Епископ Игнатий (Брянчанинов)
О прелести...
к оглавлению
О прелести (I часть)
Ученик. Дай
точное и подробное понятие о прелести. Что такое - прелесть?
Старец. Прелесть
есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние
всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших.
Все мы - в прелести (Начало
3-го Слова преподобного Симеона, Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни
1852 года).
Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть
- признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены,
все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина
есть Господь наш Иисус Христос (Иоак.VIII.32.-14,6.).
Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием
молитвою к этой Истине, - н Она извлечет нас из пропасти самообольщения
и обольщения демонами. Горестно - состояние наше! Оно - темница, из которой
мы молим извести нашу душу, исповедатися имени Господню
(Псал. CXLIV, 8.).
Оно - та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь каша позавидовавшим
нам и погнавшим нас врагом (Псал.
СХLII, 3.).
Оно - плотское мудрование (Рим,
VIII. 6.)
и лжеименный разум (1 Тим.
VI, 20.),
которыми заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающей
её цветущим здравием. Оно - плоть и кровь, которые царствия Божия
наследити не могутъ (1Кор.ХV,50.).
Оно - вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который
есть воскрешение и животъ (Иоан.Х1.25.).
Таково наше состояние. Зрение его - новый повод к плачу. С плачем возопием
к Господу Иисусу, чтобы он вывел нас из темницы, извлек из пропастей земных,
исторг из челюстей смерти. "Господь наш Иисус Христос", - говорит преподобный
Симеон, Новый Богослов, - потому и сошел к нам, "что восхотел "изъять нас
из плена и из злейшей прелести" (Начало
3-го Слова.).
Ученик.
Это объяснение недовольно доступно для моих понятий: нуждаюсь в объяснении
более простом, более близком к моему уразумению.
Старец. В средство погубления
человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт.
III, 13.).
По этой причине Господь назвал диавола ложью,
отцомъ лжи и человекоубийцею искони (Иоан.
VIII, 44.).
Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому
что последнее есть непременное последствие первой. Словом "искони"
указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием
к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству,
к погублению человеков. Начало зол
- ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль!
При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертию человечество
в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть,
признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя
неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша.
"Змий прельсти мя, - сказала она, - и ядохъ" (Быт.
III, 13.). С того
времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольном
невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле,
извращенному разуму, извращенному сердечному чувству. Произвольно: потому
что в нас еще есть остаток свободы в избрании добра и зла. Невольно: потому,
что этот остаток свободы не действует как полная свобода; он действует
под неотъемлемым влиянием повреждения грехом. Мы родимся такими; мы не
можем не быть такими: и потому все мы, без всякого исключения, находимся
в состоянии самообольщения и бесовской прелести. Из этого воззрения на
состояние человеков в отношении к добру и злу, на состояние, которое по
необходимости принадлежит каждому человеку, вытекает следующее определение
прелести, объясняющее её со всею удовлетворительностью: прелесть есть
усвоение человекомъ лжи, принятой имь за истину. Прелесть действует
первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей,
она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев
сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет
самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести
есть состояние погибели или вечной смерти.
Со времени падения человека
диавол получил к нему постоянно свободный доступ (Цитата
из преподобного Симеона, Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего,
Доброт., ч. 2. - Преподобный Макарий Великий, Слово 7. гл. 2.).
Диавол имеет право на этот доступ: его власти, повиновением ему, человек
подчинил себя произвольно, отвергнув повиновение Богу. Бог искупил человека.
Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться, или Богу, или
диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу
доступ к человеку. Очень естественно, что диавол употребляет все усилия
удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее
порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие
- ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние
самообольщения; наши страсти - эти болезненныя влечения - он приводит в
движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается
склонить нас к удовлетворению страстям. Верный Слову Божию не дозволяет
себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага
(Иаков. IV, 7.):
действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения,
укрощая страсти, этим уничтожая мало по малу влияние на себя падших духов,
он мало по малу, выходит из состояния прелести в область истины и свободы
(Иоан. VIII, 32.),
полнота которых доставляется осенением Божественной благодати. Неверный
учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и
из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет
остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние
людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той
страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени,
в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть,
то есть, чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение
с диаволом и в порабощение ему - находятся в прелести, суть храмы и орудия
бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада.
к оглавлению