Епископ Игнатий (Брянчанинов)
О прелести...
к оглавлению
Сети миродержца
Под знамением святаго креста
веду вас, братия, на духовное зрелище. Руководителем нашим да будет великий
в угодниках Божиих Антоний, пустынножитель египетский
Он, по действию Божественного
откровения, увидел некогда сети диавола, распростертые по всему миру для
уловления человеков в погибель. Увидев, что этих сетей бесчисленное множество,
с плачем вопросил он Господа: "Господи! Кто же может миновать эти сети,
и получить спасение?" (Патерик
Скитский. - Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.).
Погружаюсь задумчиво в рассматривание
сетей дьявола. Они расставлены вне и внутри человека. Одна сеть близко
присоединена к другой; в иных местах сети стоят в несколько рядов; в других
- сделаны широкие отверстия, но которые ведут к самым многочисленным изгибам
сетей, избавление из которых кажется уже невозможным. Глядя на многокозненные
сети, рыдаю горько! Невольно повторяется во мне вопрос блаженного пустынножителя:
"Господи! Кто же может избавиться от этих сетей?"
Расставлены сети для
ума моего в различных книгах, именующих себя светом, а содержащих
в себе учениях тьмы, написанных под явным, или прикрытым влиянием мрачного
и всезлобного миродержца,
из источника - разума, поврежденного грехопадением, во лжи человечестей,
въ коварстве козней лщения (Ефес.
IV, 14.), по выражению
Апостола, писателями, которые безъ ума дмятся
отъ ума плоти своея
(Колос. II, 18.).
Ближний мой, в любви к которому я должен искать спасения, соделывается
для меня сетью, уловляющею меня в погибель, когда ум его уловлен сетями
учения, мудрования лживых и льстивых. Мой собственный ум носит на себе
печати падения, покрыт покрывалом мрака, заражен ядом лжи: сам он, обольщаемый
миродержителем, расставляет для себя сети. Еще в раю стремился он неразборчиво
и неосторожно к приобретению знания, для него гибельного, убийственного!
По падении он сделался неразборчивее, опрометчивее: с дерзостью упивается
чашею знания ядовитого, и тем решительно уничтожает в себе вкус и вожделение
к Божественной чаше знания спасительного.
Для сердца
моего сколько сетей! Вижу сети грубые и сети тонкие. Которые из них назвать
более опасными, более страшными? Недоумеваю. Ловец искусен, - и кто ускользнет
от сетей грубых, того он уловляет в сети тонкие. Конец ловитвы - один:
погибель. Сети прикрыты всячески, с отличным
искусством. Падение облечено во все виды торжества; человекоугодие,
лицемерство, тщеславие - во все виды
добродетели. Обман, темная прелесть, носят личину духовного, небесного.
Любовь душевная, часто порочная, прикрыта наружностию любви святой; сладость
ложная, мечтательная, выдается за сладость духовную. Миродержец всеми средствами
старается удержать человека в его падшем естестве: и этого довольно, без
грубых грехопадений, чтобы соделать человека чуждым Бога. Грехопадения
грубыя вполне заменятся, по верным рассчетам ловца,
гордостным мнением о себе христианина,
довольствующегося добродетелями падшего естества и вдавшегося в самообольщение,
- этим отчуждившегося от Христа.
Для тела сколько
сетей! Оно само - какая сеть! Как пользуется ими
миродержец! Посредством тела, снисходя
его унизительным наклонностям и пожеланиям, мы приближаемся к подобию скотов
бессловесных. Какая пропасть! Какое удаление, какое ниспадание от Божественного
подобия! В эту глубокую, страшно далекую от Бога пропасть мы низвергаемся,
когда предаемся грубым плотским наслаждениям, называемым, по их греховной
тяжести, падениями. Но и менее грубые плотские наслаждения не менее пагубны.
Ради их оставляется попечение о душе, забывается Бог, небо, вечность, назначение
человека. Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении,
омрачении, посредством наслаждений телесных! Через чувства, эти двери в
душу, которыми она сообщается с видимых миром, он непрестанно вводит в
нее чувственное наслаждение, неразлучных с ним грех и плен. Гремит в знаменитых
земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти
страсти представлены на земных театрах, взволнованы в земных увеселениях:
человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его
злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и кровь
Богочеловека, которою мы искуплены.
Вот слабое начертание сетей,
расставленных миродержцем для уловления христиан. Начертание слабое, но
едва ли оно не навело на вас, братия, справедливого ужаса, едва ли в душе
вашей не родился вопрос:. "Кто
же может избежать этих сетей?"
Картина страшная еще не кончена!
Еще, еще возбуждается кисть моя, водимая словом Божиим, к живописи.
Что гласит слово Божие? Оно
возвещает предсказание, сбывающееся в глазах наших, предсказание, что во
времена последние, по причине умножения беззакония изсякнетъ любы
многихъ (Матф.
XXIV, 12.). Неложное
слово Божие, более твердое, нежели небо и земля, возвещает нам умножение
в последния времена сетей диавольских и умножения числа погибающих в этих
сетях.
Точно! Гляжу на мир, - вижу:
сети диавола умножились, в сравнении с временами первенствующей Церкви
Христовой, умножились до бесконечности. Умножились книги, содержащия лжеучение;
умножились умы, содержащие и сообщающие другим лжеучение; умалились, умалились
до крайности последователи святой Истины; усилилось уважение к добродетелям
естественным, доступным для иудеев и язычников; явилось уважение к добродетелям
прямо языческим, противным самому естеству, взирающему на них, как на зло;
умалилось понятие о добродетелях христианских, не говорю уже как умалилось,
почти уничтожилось, исполнение их на самом деле; развилась жизнь вещественная;
исчезает жизнь духовная; наслаждения и попечения телесные пожирают все
время; некогда даже вспомнить о Боге. И это все обращается в обязанность,
в закон. Отъ умножения беззакония изсякнетъ любы многихъ, и техъ,
которые удержались бы в любви к Богу, если б зло не было так всеобще, если
б сети диавола не умножились до такой бесчисленности.
Справедлива была печаль блаженного
Антония. Тем справедливее печаль христианина нынешних времен, при зрении
сетей диавольских; основателен плачевный вопрос: "Господи! Кто же из человеков
может миновать эти сети и получить спасение?"
На вопрос преподобного пустынножителя
последовал от Господа ответ: "Смиренномудрие минует эти сети, и оне не
могут даже прикоснуться к нему".
Божественный ответ! Как он
отъемлет от сердца всякое сомнение, изображает в кратких словах верный
способ победы над сопостатом нашим, способ расторжения, уничтожения многоплетенных
его козней, устроенных при помощи многолетней и многозлобной его опытности.
Оградим смирением ум, не
позволяя ему стремиться безразборчиво, опрометчиво к приобретению знаний,
как бы новость их и важность их заглавий ни приманивали нашей любознательности.
Охраним его от испытания лжеучений, прикрытых именем и личиною христианского
учения. Смирим его в послушание Церкви, низлагая всякое помышление, взимающееся
на разум Христов (2 Кор. Х, 5.),
на разум Церкви. Прискорбен сначала для ума тесный путь послушания Церкви;
но он выводит на широту и свободу разума духовного, пред которым исчезают
все мнимые несообразности, находимые плотским и душевным разумом в точном
повиновении Церкви. Не дозволим ему чтения о духовных предметах другого,
кроме как в книгах, написанных писателями истинной Церкви, о которых сама
Церковь засвидетельствовала, что они - органы Святаго Духа. Читающий святых
писателей неприметно приобщается обитающему в них и глаголющему ими Святому
Духу; читающий сочинителей еретических, хотя бы они своим еретическим сонмищем
и украшены были прозванием святых, приобщается лукавому духу прелести (Святый
Петр Дамаскинъ. Добротолюбие, ч. О рассуждении.):
за непослушание
Церкви, в котором - гордость, он впадает в сети миродержителя.
Как поступить с сердцем?
- Привьем к этой дикой маслине сучец от маслины плодовитой, привьем к нему
свойства Христовы, приучим его к смирению евангельскому, будем принуждать
насильно к принятию воли Евангелия. Увидев его разногласие с Евангелием,
непрестанное противоречие, непокорность Евангелию, увидим в этом противодействии,
как в зеркале, наше падение. Увидев падение наше, восплачем о нем пред
Господом, Создателем нашим и Искупителем, возболим
печалию спасительною; дотоле будем
пребывать в этой печали, доколе не узрим исцеления нашего. Сердце сокрушенно
и смиренно Богь не уничижить (
Пс. L. 19.), преданием
его в ловитву врагу. Бог - Создатель наш и полный Владыка: Он может воссоздать
сердце наше, - и претворит Он сердце, неотступно вопиющее Ему плачем и
молитвою, из сердца грехолюбивого в сердце боголюбивое, святое.
Будем хранить телесные чувства
наши, не впуская чрез них грех в клеть душевную Обуздаем любопытное око
и любопытное ухо; возложим жесткую узду на малый член тела, но производящий
сильные потрясения, на язык наш; смирим бессловесные стремления тела воздержанием,
бдением, трудами, частым воспоминанием о смерти, внимательною, постоянною
молитвою. Как непродолжительны телесные наслаждения! Каким смрадом они
оканчиваются! Напротив того тело, огражденное воздержанием и хранением
чувств, омовенное слезами покаяния, освященное частыми молитвами, зиждется
таинственно в храме Святаго Духа, соделывающего все покушения врага на
человека безуспешными.
"Смиренномудрие
минует все сети диавольские,
и оне даже не
могут прикоснуться к нему".
Аминь.
1846
года. Сергиева Пустынь.
к оглавлению