Слова прп. Симеона Нового Богослова. Том 1
к оглавлению
Слово двадцать пятое
1. О страстном, неверном и лукавом, или злом настроении.
2. В чем состоит единение Бога с сынами света, и как оно происходит?
1. Тьма, братия мои, никогда никакого не имеет общения со светом, но они противоположны. В начале, когда Бог сказал: да будет свет , то, как только явился свет, тьма тотчас исчезла; и опять, как только скрывается свет, тотчас появляется тьма. Подобным образом неверие противоположно вере, неведение – знанию, ненависть – любви. Адам все время, как хранил веру, которую имел к Богу, находился в раю и в жизни безсмертной. Но когда развратился прелестию врага рода человеческого – диавола и впал в неверие, то осужден был на смерть и изгнан из рая, - и вместо божественного и духовного ведения, воспринял знание плотское и страстное. Ибо, когда омрачились умные очи души его, кои суть ум и мысль, тогда прозрел он плотскими очами и начал смотреть на видимое страстно. Если б не отпал он от ведения и созерцания Бога, то не ниспал бы в это страстное знание, которое есть совершенное неведение истинного добра.
Те, которые находятся в прародительской тьме, с какою родились, то есть в этом плотском и страстном ведении, и не хотят богодарованными способами взойти к видению умного Света, то есть к божественному ведению, из которого ниспал Адам, почитают неприятелями и врагами себе тех, кои вновь рождаются духовно от умного оного Света и ведут беседы о делах света, потому что такие речи сильно уязвляют их и ранят. Как луч солнца, входя сквозь какое-либо отверстие в темный дом, бьет некоторым образом будто стрелою ту тьму и разгоняет ее, так и слова богопросвещенного духовного и преподобного мужа бывают как бы мечом обоюдоострым для сердца человека плотского, причиняют ему боль и муку и подвигают на противоречие и ненависть к говорящему их, по причине неведения и неверия слышащего. Если же кто из таких имеет еще высокое о себе мнение и почитает себя многознающим, хотя поистине ничего не знает как следует, то он и Ангела, если б он сошел к нему с неба, прогонит. Хоть Апостола увидит он, хоть пророка, отвращается от него, как от заблуждающегося и других вводящего в заблуждение. О, какое безумие! Слепой почитает слепым того, кто видит, и поистине лжесловесник почитает лживым слова духовного и божественного мужа. Слепой, когда кто ночью говорит ему, что теперь солнце не светит, или среди дня, что теперь не ночь, - не верит тому, а думает, что его обманывают или посмеиваются над ним, и сколько ни толкуй ему, что день светел, а ночь темна, как это и на деле есть, не может взять того в толк, потому что слеп и ничего не видит. Так и те, которые находятся во тьме страстей, у которых ум омрачен неведением о вещах духовных, - или, прямо говоря, те, которые не имеют ума Христова (а умом Христовым я называю Дух Христов, то есть благодать Всесвятого Духа, просвещающую и подающую духовное божественное ведение), почитают несмысленным того, кто имеет ум Христов, а того, кто не имеет ума Христова, то есть божественного оного ведения и сокровенной премудрости, почитают здравомыслящим, потому что обладает человеческим ведением и внешнею мудростию. О таковых добре говорит Пророк Давид: вкупе безумен и несмыслен погибнут (Пс.48,11).
Таковые извращают и вкривь перетолковывают все Божественное Писание по похотям своим и некоторым образом растлевают его страстями своими, хотя при сем не Божественное Писание растлевается, а растлеваются они сами – кривотолкователи его. Итак, эти, не имеющие правого суждения о вещах, но омраченные страстями и по гордости не принимающие наставления от других, как возможно, скажи мне, чтоб они сами собою постигли и уразумели божественное и духовное? Как слепой и не видящий света солнечного не может читать письмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтоб он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен. - И да не прельщает вас кто-либо из таковых!
2. Бог свет есть и сообщает от светлости Своей тем, с коими соединяется, по мере очищения их. И тогда погасшая лампада души, то есть омраченный ум, познает, что зажглась и засветилась, потому что объял ее божественный огнь. О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, потому что душа его при сем не отделяется от ума, ни тело от души. Так как Бог вступает в единение со всем человеком, то есть с его душою и телом, то и сей соделывается тройственным, - как бы триипостасным по благодати, - из тела, души и Божественного Духа, от Коего приял благодать. Тогда исполняется сказанное царепророком Давидом: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс.81,6). Сыны Вышнего, по образу то есть Вышнего и по подобию, так как сподобились быть порождениями божескими от Божественного Духа.
К таковым пристойно сказал и всегда говорит Христос: будьте во Мне, да плод мног принесете (Ин.15,4-5), - многим плодом называя множество людей, чрез них обретающих спасение. И еще говорит:
розга, если не будет на лозе, иссыхает и в огнь ввергается. Будите убо во Мне и Аз в вас (Ин.15,6,4).А что Христос пребывает в нас и мы в Нем, сему Сам Он учит, когда говорит: как Ты Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин.17,21). И, желая полнее представить сие, снова берет слово и говорит: Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны воедино (Ин.17,23). Для большего же еще убеждения слушавших говорит и сие: и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино … да познает мир, как … возлюбил еси их, якоже Меня возлюбил еси (Ин.22,23). Очевидно теперь, что как Отец по естеству пребывает в Сыне и Сын во Отце, так и те, которые, истинно уверовав, родились снова от Духа Святого и сделались братьями Христу и Богу по дару Его и сынами Божиими, пребывают в Боге и Бог в них, по благодати.
Которые же не сделались таковыми и всецело не изменились деянием, разумом и созерцанием, - такие как не стыдятся говорить, что они христиане? Как дерзают они отверзать уста свои и без стыда возвещать сокровенные тайны Божии? Как не стыдятся они ставить себя в число истинных христиан и духоносных мужей, не имея ничего в себе духовного, и не только радения, но и помышления о том не имея? Как некоторые из таких не трепещут вступать на степень диаконства и иерейства и священнодействовать Пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине недоумеваю. -Конечно, слепота ума и сопутствующие ей нечувствие и неведение, и рождающееся от них самомнение, делают то, что такие попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень, Господа нашего Иисуса Христа. Но горе таковым за эту страшную дерзость, по коей осмеливаются они восходить на такие степени, с такою великою богонебоязненностию и небрежением о божественных вещах, как будто малых и ничтожных, - и это для того только, чтоб казаться выше других. И кто после сего будет называть из христианами?
Это сказали мы для тех, которые говорят, что знают все это, и думают о себе, что значат что-нибудь, тогда как ничего не значат, и как на картине представили им в настоящем слове, что такое суть истинные христиане, чтоб они сличили себя с этим первообразом и познали, сколь далеки они от истинных христиан. Что же касается до вас, рабы Христовы, которые любите поучаться и всегда уготованным имеете слух, да слышите, - то Сам Владыка всяческих Христос во Святом Евангелии взывает к вам, говоря: ходите, пока есть свет , теките ко свету, чтобы не объяла вас тьма (Ин.12,35), теките покаянием, теките стезями заповедей Христовых, теките, пока стоит время воссиявания сего света, прежде чем постигнет вас ночь смерти и отосланы будете в вечную тьму. Теките, ищите, толцыте, да отверзется вам дверь Царства Небесного, и внидите в него, обретши его внутрь вас самих, как говорит Господь:
Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17,21)
2. Ибо те, которые умирают, прежде чем стяжут Царствие Небесное, где и когда они обретут его, когда отходят туда, где всегдашняя тьма? Итак, здесь, в сей жизни, повелено нам взыскать его и обрести, толкая в двери его посредством покаяния и слез. И если будем так делать, Христос обещает нам даровать сие Царствие, а если не станем так делать, не послушаем Владыки нашего Христа и не потщимся, пока еще находимся в жизни сей, принять от Него Царствие Небесное внутрь себя самих, то, когда отойдем туда, услышим от Христа такие слова, которые Он праведно скажет нам: что ищите здесь то, что не хотели взять, когда Я давал вам то в свое время и в своем месте? Не умолял ли Я вас много раз: потрудитесь немного, и Я дам вам Царство Небесное, а вы не хотели и презрели его, предпочетши ему земное и тленное? - Теперь же что ищите? Какими делами можете вы стяжать его здесь, от сего часа и далее, когда теперь не время делания, а время воздаяния?
Сего ради прошу вас, братия мои, будем со всею готовностию и со всем тщанием соблюдать заповеди Христовы, чтоб сподобиться и жизни, и Царства вечного и не услышать вместо того, здесь, в настоящей жизни, такого присуждения: не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3,36), а в будущей такого приговора: не знаю вас откуда вы, отойдите от Меня (Лк.13,27); но услышать утешительный глас:
придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25,34). Исполнением заповедей Моих вы напитали, напоили и упокоили Меня, алкавшего, жаждавшего и искавшего спасения вашего, и пришли ко Мне, очистив сердца ваши от всякой скверны и нечистоты греха. Насладитесь же теперь благами Моими, наслаждением неизреченным, в коем жизнь вечная и безсмертная, которую да будет улучить всем нам благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
к оглавлению