Епископ Игнатий (Брянчанинов)
О прелести...
к оглавлению
О сновидениях
Демоны употребляют для возмущения
и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные
иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо
сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество
еще не обновлено Святым Духом.
Во время сна человеческого
состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится
в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время
его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время
сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно
под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность,
которая необходима для существования, и не может быть отделена от него.
В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют
дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания
и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию
бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным
мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным,
как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений
человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию
естества. Иногда, сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных
размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного
настроения. Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно
иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых
видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности
других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование
чего нет никакой причины?
Демоны, имея доступ к душам
нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время
сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание.
Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам
занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести
нас мало по малу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением,
а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся
деятельность наша лишается правильности: это-то демонам и надо. Преуспевшим
в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников
и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство,
обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни.
Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать,
что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть
иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как
во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы
и мечтания из падшего естества, или приносятся демонами, так и во время
сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов.
Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося
от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием - только
эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной
святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию
кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам
Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный
и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению,
к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или
даже и явному, и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию;
даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати - нет!
По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит
нас в самомнение, и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего
спасения. Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека,
изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что
содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее
излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям
для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имутъ
Moucea и Пророки: да послушаютъ ихъ.
Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто изъ мертвыхъ идетъ к нимь,
покаются: то получил в ответ: аще Моисеа и Пророковъ не послушають, и аще
кто изь мертвыхъ воскреснетъ,
не имутъ веры (Лук.
XVI, 27-31.).
Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, страшного
суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время,
потом рассеялись, забыли о виденном, и вели жизнь беспечную, напротив того
не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно
пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния, и в радости, рождаемой
извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.
Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях
нижеследующим образом: "Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних,
предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, покушаются
возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими,
или умирающими или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти.
Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать
её. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по
пронырству своему будущее, и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении
видений пришли в недоумение, и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились
помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для
тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит
совершающееся в воздушном пространстве, и, уразумев, что кто-нибудь умирает,
возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают
по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам
смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ
мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся
погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести
(бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть, смерть, отчего
мы, проснувшись исполняемся трепета и сетования.
Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над
нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям, вполне неискусен,
а неверующий никакому сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам,
которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить
отчаяние, то и такие сны от бесов" (Прибавление
к Слову 3-му. Святый Иоанн Лествичник.).
- Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском,
что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения
бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания
на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг,
и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения,
которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился
в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в
великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а
христиан, томимыми в адских муках. При этом демон - разумеется в образе
ангела или какого ветхозаветного праведника - дал совет иноку принять иудейство
для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок
без малейшего промедления и исполнил (Слово
о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI.).
- Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным
инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный
вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно
вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.
Естество, обновленное Святым
Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и
коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного - Святый Дух.
"На них же осияла Божественного Духа благодать, - сказал преподобный Макарий
Великий, - и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть"
(Слово 7, гл. 12.).
И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных
и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся
во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие
в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в
них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение.
Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова;
во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Матф.,
гл. 1 и II.).
Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение.
Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще
в борьбе со страстями.
к оглавлению