Епископ Игнатий (Брянчанинов)
О прелести...
к оглавлению
О ревности душевной и духовной
Иноку надо весьма остерегаться
плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою,
в сущности - безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие,
по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её
источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью
по вере, по благочестию, по церкви, по Богу. Она заключается в более или
менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях
и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые
ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь
ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители,
- не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых,
то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго
Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно
обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает,
что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он
действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами. Подобает
помнить заповедание Спасителя: "Что же видиши сучецъ, иже во оце
брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоемъ, не чуеши? Или како речеши
брату твоему: остави, да изму сучець изъ очесе твоего: и се бревно въ оце
твоемъ? Лицемере, изми первее бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти
сучецъ изъ очесе брата твоего" (
Матф. VII, 3-5.).
Что такое - бревно? Это - плотское мудрование, дебелое как бревно, отъемлющее
всю способность и правильность у зрительной силы, дарованной Создателем
уму и сердцу. Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно
судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит
о себе и о других так, как представляется себе он сам, и как представляются
ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно: и потому
Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером. Христианин, по исцелении
себя Словом Божиим и Духом Божиим, получает правильный взгляд на свое душевное
устроение и на душевное устроение ближних. Плотское мудрование, поражая
бревном согрешающего ближнего, всегда смущает его, нередко губит, никогда
не приносит и не может принести пользы, нисколько не действует на грех.
Напротив того, духовное мудрование действует исключительно на душевный
недуг ближнего, милуя ближнего, исцеляя и спасая его. Достойно замечания,
что по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают
казаться весьма маловажными, как искупленные Спасителем и удобно врачуемые
покаянием - те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму
казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование,
будучи само бревном, придавало им такое огромное значение. Плотское мудрование
видит в ближнем и такие грехи, каких в нем вовсе нет: по этой причине увлекавшиеся
безрассудною ревностью часто впадали в оклеветание ближнего и соделывались
орудием и игралищем падших духов. Преподобный Пимен Великий рассказывал,
что некоторый инок, увлекшийся ревностью, подвергся следующему искушению:
он увидел другого инока лежащим на женщине. Долго боролся инок с помыслом,
понуждавшим его остановить согрешающих, и, наконец, побежденный, толкнул
их ногою, сказав: перестаньте же! Тогда оказалось, что это были два снопа
(Алфавитный Патерик.).
Преподобный авва Дорофей рассказывает,
что в бытность его в общежитии аввы Серида, некоторый брат оклеветал другого
брата, будучи увлечен безрассудной ревностью, которая всегда сопряжена
с подозрительностью и мнительностью, очень способна к сочинениям. Обвинивший
винил обвиняемого в том, что этот рано утром крал из сада смоквы и ел их:
по произведенному игуменом исследованию оказалось, что оклеветанный в указанное
утро находился не в монастыре, а в одном из соседних селений, будучи послан
туда экономом, и возвратился в монастырь только к тому времени, как оканчивалась
Божественная Литургия (Преподобного
Аввы Дорофея Поучение 9-е.).
Если хочешь быть верным, ревностным сыном православной Церкви, то достигай
этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего. Не дерзни
обличать его! Не дерзни учить его! Не дерзни осуждать и укорять его! Это
- деяние не веры, а безрассудной ревности, самомнения, гордыни. Спросили
Пимена Великого: уго такое вера? Великий отвечал: "Вера заключается в том,
чтобы пребывать в смирении и творить милость" (Алфавитный
Патерик.), то
есть, смиряться перед ближними и прощать им все оскорбления и обиды, все
согрешения их. Так как безрассудные ревнители в начальную причину своей
ревности выставляют веру, то да знают они, что истинная вера (Здесь
разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их смотри Добротолюбие
ч. 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 16-я),
а следовательно и истинная ревность, должны выражаться в смирении пред
ближними и в милости к ним. Предоставим суд над человеками и обличение
человеков тем человекам, на которых возложена обязанность судить братий
своих и управлять ими. "Имеющий ложную ревность, - сказал святой Исаак
Сирский, - недугует великим недугом.
О человек, мнящий износить ревность против чужих недугов, ты отрекся от
здравия души твоей! Потрудись со тщанием о здравии души твоей. Если же
желаешь уврачевать немощных, то знай, что больные нуждаются более в уходе
за ними, нежели в жестких обличениях. Но ты, иным не помогая, сам себя
ввергаешь в тяжкую и мучительную болезнь. Эта ревность в человекахъ не
признается одним из видов премудрости, но причисляется к недугам души,
есть признак скудости (духовного) разума, признак крайнего невежества.
Начало премудрости Божией - тихость и кротость, свойственные великой и
крепкой душе, основательнейшему образу мыслей и носить человеческие немощи.
Вы бо сильный, говорит Писание, немощи немощныхъ носите
(Рим. XV. 1.),
и: согрешающаго исправляйте духомь кротости (Галат.VI.1.).
Мир и терпение причисляет Апостол к плодам Святаго Духа (Слово
89.).
В другом слове преподобный
Исаак говорит: "Не возненавидь грешного, потому что мы все грешны. Если
ты ради Бога подвизаешься против него (грешника), то пролей о нем слезы.
Для чего же ты и ненавидишь его? Возненавидь грехи его, а о нем помолись,
и тем уподобишься Христу, Который не негодовал на грешников, но молился
о них. Не видишь ли, как Он плакал о Иерусалиме? И мы во многих случаях
служим посмешищем для диавола. Зачем же ненавидим того, над кем посмеивается
посмеивающийся и над нами диавол? Зачем ты, о человек, ненавидишь грешника?
За то ли, что он не так праведен, как ты? Где же твоя правда, когда у тебя
нет любви! Отчего ты не восплакал о нем, но гонишь его? Некоторые, мнящие
о себе, что они здраво судят о делах грешников, и (по этому поводу) гневаются
на них, действуют так из своего невежества" (Слово
90.). Великое
бедствие - самомнение! Великое бедствие - отвержение смирения! Великое
бедствие - то душевное устроение и состояние, при котором инок, не будучи
призван или вопрошаем, по собственному сознанию своего достоинства, начинает
учить, обличать, укорять ближних! Будучи спрошен, или откажись дать совет
и сказать свое мнение, как ничего не знающий, или, при крайней нужде, скажи
с величайшей осторожностью и скромностью, чтоб не уязвить себя тщеславием
и гордостью, а ближнего словом жестким и безрассудным. Когда за труд твой
в вертограде заповедей. Бог сподобит
тебя ощутить в душе твоей ревность Божественную, тогда ясно увидишь, что
эта ревность будет побуждать тебя к молчанию и смирению пред ближними,
к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них, как сказал святой
Исаак Сирский (Слово 38.).
Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови! Он погашает
в ней разгорячение, приводит в спокойное состояние (До6ротолюбие
ч.1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием
Синаитом.). Ревность
плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием
многочисленных помыслов и мечтаний. Последствиями слепой и невежественной
ревности, если ближний ей воспротивится, обыкновенно бывают негодование
на него, памятозлобие, мстительность в различных видах, а если покорится
- тщеславное довольство собою, возбуждение и умножение наших высокоумия
и самомнения.
к оглавлению