь славословится с мольбою вдвойне
[Имя Господне боле],
Чем в раю благолепном.
14
Сия матерь духовная,
Небесная, светозарная,
[Боле], чем земная,
Одушевленная и телесная,
Лелеяла меня, как сына [своего].
Молоко сосцов ее – то Христова кровь,
Ежели даже кто-то напишет
С нее Образ Матери Божьей –
Не будет неправ он.
Как знамение Креста спасения
Могущество разнообразное,
Затеи многоразличные
Чудесно в жизнь претворяет;
Образ страшного суда
Является сотворенным в ней (церкви),
Им замкнули уста исступленные
Еретиков чуженравных.
Есть у нее и камни некие,
Одаренные смыслом и разумом,
Коими [тварей] зверонравных, нечистых,
Отделив, совершенно изгнав,
Навсегда [она] отлучает.
Рождает она и неких богов сотворенных –
Святые подобия
Бога Единого, Христа,
И обращена она к востоку –
К первому месту обетованного жития нашего;
Она как бы рукою ясно показывает
Путь пришествия Божьего.
И Господнею притчею о молнии
Напоминает нам, нас поучает:
Спасение будет оттуда, где солнце восходит,
И явится Христос в тот последний день, –
Толкует она тварям земным.
Изгоняет болезни,
Исцеляет недужных,
Осиливает насилие бесов.
Лоно чрева ее – купель животворящая,
В хороводе свадебного пира –
Сонмы апостолов.
Так окрепла в блаженном расцвете она,
Что сама именоваться стала
По достоинству спасителя именем,
И по имени света – Матери Божьей –
Близкими единорожденного была крещена.
Для грешников мятежных
Она – гавань покоя,
Место пиршества –
Для воинства небес,
Для осужденных в сомненье
[Церковь] – лечебница,
В ней прославляется
Благословляемая всеми
Неизреченная Троица.
15
А ежели кто рукой злонамеренной
Дерзко восстанет
Против царствия вышнего
И станет церковь почитать
Неким вымыслом вещественным,
Либо хитростью людскою,
Либо рукомеслом земным,
Основываясь на предании
О рукотворности ее,
А не даром высочайшей жизни,
Не [местом] чаяния Бога
И истолкованным Духом Святым
Предначертанием, свет обновляющим,
И благодеянием Всевышнего;
Исполнением вседаяния
И воли Создателя,
Исповедальней воскуряемой
И правой руки апостолов
Благорассудным установлением.
Говоря одним словом –
Не вратами небесными
И градом Бога Живого,
И матерью [всех] живых,
Свободных от вины;
И точным слепком облика
Видимой разумной [природы нашей],
Где познаваемое – намерения души,
И осязаемое – образ тела,
И святыней новою,
Превосходящей неизреченные слова
Старых законов,
Христовым знамением
Чудно и величаво увенчанной.
Тех, кто не исповедует так,
Отринет от лица Своего
Отец-Вседержитель
Через посредство слова,
Единосущного с Ним,
Отняв у такого залог милостей
Духа Единославного;
Закроет пред ним
Дверь к брачному ложу сему.
А мы свидетельствуем о том,
Что написали [здесь];
Во что мы верили,
То и подтверждаем
Во Имя и во Славу
Троицы Вседержащей
И Единого Божества
Во веки веков. Аминь!
То – вера моя в троицу,
А это – исповедание мое
Матери моей светозарной.