Епископ Игнатий (Брянчанинов)
О прелести...
к оглавлению
Об отшельнической жизни
Да не будет сокрытым
от возлюбленнейших братий, что возвышеннейшие роды иноческого жительства,
как-то отшельничество в глубокой пустыне или безмолвие в затворе, также
жительство при Духоносном старце с безусловным послушанием ему, устроились
не по случаю, не по произволу и разуму человеческому, но по особенному
смотрению, определению, призванию и откровению Божиим. Антоний Великий,
глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню, уже облекшись
силою Свыше, и не иначе, как призванный Богом. Хотя этого и не сказано
ясно в житии его, но дальшнейшие события жизни Преподобного доказывают
это с ясностью. О том же, что в глубочайшую (внутреннюю) пустыню для строжайшего
безмолвия он был наставлен Божественным гласом и повелением, сказано и
в житии его (Житие преподобного
Антония Великого. Четьи-Минеи 17-го января и Vitae Patrum Patrologiae coursus
complectus, Т. LXXUI. ).
Преподобному Макарию Великому, современнику преподобного Антония, несколько
младшему его, явился Херувим, показал бесплодную, дикую равнину - впоследствиии
знаменитый Египетский Скит - заповедал поместиться в ней на жительство,
и обетовал, что пустынная равнина населится множеством отшельников (
Алфавитный Патерик.).
Арсений Великий, находясь в царских палатах, молил Бога, чтоб ему указан
был путь спасения, и услышал глас: "Арсений! бегай от человеков и спасешься".
Арсений удалился в упомянутый Скит, там снова умолял Бога наставить его
спасению и снова услышал глас: "Арсений! Убегай (человеков), молчи, безмолвствуй:
это корни безгрешия" (Алфавитный
Патерик и Достопамятные Сказания.).
Преподобная Мария Египетская призвана к отшельничеству в Заиорданской пустыне
повелением Божьиим (Четьи-Минеи.
1 апреля.). Бог,
призывавший к безмолвию и отшельничеству избранных Своих, то есть тех,
которых Он провидел способными к безмолвию и отшельничеству, предоставлял
им такие пособия и средства для этого жительства, каких человек сам по
себе иметь не может. И в те времена, в которые монашество процветало, в
которые много было Духоносных руководителей, редкие признавались способными
к безмолвию, в особенности к отшельничеству. "Истинное, разумное безмолвие,
- говорит святой Иоанн Лествичник, - могут проходить немногие, и именно
только те, которые стяжали Божественное утешение, поощряющее их в подвигах
и помогающее в бранях" (Слово
4, гл. 120.).
"Безмолвие губит неопытных" (Слово
27, гл. 5.). Затворники
и отшельники часто подвергались величайшим душевным бедствиям: подвергались
бедствиям те из них, которые вступили в затвор самопроизвольно, не призванные
Богом.
В Прологе читается следующая
повесть: в Палестине был некоторый монастырь при подошве большого и высокого
утеса, а в утесе был вертеп (пещера) над монастырем. Монахи того монастыря
рассказывали: "За несколько времени пред сим один из нашего братства возымел
желание жить в вертепе, что в горе, и просил о том игумена. Игумен имел
дар рассуждения. Он сказал брату: "Сын мой, как ты хочешь жить один в вертепе,
еще нисколько не преодолев плотских и душевных страстных помыслов? Желающему
безмолвствовать должно быть под руководством наставника, а не самому управлять
собою. Ты, нисколько не достигши надлежащей меры, просишь у моей худости,
чтоб я дозволил тебе одному жить в вертепе, а я думаю, что ты не разумеешь
различных сетей диавольских. Гораздо лучше тебе служить отцам, получать
от Бога помощь их молитвами, с ними в назначенные часы славить и воспевать
Владыку всех, нежели одному бороться с нечестивыми и злохитрыми помыслами.
Не слышал ли ты, что говорит Богогласный Отец Иоанн, писатель Лествицы:
"Горе жительствующему наедине, если он впадет в уныние или ленность, то
некому восставить его! А где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди
их, сказал Господь". Так говорил ему игумен, но не мог отвлечь инока от
душепагубных помыслов. Видя непреодолимое желание брата и неотступные его
просьбы, игумен, наконец, дозволил ему жить в вертепе. Напутствованный
молитвою игумена, он взошел в вертеп. В часы употребления пищи приносил
её к вертепу один из монастырской братии, а затворник имел на веревке корзину,
которую спускал, и принимал пищу. Когда он пробыл несколько времени в вертепе,
диавол, всегда борющийся с желающими жить богоугодно, начал смущать его
злыми помыслами день и ночь; чрез несколько же дней, преобразившись в светлого
ангела, явился к нему и сказал: "Да будет тебе известно, что ради твоей
чистоты и благонравного жития. Господь
послал меня прислуживать тебе". Монах отвечал: "Что сделал я доброго, чтобы
ангелы служили мне?" Диавол возразил: "Все, что ты сделал, велико и высоко.
Ты оставил красоты мира, и сделался монахом, трудишься в посте, молитвах
и бдении; опять ты, оставив монастырь, поместился на жительство здесь:
как же ангелам не служить твоей святыне?" Этими речами душегубец-змей привел
его в надмение, в гордость и начал постоянно являться ему. Однажды некоторый
человек, обокраденный ворами, пошел к монаху. Нечистый бес, который обольщая
его, являлся ему в виде ангела, сказал ему: "Этот человек окраден ворами;
украденное скрыто в таком-то месте: скажи ему, чтоб он пошел туда и взял
свое". Человек, пришедши к вертепу, поклонился, а монах сверху говорит
ему: "Хорошо, брат, что ты пришел! Я знаю: тебя постигла скорбь, потому
что к тебе приходили воры, украли и то и то. Не печалься! Они положили
украденное там-то: поди туда и найдешь все, а за меня молись". Человек
удивился, послушался и нашел украденное. Он прославил монаха во всей стране
той, говоря, что монах, живущий в вертепе,
пророк. К монаху начало стекаться множество людей; слушая его, они приходили
в удивление от учения, которое он преподавал по внушению диавола. Он предсказывал,
и предсказания его сбывались. Несчастный провел немалое время в таком обольщении.
Во второй день второй недели по вознесении Господа нашего Иисуса Христа
скверный бес явился монаху и сказал ему: "Знай, отец, что ради непорочного
и равноангельного жития твоего придут другие ангелы, и тебя, в теле, возьмут
на небо: там, со всеми ангелами, будешь наслаждаться зрением неизреченной
красоты Господней". Бес, сказавши это, сделался невидим. Но человеколюбивый
и многомилостливый Бог, нехотящий погибели человеческой, вложил в сердце
монаху возвестить о случившемся игумену. Когда пришел брат, обычно приносивший
пищу затворнику, затворник, выглянув из вертепа, сказал ему: "
Брат! Поди, скажи игумену, чтоб пришел сюда". Брат передал это игумену.
Игумен поспешил придти; по лестнице взошел он в вертеп к затворнику и сказал
ему: "По какой причине, сын мой, ты повелел мне придти сюда?" Он отвечал:
"Чем воздам тебе, святой отец, за все, что ты сделал для моего недостоинства!"
Игумен сказал: "Что доброе сделал я тебе?" Монах: "Поистине, отец, чрез
посредство твое я сподобился многих и великих благ. Тобою я облечен в ангельский
образ; при твоем посредстве вижу ангелов, и сподобляюсь беседовать с ними;
при твоем посредстве я приял дар прозорливства и пророчества". - Игумен,
услышав это, удивился и сказал: "Несчастный! Ты ли видишь ангелов? Ты ли
сподобился дара прозорливства? Горе тебе, несчастный! Не говорил ли я тебе:
не ходи в вертеп, чтоб бесы не обольстили тебя". Когда игумен говорил это,
брат возражал ему так: "Не говори этого, честный отец! Ради твоих святых
молитв я вижу ангелов: завтра же я буду вознесен ими на небеса с телом
моим. Да ведает твоя святыня, что я хочу просить у Господа Бога нашего,
чтоб и тебя взяли ангелы, чтоб и ты был со мною в небесной славе". Услышав
это, игумен грозно сказал ему: "Ты обольщен демоном, несчастный! Однако,
если я пришел сюда, то не уйду отсюда: останусь здесь посмотреть, что случится
с тобою. Скверных бесов, которых ты называешь ангелами, я не увижу, но
ты, когда увидишь, что они пришли, скажи мне". Игумен велел взять прочь
лестницу, и остался в вертепе с прельщенным, пребывая в посте и непрестанном
псалмопении. Когда наступил час, в который прельщенный надеялся вознестись
на небеса, он увидел пришедших бесов и сказал: "Пришли, отец". Тогда игумен
обнял его и возопил: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги прельстившемуся
рабу твоему и не попусти нечистым бесам возобладать им". Когда игумен говорил
это, бесы схватили и начали тащить прельщенного, усиливаясь исторгнуть
его из объятий игумена. Игумен запретил бесам. Они, сорвав с прельщенного
мантию его, исчезли. Мантия была видна возносящеюся по воздуху на высоту
и, наконец, скрылась. По прошествии довольного времени мантия опять показалась
летящею вниз и упала на землю. Тогда старец сказал прельщенному: "Безумный
и несчастный! Видишь, как бесы поступили с твоею мантией: так намеревались
поступить они и с тобой. Они намеревались тебя, как Симона волхва, вознести
на воздух и спустить вниз, чтоб ты сокрушился и бедственно изверг окаянную
душу". Игумен призвал монахов, велел им принести лестницу, свел прельщенного
из вертепа в монастырь и назначил ему служение в пекарне, в поварне и в
прочих монастырских послушаниях, чтоб смирились его помыслы. Таким образом
он спас брата" (Пролог,
января 9-й день.).
Тяжкому искушению подверглись
по причине рановременного вступления в затвор наши соотечественники, преподобные
Исаакий (Патерик Печерский
и Четьи-Минеи 14-го февраля.)
и Никита (Патерик Печерский
и Четьи-Минеи 31 января.) Печерские.
Заметно из жизнеописания преподобного Исаакия, современника преподобных
Антония и Феодосия, что он вступил в затвор по собственному произволу.
Он проходил усиленнейший телесный подвиг; стремление к подвигу, еще более
усиленному, внушило ему заключиться в одной из теснейших пещер Киево-Печерского
монастыря. Пищей его была просфора, а питием - вода, и эту скуднейшую пищу
он принимал чрез день. При таком усиленном телесном подвиге и при недостатке
опытных сведений о подвиге и борьбе душевных, невозможно не дать некоторой
цены и подвигу своему и себе. На внутреннем настроении подвижника обыкновенно
основывается искушение, наносимое ему бесами. "Если человек, - говорит
преподобный Макарий Египетский, - сам собой не даст повода сатане подчинить
его своему влиянию: то сатана никак не может возобладать им насильно" (Слово
4. гл. 12.). Бесы
предстали Исаакию в виде светлых ангелов; один из них сиял более других;
бесы назвали его Христом и требовали поклонения ему от подвижника. Подвижник
поклонением, подобающим единому Богу и возданным дьяволу, подчинил себя
бесам, которые измучили его насильственным телодвижением (плясанном) до
полусмерти. Преподобный Антоний, прислуживавший затворнику, пришел к нему
с обычной пищей, но увидев, что затворник не подает никакого голоса, и
поняв, что с ним случилось что-нибудь особенное, разломал с помощью других
монахов вход, наглухо заложенный, в пещеру Исаакия. Его вынесли, как мертвого
и положили пред пещерой; заметив же, что он еще жив, снесли в келью на
постель. Преподобные Антоний и Феодосии, один вслед за другим, ходили за
ним. Исаакий от искушения расслабел умом и телом: не мог ни стоять, ни
сидеть, ни, лежа, поворотиться со стороны на сторону; он лежал в течении
двух лет неподвижно, нем и глух. На третий год он проговорил и просил,
чтоб его подняли и поставили на ноги. Потом начал учиться ходить, как дитя,
но не выражал никакого желания, ниже мысли посетить церковь; к этому едва
и насильно принудили его; он начал мало-помалу ходить в храм Божий. После
этого начал ходить и в трапезу, и мало-помалу научился употреблять пищу;
в те два года, в которые он лежал неподвижно,
он не вкусил ни хлеба, ни воды. Наконец, он освободился совершенно от страшного
и чудного впечатления, произведенного на него явлением и действием бесов.
Впоследствии преподобный Исаакий достиг высоких мер святости. Преподобный
Никита был моложе преподобного Исаакия, но современен ему. Увлекаемый ревностью,
он просил игумена благословить его на подвиг в затворе. Игумен - был тогда
игуменом преподобный Никон - возбранил ему, говоря: "Сын мой! Неполезно
тебе, молодому, быть в праздности. Лучше жить с братией: служа им, ты не
погубишь мзды своей. Ты сам знаешь, как Исаакий пещерник был прельщен бесами
в затворе: он погиб бы, если б особенная благодать Божия, за молитвы преподобных
отцов наших, Антония и Феодосия, не спасла его". Никита отвечал: "Я никак
не прельщусь чем-нибудь подобным, но желаю крепко стать против бесовских
козней и молить человеколюбца Бога, чтоб он и меня сподобил дара чудотворения,
как Исаакия затворника, который и поныне совершает многие чудеса". Игумен
опять сказал: "Желание твое выше твоей силы; блюди, чтоб, вознесшись, не
ниспасть. Я, напротив того, повелеваю тебе служить братии, и получишь венец
от Бога за твое послушание". Никита, увлекаемый сильнейшею ревностью к
затворническому житию, нисколько не хотел внимать тому, что говорил ему
игумен. Он исполнил задуманное: заключил себя в затворе и пребывал в нем,
молясь и никуда не выходя. По прошествии некоторого времени, однажды, в
час молитвы, он услышал голос, который молился вместе с ним, и обонял необыкновенное
благоухание. Обольстившись, он сказал сам себе: "Если б это не был ангел,
то он не молился бы со мною, и не было бы слышно благоухание Святаго Духа.
Затем Никита стал прилежно молиться, говоря: "Господи, явись мне Сам разумно,
да вижу Тебя". Тогда был к нему глас: "Ты молод! Не явлюсь тебе, чтоб ты,
вознесшись, не ниспал". Затворник со слезами отвечал: "Господи! Я никак
не прельщусь, потому что игумен научил меня не внимать бесовской прелести,
а сделаю все, что ты мне ни прикажешь". Тогда душепагубный змей, прияв
над ним власть, сказал: "Невозможно человеку, находящемуся во плоти, видеть
меня, но вот! Я посылаю ангела моего, чтоб пребывал он с тобою: ты исполняй
его волю". С этими словами предстал пред затворника бес в виде ангела.
Никита пал к ногам его, покланяясь ему, как ангелу. Бес сказал: "Отселе
ты уже не молись, но читай книги, чрез что вступишь в непрестанную беседу
с Богом и получишь возможность преподавать душеполезное слово приходящим
к тебе, а я буду непрестанно молить Творца всех о твоем спасении". Затворник,
поверив этим словам, обольстился еще более: он перестал молиться, занялся
чтением, видел беса непрестанно молящимся,
радовался, полагая, что ангел молится за него. Потом он начал много беседовать
с приходящими из Писания и проповедовать подобно Палестинскому затворнику.
О нем пошла слава между мирскими людьми и при великокняжеском дворе. Собственно
он не пророчествовал, а сказывал приходящим, будучи извещаем соприсутствовавшим
бесом, где положено украденное, где что случилось в дальнем ему месте.
Во времена наши в Москве, в доме умалишенных,
находился подобный пророк, к которому стекалось множество любопытных. Имя
пророку - Иван Яковлевич. Некоторого пустынного монаха посетили московские
жители и начали пред ним выхволять своего пророка. Они говорили, что в
даре прозорливства его убедились собственным опытом, спросив его о своем
родственнике, находившемся в Нерчинске в каторжной работе. Иван Яковлевич
с час времени не давал ответа. Когда вопросившие понуждали скорее дать
ответ, то он сказал им: "А до Нерчинска далеко-ли?" Они отвечали: "Более
6000 верст". - Так скоро ли туда сбегаешь! - возразил пророк. Ответ его
состоял в том, что у ссыльного обтерлись ноги до крови. Чрез несколько
времени вопрошавшие получили от Нерчинского родственника письмо, в котором
он описывал тяжесть своего положения и упоминал, что ноги его обтерты до
крови кандалами. "Представьте себе, каково прозорливство Ивана Яковлевича!"
- заключили таким возгласом рассказ свой москвичи. Монах отвечал: "Прозорливства
тут нет, а тут - очевидное сношение с падшими духами. Свитый Дух не имеет
нужды во времени: Он немедленно возвещает тайны и земные, и небесные. Иваном
Яковлевичем посылан был находившийся при нем бес из Москвы в Нерчинск,
и принес сведение пустое, вещественное, удовлетворяющее тщеславию пророка
и любопытству плотских людей, его вопрошавших. Святый Дух всегда возвещает
что-нибудь духовное, душеспасительное, существенно нужное, а падший дух
возвещает всегда что-либо плотское, как пресмыкающийся по своем падении
в греховных страстях и вещественности". В образец действия и характера,
принадлежащих святому прозорливству, даруемому Богом, представляем замечательное
событие из церковной истории. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский,
поведая епископу Аммонию о бегстве своем от императора Иулиана богоотступника,
говорит: "В эти времена я видел великих мужей Божиих, Феодора, настоятеля
Тавенисиотских монахов и Паммона, авву монахов, живших в окрестностях Антинои.
Я, вознамерившись укрыться у Феодора, взошел в его лодку, которая была
прикрыта со всех сторон; Паммон сопутствовал нам по чувству уважения. Ветер
не благоприятствовал; я молился в стесненном сердце: монахи Феодора, вышедши
на берег, тащили лодку. Авва Паммон, видя печаль мою, утешал меня. Я отвечал
ему: поверь мне, что сердце мое не имеет столько мужества во время мира,
сколько имеет во время гонений: потому что, страдая за Христа и укрепляемый
Его благодатью, уповаю полнить тем большую милость от Него, хотя бы и убили
меня. Еще я не кончил этих слов, как Феодор взглянул на авву Паммона и
улыбнулся; Паммон взаимно взглянул на него, улыбаясь. Я сказал им: "С чего
смеетесь вы словам моим, не обвиняете ли меня в робости?". Феодор, обратясь
к Паммону, говорит: "Скажи Патриарху причину нашего смеха". Паммон отвечал:
"Это принадлежит тебе". Тогда Феодор сказал: "Сей час убит Иулиан в Персии,
как предрек о нем Бог: прозорливый и обидчивый муж и величавый ничесоже
скончает (Аввак. II, 5.). Восстанет император христианин, муж
превосходный, но жизни краткой. Почему не углубляйся в Фиваиду, не утруждай
себя, но тайно отправься навстречу новому императору: ты увидишься с ним
на пути, будешь принят им очень благосклонно и возвратишься к своей Церкви,
а его возьмет Бог скоро из этой жизни. Все и случилось так" (Sancti Athanasii
opera omnia. torn. 2, рад. 979-982.).
Так он дал знать великому
князю Изяславу о убиении Новгородского князя Глеба, и совет послать в Новгород
на княжение великокняжеского сына. Этого дастаточно было для мирян, чтоб
провозгласить затворника пророком. Замечено, что миряне и самые монахи,
не имеющие духовного рассуждения, почти всегда увлекаются обманщиками,
лицемерами и находящимися в бесовской прелести, признают их за святых и
благодатных. Никто не мог сравняться с Никитою в знании Ветхого Завета;
но он не терпел Нового Завета, никогда не заимствовал своей беседы из Евангелия
и Апостольских Посланий, не позволял, чтоб кто из посетителей его напомнил
что-либо из Нового Завета. По этому странному направлению его учения отцы
Киево-Печерского монастыря уразумели, что он прельщен бесом. Тогда в монастыре
было много святых иноков, украшенных благодатными дарами. Они молитвою
своею отогнали беса от Никиты; Никита перестал видеть его. Отцы вывели
Никиту из затвора и спрашивали, чтоб он сказал им что-нибудь из Ветхого
Завета; но он с клятвою утверждал, что никогда не читал этих книг, которые
прежде знал наизусть. Оказалось, что он забыл даже читать от впечатления
произведенного бесовскою прелестью, и едва, с большим трудом, снова выучили
его чтению. Молитвами святых Отцов приведенный в себя, он познал и исповедал
свой грех, оплакал его горькими слезами, достиг высокой меры святости и
дара чудотворения смиренным житием посреди братства. Впоследствии святой
Никита хиротонисан во епископа Новгородского.
Новейшие опыты подтверждают
то, что с ясностью доказывают опыты времен прошедших. И ныне прелесть -
так на монашеском языке называется самообольщение, соединенное с бесовским
обольщением - бывает непременным последствием преждевременного удаления
в глубокое уединение или особенного подвига в келейном уединении. В то
время, как писатель этих аскетических советов, юношей, в 1824- 1825-м годах,
посещал Александро-Невскую лавру для совещания о своих помыслах с монахом
Иоанникием, свечником лавры, учеником старцев Феодора и Леонида, ходили
к этому монаху, для духовного совета, многие миряне, проводившие аскетическую
жизнь (Монах Иоанникий был
родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с
Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустынь.).
Ходил к нему и Павловского полка солдат Павел, недавно обратившийся из
раскола, бывший прежде наставником раскольников, грамотный. Лицо Павла
сияло радостью. Но он, по возгоревшемуся в нем сильнейшему усердию, предался
неумеренному и несообразному с его устроением телесному подвигу, имея о
душевном подвиге недостаточное понятие. Однажды ночью, Павел стоял на молитве.
Внезапно около икон явился солнцеобразный свет и посреди света сияющий
белизною голубь. От голубя раздался глас: "Прими меня: Я - Святый Дух;
пришел соделать тебя моею обителью". Павел выразил радостное согласие.
Голубь взошел в него через уста, и Павел, изможденный постом и бдением,
внезапно ощутил в себе сильнейшую блудную страсть: он кинул молитву, побежал
в блудилище. Голодная его страсть сделала насыщение страстью ненасыщаемым.
Все блудилища и все доступные для него блудницы соделались
его постоянным притоном. Наконец, он опомнился. Обольщение свое бесовским
явлением и осквернение последствиями прелести изложил он в письме к иеросхимонаху
Леониду, жившему тогда в Александре-Свирском
монастыре. В письме проявлялось прежнее высокое духовное состояние падшего.
Упомянутый юноша был тогда келейником иеросхимонаха Леонида (1827-1828
годы), и читал по благословению старца письмо Павла. Иеросхимонах Леонид
весной 1828 года переместился из Свирского монастыря первоначально в Площанскую,
потом в Оптину Пустынь. Ему сопутствовал его келейник, который при этом
случае посетил некоторые монастыри Калужской и Орловской епархий. Когда
он был в знаменитой Белобережской пустыне, тогда славился там подвижническою
жизнию рясофорный монах Серапион, видевший при своем уединенном келейном
правиле ангела. Не только миряне, но и монахи - так как у нас в России
господствует телесный подвиг, а о душевном почти утрачено самое понятие
- прославляли Серапиона и выставляли в образец монашеской жизни. В 1829
году Серапион переместился по причине душевного расстройства в Оптину Пустынь
для руководства советами иеросхимонаха Леонида. В одно из совещаний с старцем
он вытащил значительную часть бороды у старца. Серапион, помещенный в скиту
Оптиной Пустыни по уважению к его подвижнической славе, пришел однажды
ночью к начальнику скита, иеромонаху Антонию, возвещая, что Иоанн Предтеча
сейчас явился ему и велел зарезать сего Антония, иеросхимонаха Леонида,
иеромонаха Гавриила и помещика Желябовского, гостившего тогда в скиту.
"Да где же у тебя нож?", - спросил
его догадливый и неустрашимый Антоний. "У меня нет ножа", - отвечал прельщенный.
"Так что же ты приходишь резать без ножа?" - возразил Антоний и удалил
в келью прельщенного, которого должно было передать в дом умалишенных,
где он и скончался. Пред кончиною, как слышно, Серапион опомнился и отошел
с надеждою спасения. Должно заметить, что падший дух желая овладеть Христовым
подвижником, не действует властительски, но ищет привлечь согласие человека
на предлагаемую прелесть и по получении согласия овладевает изъявившим
согласие. Святой Давид, описывая нападение падшего ангела на человека,
выразился со всею точностью, сказав: "Ловить,
еже восхитити нищаго, восхитити
нищаго внегда
привлещи и въ сети своей (Псал.
IX. 30). Святый
Дух действует самовластно, как Бог; приходит в то время, как смирившийся
и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его. Внезапно изменяет
ум, изменяет сердце. Действием своим объемлет всю волю и все способности
человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нем действии.
Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного,
но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда. Тогда
ум тайно научается высоким и сокровенным тайнам, которых, по Божественному
Павлу, не может видеть человеческое око, ниже постигнуть ум сам собою...
Ум человеческий, сам собою, не будучи соединен с Господом, рассуждает по
силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда
бывает весь обладаем Божественным Светом, соделывается весь светом, воспаляется
в пламени Всесвятаго Духа, исполняется Божественного разума, и невозможно
ему в пламени Божества мыслить о своем, и о том, о чем хотел бы". Так говорил
преподобный Максим Капсокаливи преподобному Григорию Синайскому (Добротолюбие,
часть 1-я).
Напротив того, при демонском
явлении всегда предоставляется свобода человеку рассудить о явлении, принять
или отвергнуть его. Это явствует из попыток демона обольстить святых Божиих.
Однажды, когда преподобный Пахомий Великий пребывал в уединении вне монастырской
молвы, предстал ему диавол в великом свете, говоря: "Радуйся, Пахомий!
Я - Христос, и пришел к тебе, как к другу моему". Святый, рассуждая сам
с собою, помышлял: "Пришествие Христа к человеку бывает соединено с радостью,
чуждо страха. В тот час исчезают все помышления человеческие: тогда ум
весь вперяется в зрение видимого. Но я, видя этого представившегося мне,
исполняюсь смущения и страха. Это - не Христос, а сатана".
После этого размышления Преподобный
с дерзновением сказал явившемуся: "Диавол! Отыди от меня: проклят ты, и
видение твое, и коварство лукавых замыслов твоих". Диавол немедленно исчез,
исполнив келию смрада (Четь-Минеи
15-го мая).
Невозможно человеку, находящемуся
еще в области плотского мудрования, не получившему духовного воззрения
на падшее человеческое естество, не давать некоторой цены делам своим и
не признавать за собою некоторого достоинства, сколько бы такой человек
не произносил смиренных слов, и как бы ни казался смиренным по наружности.
Истинное смирение несвойственно плотскому мудрованию и невозможно для него:
смирение есть принадлежность духовного разума. Говорит преподобный Марк
Подвижник: "Те, которые не вменили себя должниками всякой заповеди Христовой,
чтут Закон Божий телесно, не разумея ни того, что говорят, ни того, на
чем основываются: потому и мнят исполнить его "делами" (Слово
о духовном законе, гл. 34.).
Из слов преподобного Отца
явствует, что признающий за собою какое-либо доброе дело, находится в состоянии
самообольщения. Это состояние самообольщения служит основанием бесовской
прелести: падший ангел в ложном, гордом понятии христианина находит пристанище,
к этому понятию удобно прививает свое обольщение, а посредством обольщения
подчиняет человека своей власти, ввергает его в так называемую бесовскую
прелесть. Из вышеприведенных опытов видно, что ни один из прельстившихся
не признал себя недостойным видения Ангелов, следовательно признавал в
себе некоторое достоинство. Иначе и не может судить о себе плотский и душевный
человек. Потому-то святые Отцы и сказали вообще о всех подвижниках, недостаточно
образованных душевным деланием, и неосененных благодатию, что безмолвие
губит их.
Поучительно поведение преподобных
Варсонофия Великого и спостника его Иоанна Пророка, которые сами были затворниками
в общежитии аввы Серида, относительно
затворников и безмолвия. Все братия того монастыря, или по крайней мере
большая часть братий, руководствовались наставлениями этих великих угодников
Божиих, преисполненных Духа Божия; руководствовался их наставлениями и
сам игумен Серид, которого Варсонофий Великий называл сыном. Серид и прислуживал
святому Старцу, пребывавшему безвыходно в келий, принимавшему к себе одного
Серида и чрез него дававшему письменные ответы прочим братиям. Братия монастыря,
руководимые назиданиями Боговдохновенных мужей, оказывали быстрое и обильное
духовное преуспеяние. Некоторые из них сделались способными к затворнической
жизни, к которой были призваны провидевшим способность их Богом. Так Великий
Варсонофий предвозвестил Иоанну Миросавскому, что ему предназначено Богом
безмолвие, и, приуготовив этого инока жизнию по евангельским заповедям
среди иноческого общества, в горниле послушаний, в свое время, указанное
Богом, ввел его в затвор (Ответы
1-54.). Из переписки
Великого Варсонофия с Иоанном Миросавским видно, что Иоанн и по вступлении
в затвор обуревался страстными помыслами. Другие иноки, которым попущен
был затвор, возмущались страстями еще более; но затвор им не воспрещался.
Напротив того, преподобному авве Дорофею,
отличавшемуся и мирскою и духовною мудростию, способностию
руководить других иноков, доказавшему этот духовный дар на самом деле,
духоносные старцы воспретили затвор, сколько он ни желал его. "Безмолвие,
- говорили они ему, - дает повод человеку к высокоумию прежде, нежели он
приобретет себя, то есть, будет непорочен. Тогда только имеет место истинное
безмолвие, когда человек уже понес крест. И так, если будешь сострадать
ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, желая
взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь.
Не уклоняйся ни во внутрь, ни во вне, но держись средины, разумевая, что
есть воля Господня, яко дние
лукавы суть (Ефес.V,
16.-Ответ 311.).
Слова мои значат: не дерзать
на безмолвие, и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений: вот
средний путь, безопасный от падения. В безмолвии должно иметь смирение,
и при попечениях бдительность над собою, и удерживать свой помысл. Все
сие не ограничивается каким-нибудь определенным временем. Всякий должен
с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его. Чем более
человек нисходит в смирение, тем более преуспевает. Пребывание в келлии
не делает тебя опытным, потому что ты пребываешь в ней без скорби очевидно:
по недостижению брани с бесами, что затворенного в келлии приводит в такую
тяжкую скорбь и борьбу, каковыя вовсе неизвестны общежительному иноку (Смотри
житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников
и затворников.).
А чрез то, что прежде времени оставишь все попечения, враг готовит тебе
не покой, а более смущения, так что заставит тебя наконец сказать: "Лучше
бы я не родился" (Ответы
312,313.). Преподобный
Дорофей, признаваемый вселенскою Церковью святым, один из превосходнейших
аскетических писателей, пребыл в общежитии среди братства, а по кончине
святых наставников основал свой монастырь и был его настоятелем. Святой
Иоанн Лествичник замечает, что наклонные
к высокоумию и другим душевным страстям никак не должны избирать для себя
жительства уединеннаго, а пребывать посреди братства и спасаться деланием
заповедей (Слово 8, гл.
10,18,21,25.- Слово 27, гл. 13, 36.):
потому что всякое жительство, в пустыне ли, в общежитии ли, когда оно согласно
с волею Бо-жиею, и когда цель его - угождение Богу, преблаженно
(88 глава преподобного Симеона,
Нового Богослова. Добротолюбие, ч. 1.).
От преждевременного затвора прозябает бесовская прелесть, не только очевидная,
но и невидимая по наружности: мысленная, нравственная, несравненно более
опасная, нежели первая, как врачующаяся весьма трудно, а часто и неспособная
к уврачеванию. Этот род прелести, основывающийся на высокоумии, называется
святыми Отцами "мнением" (Святого
Григория Синаита, главы 128. 131, 132. Добротолюбие. ч. 1.),
и заключается в том, когда подвижник примет ложные понятия о духовных предметах
и о себе, сочтет их истинными. Ложным понятиям и созерцаниям, по естественным
сочувствию и содействию ума сердцу и сердца уму, непременно сопутствуют
обольстительные, сладостные, сердечные ощущения: они - не что иное, как
действие утонченных сладострастия и
тщеславия. Зараженные этою прелестью делались проповедниками ложного аскетического
учения, а иногда и ересиархами для вечной погибели своей и ближних. Святой
Исаак Сирский в 55-м Слове упоминает, что некто Малпас проводил в отшельничестве
строжайшую подвижническую жизнь с целью достичь высокого духовного состояния,
впал в высокоумие и явную бесовскую прелесть, соделался изобретателем и
начальником ереси евктитов. В образец аскетической книги, написанной из
состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение
Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышет
утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и
преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением
Божественной благодати. Несчастные и омраченные!
Они не понимают, что, обоняв утонченную воню живущих в себе страстей, они
наслаждаются ею, признают её в слепоте своей вонею благодати! Они не понимают,
что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению
должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник неспособен
к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя недостойным наслаждения,
отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное
себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславия,
высокоумия и сладострастия. Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей
бесовской прелести Франциск д' Асиз,
Игнатий Лоиола и другие подвижники Латинства (По
отпадении Западной Церкви от Восточной.),
признаваемые в недре его святыми. "Когда Франциск был восхищен на небо,
- говорит писатель жития его, - то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту
в недоумение, кому отдать преимущество.
Сыну ли Своему по естеству, или сыну по благодати - Франциску". Что может
быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!
В настоящее время в нашем
отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решительно
невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более
несовместный, чем когда-либо. В этом надо видеть волю Божию, и покоряться
ей. Если хочешь быть приятным Богу безмолвником, возлюби молчание, и со
всевозможным усилием приучись к нему. Не позволяй себе празднословия ни
в церкви, ни в трапезе, ни в келлии; не позволяй себе выходов из монастыря
иначе, как по самой крайней нужде и на самое краткое время; не позволяй
себе знакомства, особливо близкого, ни вне, ни внутри монастыря; не позволяй
себе свободного обращения и пагубного развлечения; веди себя как странник
и пришлец и в монастыре и в самой земной жизни - и соделаешься Боголюбезным
безмолвником, пустынником, отшельником. Если же Бог узрит тебя способным
к пустыне или затвору, то Сам, неизреченными судьбами Своими доставит тебе
пустынную и безмолвную жизнь, как доставил её блаженному Серафиму Саровскому,
или доставит затвор, как доставил его блаженному Георгию, затворнику Задонского
монастыря.
к оглавлению